Крым. Асад. Русский экспедиционный корпус. Историческая аналогия.

Крым, Асад, русский экспедиционный корпус… Что-то подобное уже было!



Из "Повести временных лет":

"В 6496 (988) году пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города.
Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать. И сказал Владимир горожанам: «Если не сдадитесь, то простою и три года». Они же не послушались его. Владимир же, приготовив воинов своих, приказал присыпать насыпь к городским стенам. Эти насыпали, а корсуньцы. Подкопав стену, крали насыпаемую землю и носили её себе в город и ссыпали посреди города. Воины же подсыпали ещё больше, а Владимир стоял у города. И вот некий муж корсунянин по имени Анастас пустил стрелу, написав на ней так: Колодцы, которые от тебя с востока! Из тех колодцев идёт вода по трубам. Перекопай и перейми воду». Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: «Если сбудется это – крещусь!» И тотчас копать наперерез трубам и перенял воду.
Люди изнемогли от жажды и сдались. Владимир вошёл в город с дружиной своей и послал к царям Василию и Константину сказать: «Вот взял уже город ваш славный. Слышал же, что имеете сестру-девицу; если не отдадите её за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу». И, услышав это, опечалились цари. И послали к нему такую весть: Не пристало христианам выдавать жён за язычников. Если крестишься, то и её получишь, и царство небесное воспримешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого. То не сможем выдать сестру за тебя». Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от царей: «Скажите царям вашим так: «Я крещусь, ибо ещё прежде испытал закон ваш и люба мне вер ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи».»
 
Почему вдруг Русь пошла воевать Корсунь?
Не вдруг.
Согласно летописи, незадолго до этого вопрос о принятии крещения по византийскому обряду был решён. Осталось только решить главное: как именно принять христианство, ведь, приняв веру от императора Византии, правитель страны становился его «сыном». То есть – вассалом!
В 986 году, во время правления императора Василия II, империя ромеев оказалась в весьма сложном политическом и международном положении.
Болгарское войско одержало крупную победу над византийским.  И тут же на юге, в малоазийских владениях империи, поднял восстание Варда Склир. Военачальник высокого ранга, вельможа, сумел поднять против императора Василия II (975—1025гг., будущий Василий Болгаробойца ) значительные силы и вдобавок заключил союз с арабами.
Василий вызвал в Константинополь известного полководца и вельможу, родственника императора Никифора Фоки Варду Фоку. Этот Варда Фока находился на острове Хиосе, в монастыре, куда ранее заточил его Василий по сложным соображениям внутренней политики
Осенью 987 года войска Фоки разбили войска Склира, а сам магистр Варда Склир был захвачен в плен и препровожден в Константинополь. В дороге Склир как-то внезапно “ослеп”. Во дворец его ввели за руки, и торжествующий Василий, показывая кровавые глазницы Склира, глумился над ним.
Тут же в Царьград пришла весть, что удачливый победитель Склира Варда Фока тоже объявил себя императором. Фока двинулся прямо на Константинополь. Осенью 987 года войска претендента на трон разбили лагерь на азиатском берегу Босфора, у Хризополя (нынешний Скутари), прямо напротив столицы. Положение выглядело безнадёжным.


И тогда император Василий II обращается за помощью в Киев. Вот та удача, которая улыбается сильным и мудрым!
Владимир обещает предоставить военную помощь, но выдвигает жёсткие условия: Русь крестится, а Владимир одновременно получает в жёны сестру императора Анну и тем самым становится не "сыном", а "братом" величайшего из монархов того времени! Для Василия II "торг был неуместен".
6 тысяч русских воинов прибыли в Царьград на своих кораблях, а большое русское войско во главе с самим великим князем подошло к стенам Херсонеса. Большинство историков причиной похода Владимира называют именно ту, которая указана в летописном рассказе, то есть желание жениться на византийской царевне. Между тем давно установлено, что рассказ об осаде Херсонеса и крещении там Владимира попал в летопись от священников Десятинной церкви - греков, привезённых русами из Херсонеса. Почему же они ни словом не обмолвились о важнейших событиях в Византии? Зачем понадобилось Владимиру осаждать Херсонес, если император вынужден был выдать свою сестру за русского князя в качестве платы за военную помощь?

Вариантов ответов на неё тоже много, но кажется наиболее аргументированной точка зрения на события 987-989гг. историка А.Поппэ. Самым важным доводом в пользу этой точки зрения, на мой взгляд, является то, что одновременная подготовка и отправка русского отряда в помощь Василию против мятежников и войска Владимира для осады Херсонеса якобы с целью склонить того же императора выдать свою сестру за киевского князя — ситуация совершенно абсурдная. Нам не известно, какие именно Византийские территории поддержали мятежного Варду Фоку. А. Поппэ доказывает, что Херсонес, оторванный от метрополии, издавна склонный к сепаратизму, экономически зависимый от Малоазийской части империи, захваченный Фокой, был в числе мятежных территорий. Таким образом поход Владимира на Херсонес был направлен не против Византийской империи, а, напротив, имел целью поддержать законного византийского императора. Другое дело, что, захватив Корсунь, Владимир мог использовать его для дальнейшего давления на Византию, когда Василий II попытался уклониться от своих обещаний.
Кстати, «Корсунь»! Русские названия крымских городов – ещё одно загадочное явление древнерусской истории. Кроме Царьграда (города Царей, Константинополя), только некоторые иностранные, а именно – крымские города русы называли по-своему: Корчев (Пантикапей, Боспор Киммерийский) – сегодняшняя Керчь; Сурож (Сугдея) – сегодняшний Судак; Корсунь (Херсонес) – его руины находятся на территории сегодняшнего Севастополя. Причём в их названиях слышатся имена славянских и ещё дославянских богов – Хорса и Сурьи.

