Русскоговорящие жители Прибалтики!

На модерации Отложенный На положение русскоговорящих жителей в балтийском регионе оказывают влияние три основных фактора: последствия трагического разделения русского народа; движение стран Прибалтики в европейские структуры, включая НАТО; различие позиций по многим основополагающим вопросам межгосударственных отношений между РФ и балтийскими странами.

Методологической основой политики, воплощенной в системе законодательных и нормативных актов, стала сегрегация, т.е. отделение значительной части населения от полноценного участия в социально-экономической жизни. Причем система административных мер направлена на то, чтобы сократить нетитульное население, в первую очередь русское.

Фактически в балтийских регионах протекает смешанный сегрегационно-ассимиляционный процесс. Там, где русское население слабо представлено в местных властных структурах, где нет русских общественных и политических организаций, ассимиляция идет довольно успешно. Одним из ее внешних признаков является добровольная эстонизация русских имен и фамилий.

Политика сокращения русского и русскоязычного населения настойчиво проводится в жизнь: это разделение на группы по гражданскому статусу и языковому признаку (уровень владения языком), фактическая ликвидация системы высшего и среднего образования на русском языке, меры экономического воздействия на организации, использующие русский персонал (от штрафов за недостаточный уровень знания языка до введения в перспективе налога на использование иностранной рабочей силы).

Весьма важным является психологический аспект взаимоотношений русского национального меньшинства и титульных народов. В первую очередь это касается слоя, формулирующего общественное мнение и как бы выражающего волю народа. В России этот слой принято называть интеллигенцией, то есть термином, смысловое значение которого автоматически переносится на соответствующие слои в Прибалтике.
Но что характерно, за все годы вопиющих массовых нарушений прав человека и подавления образования и просвещения на русском языке фактически ни одного сколько-нибудь значительного акта выражения недовольства или неодобрения по этому поводу со стороны национальных интеллигенций Прибалтики не прозвучало. Если вспомнить те гневные, пылающие негодованием выступления и речи по поводу своей ущемленности, которые раздавались в конце 80-х - начале 90-х годов, возникает странное чувство недоумения перед той духовной глухотой и слепотой части общества, которая самим своим предназначением обязана думать не только о личных интересах, не только о своем народе, но и высших человеческих ценностях и категориях бытия. Остается прийти к одной неутешительной мысли, что в Риге и Таллине отсутствует интеллигентность в русском понимании этого термина, то есть особое состояние души образованного человека. Ведь для русского интеллигента самой характерной чертой является беспокойная совесть и обостренное чувство справедливости

Несмотря на инспирируемые и организуемые официальными властями тенденции развития, интересы русских в Прибалтике заключаются в первую очередь в сохранении образования на русском языке и борьбе за изменение правового статуса тех людей Латвии и Эстонии, которые не получили гражданского статуса, или хотя бы создания условий для его получения не в отдаленном будущем и не на тех труднопреодолимых требованиях, которые сейчас существуют.

Фактически стоит вопрос о налаживании механизма этнической самозащиты, в которой должны действовать принципы, позволяющие русскому сообществу жить и развиваться в условиях дискриминации.