На этой неделе на Украине случился новый громкий скандал. Известный своим экстравагантным поведением народный избранник Олег Ляшко обозвал идиотом президента Порошенко за то, что тот подписал соглашение о свободной торговле с Евросоюзом, которое заработало с 1 января.
Олег Ляшко, лидер Радикальной партии Украины: «И этот унизительный мизер — это желанная зона свободной торговли с Евросоюзом?! Какой идиот подписал это соглашение?»
Казалось бы, что возмутило депутата Ляшко? Ведь за ассоциацию с ЕС столько боролись, стольким пожертвовали. Оказалось, что поступила сухая статистика украинского Минэкономразвития. Ожидали, что Европа распахнет двери для потоков украинской сельхозпродукции. Но Старый Свет ввел квоты на беспошлинный импорт и по таким «стратегическим» статьям, как кукуруза, мед, виноградный и яблочный сок. Их вычерпали уже к середине февраля, а к середине марта кончились квоты на сахар, ячменную крупу и муку, на подходе лимиты по томатам и пшеничной муке.
С другими продуктами ситуация еще более анекдотичная, так как украинские продукция не прошла строгую европейскую сертификацию. Речь идет об овсе, грибах и сладкой кукурузе. С трудом пропускают молоко и курятину. Так обстоят дела после того, как президент Порошенко решил отказаться от индустриального наследия и объявил Украину аграрной страной. Он пояснил, что металлургия требует больших инвестиций, поэтому она не нужна.
Украинскую аграрную продукцию могла бы принять Россия, но Москва с 1 января была вынуждена закрыть границы для защиты рынка.
В итоге, по словам главы украинского Нацбанка Валерии Гонтаревой, только за январь Киев потерял на торговой войне с Россией 200 миллионов долларов, общий эффект от ухудшения отношений с Москвой она оценила в 1,1 миллиарда долларов, а независимые украинские эксперты — до 4 миллиардов.
Российский вице-премьер Дмитрий Рогозин считает, что потери только украинского военно-промышленного комплекса от расторжения контрактов с российскими заказчиками составили 2,2 миллиарда долларов. А ведь есть еще украинские гастарбайтеры. За 9 первых месяцев 2015-го они перевели на родину из России 770 миллионов долларов, это в 2,5 раза меньше, чем 2014-м. Сколько будет в 2016-м — большой вопрос.
При этом украинские власти считают, что утрата самого большого рынка сбыта — это хорошо. Премьер Яценюк недавно с гордостью сообщил, что за три последних года Украина втрое снизила уровень зависимости от рынка России — с 35% до 12,5%.
Николай Петро, профессор политологии в университете Род-Айленда: «Такая политика, на мой взгляд, ведется не из экономических соображений, это иррациональная политика. Почему ее вводят? Есть определенный политический смысл, есть эмоциональная составляющая. Эмоциональная составляющая — это показать фигу России, российской верхушке».
Но своего рода рациональное зерно в этом есть: деиндустриализация подрывает экономическую базу русскоговорящего юго-востока и смещает вектор политического влияния на западные регионы. Получается, что с Россией разругались, а в Европу не берут. Как сказал глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, «Украина точно не будет способна стать членом ЕС следующие 20–25 лет».
Комментарии
Подсчитали - прослезились!