С какой стати славяне стали называть чужие, далёкие города именами своих древних богов? Для сравнения, возможно ли сегодня представить себе традицию называть какой-нибудь Стокгольм, например, Святоандреевском? Зато китайский Люйшунь на наших картах помечен названием в скобках – Порт-Артур! И Далянь – Дальний.
Пока никаких вразумительных объяснений этому крымскому феномену нет. Кроме одного: Корчев, Сурож и Корсунь в глубокой древности являлись языческими святилищами, основанными праславянами (скифами, киммерийцами?) ещё до прихода в Крым древних греков. Крым был одной из древнейших территорий, освоенных киммерийцами и скифами в Европе. Например, на территории современного Матросского сквера в Феодосии ранее находилась татарская мечеть, ещё ранее – генуэзская христианская церковь, ещё ранее – древнегреческий языческий храм. А изначально – языческое таврийское святилище!  Вспомним, что столица Царства Скифов также находилась в Крыму. Если Крым воспринимался древними славянами как часть своей прародины, как святая земля, тогда становится понятным их постоянное стремление вернуть себе хотя бы часть этой территории.  А позднейшее возвращение России в Крым, двукратная (уже, пожалуй, трехкратная) оборона Севастополя приобретают чуть ли не мистический характер!

"Возвращаясь к так называемой Корсунской легенде, теперь легко понять, почему она не даёт объяснения похода Владимира на Корсунь. Поскольку жители Херсонеса (“Корсуньская легенда” попала в летопись под влиянием священнослужителей Десятинной церкви, тесно связанных с херсонесским духовенством) не желали вспоминать об их неверности по отношению к законной императорской власти, поскольку они хотели связать события в Херсонесе с обращением русов в христианскую веру...”
А. Поппэ

Херсонес был взят русами после долгой осады с помощью грека Анастаса, указавшего место водопровода, снабжавшего город. Правда, в некоторых вариантах летописи разведсообщение передал варяг Ждеберн – первый известный в истории русский разведчик. Водопровод «перекопали».  Город сдался, а Анастас уехал с Владимиром в Киев и стал настоятелем Десятинной церкви.


К этому времени стало очевидным, что император вовсе не торопился выполнять своих обещаний, но угроза потери Херсонеса подействовала.

“Выдача багрянородной невесты замуж менее чем через год после соглашения может показаться неправдоподобной, если сравните этот факт с подобной же попыткой Оттонов (германских императоров): в течении трех лет Оттон I продолжал безуспешные переговоры с Никифором Фокой, а переговоры о выдаче царевны за Оттона III продолжались более шести лет (995-1101гг.) Выдача невесты императорской крови замуж за пределы империи считалась делом из ряда вон выходящим. Даже германские императоры не всегда добивались такой чести, не говоря уже о “варваре - скифе”. Когда же почин принадлежал самому императору, дело шло куда быстрее. Бракосочетание Оттона II с Феофано совершилось за полтора года, хотя невеста была не багрянородной, а лишь родственницей Иоанна Цимисхия.
Временные трудности, переживаемые Цимисхием, были ничтожны по сравнению с плачевным положением Василия II. Сознавая опасность своего положения,  Василий решил нарушить традицию и выдать законнорожденную в багряной палате дочь императора и свою сестру замуж за иноземного правителя.
Для Владимира также было чрезвычайно важно, чтобы бракосочетание состоялось как можно скорее. Этот языческий князь, честолюбивый зодчий обширного и динамично растущего государства, но для наследников Римской империи всё ещё остававшийся варваром, добился такого брачного союза, о котором многие христианские правители не могли и мечтать”.
А. Поппэ



“И стало опасным дело его (Варды Фоки), был озабочен им царь Василий по причине силы его войск и победы его над собой. И истощились его богатства, и побудила его нужда послать к царю русов,—  а они его враги, — чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении; и согласился тот на это. И заключили они меж собой договор о сватовстве и женитьбе царя русов на сестре царя Василия, после того, как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его страны, а они народ великий. И не причисляли себя русы тогда ни к какому закону и не признавали никакой веры. И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов, а те окрестили царя и всех, кого обнимали его земли, и отправил к нему сестру свою, и она построила многие церкви в стране русов. И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов и соединились с войсками греков, какие были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей к Хризополю. И победили они Фоку”.
Яхья Антиохийский (X век).
В битвах при Хризополе (внезапный ночной удар кораблей и высадка десанта!) и Абидосе русские воины решили исход войны в пользу законного императора. Жаль, что блестящая страница отечественной военной истории осталась не освещённой в летописи.

Сто лет назад трудами учёных-богословов Киевской духовной академии была указана дата крещения Владимира: 1 марта 987 года. Неувязочка с сегодняшней трактовкой.
Польский славист А. Поппэ подтверждает традиционный 988 год. Он даже указывает, что сам Владимир окрещен 6 января 988 года, то есть на праздник Крещения.
Один из последних советских исследователей вопроса о дате крещения, О.М. Рапов, считает, что после Абидосской битвы Владимир разрывает соглашение о крещении Руси. Причина разрыва — Царьград не выполнил условия о замужестве Анны. Далее О.М. Рапов производит расчёт, по которому уже в июне-июле Владимир осаждает Корсунь и не ранее чем в феврале-марте (это уже 990 год) берёт город. Таким образом, крещение киевлян относится к июлю-августу 990 года.
Другой исследователь проблем крещения, А.Г. Кузьмин, считает летописную “речь философа” не началом практической постановки Владимиром вопроса о крещении, а заключением торжественного акта крещения. И датирует его 986 годом, склоняясь тем самым к киевской версии крещения Владимира. Так что истинные обстоятельства и дата крещения Руси – загадка.