Несколько слов о вере.

На модерации Отложенный

Попытаюсь теперь ответить на твой трудный вопрос о сущности веры.

С этимологической точки зрения это слово рассматриваем в 4-х направлениях. Сначала обратимся к слову вера как языковому знаку. Итак, что дает нам историческая и этимологическая лексикография. Приведу цитаты из этимологического словаря современного русского языка.

Вера (входит в 3-ю тыс. употр. слов) – твердая убежденность, уверенность в чем-л., в исполнении чего-л.; уверенность в достоинствах, положительных качествах кого-л., в правильности, разумности и т. п. поведения, жизни кого-л.; состояние сознания, связанное с признанием существования бога, убеждения в реальном существовании чего-л. сверхъестественного. ▲ В рус. языке X–XVII вв. изв. вhра «правда», «вера-доверие», «присяга, клятва», «верность», «верование»,  «религия», отм. в словарях рус. языка с 1704 г. Писалось через ять до реформы 1918 г. ▲ Из праслав. *вěра, восходящего к и.-е. сущ. *wērā «доверие, вера» и прилаг. *wēros «истинный», производным от *wēr-: *wer- “расположение, любезность”. Имеет близкие соответствия: лат. vērus, др.-ирл. fir, кимвр. gwir, гот. -wērs «истинный, действительный, верный», гот. allawērei «честность». См. верить, верный, веровать.

Верить (входит в 1-ю тыс. наиболее употр. слов) – иметь твердую уверенность, быть убежденным в чем-л. (в неизбежности, правильности, успехе); быть уверенным в достоинствах, положительных качествах кого-л., считать кого-л. способным оправдать ожидания, надежды; быть религиозным, веровать; принимать за истину, полагать что-л. существующим в действительности, соответствующим действительности; доверять кому-л., полагаться на кого-л.; верить на слово; не верить своим глазам. ▲ В рус. языке XI–XVII вв. изв. вhрити, въвhрити, извhрити, възвhрити, привhрити, повhрити, изоувhрити, верити отм. в словарях рус. языка с 1704 г. ▲ Из праслав. *вěрити, каузативного гл. на -ити от *вěра. См. вера, верный.

Верно (вероятно, в пределах 10 тыс.) – нареч. к верный; правильно, так и есть (с восклицательной или вопросительной интонацией или как утверждение; должно быть, вероятно ▲ В рус. языке XI–XVII вв. изв. вhрьно и невhрьно; верно отм.в словарях рус. языка с 1704 г. ▲ Собств.-рус. наречное образование на базе прилаг. верный. См. верный.

Верный (входит в 3-ю тыс. употребительных слов) – заслуживающий полного доверия, преданный; неизменно придерживающийся чего-л., не изменяющий чему-л.; не вызывающий сомнения в своей надежности, надежный; соответствующий истине, действительности, правильный, точный; меткий, точный, безошибочный; неизбежный, неминуемый; верный самому себе. ▲ В рус.-цслав. языке XI–XVII вв. изв. вhрьныи, невhрьныи, двоевhрьныи, своевhрьныи, вьсевhрьныи, неоудобовhрьныи, правовhрьныи, кривовhрьныи, благовhрьныи, маловhрьныи, зловhрьныи, имовhрьныи, неимовhрьныи, прямовhрьныи, подобьновhрьныи, иновhрьныи, единовhрьныи, достоиновhрьныи, коупьновhрьныи, добровhрьныи, скоровhрьныи, достовhрьныи, полоувhрьныи; верный отм. в словарях рус. языка с 1704 г. ▲ Из праслав. *вěрьнъ(йь) “тот, кому можно верить, доверять”, производного прилаг. с суф. -ьнъ от основы *вěра, *вěрити. См. вера, верить.

Вероисповедание (вхождение в 5-ю тыс. употр. слов сомнительно, скорее редкое) – разновидность какого-л. вероучения со свойственной ему обрядностью; официальная принадлежность к какой-л. религии. ▲ В рус. языке XI–XVII вв. не изв. ▲ Позднее рус.-цслав. новообразование, сложное слово с соединительным -о-. См. вера, исповедание.

Вероятный (входит в 4-ю тыс. употр. слов) – возможный, представляющийся истинным. ▲ в рус. языке XI–XVII вв. изв. вhроятьныи «достойный доверия» и вhроятельныи «доверчивый», вероятный отм. в словарях рус. языка с 1771 г. ▲ Собств.-рус. новообразование, прил. на -ный на базе ст.-слав., рус.-цслав. словосочетания вhру яти «принять веру», «веровать», переоформленного аналогично сложениям с соединительным -о-.

Основные конструкции управления сущ. вера: вера кому, вера в кого, вера во что.

Из этих словарных статей следует, что слово вера в современном русском языке относится к 3-й тысяче наиболее употребительных слов (для примера, подобные англ. слова belief и faith относятся ко 2-й тысяче наиболее употребительных слов). Это значит, что слово не входит в главную тысячу слов, которые покрывают 90% любого речения на русском языке. Глаг. верить значительно более употребителен (1 тысяча), прилаг. верный и вероятный, а также сущ. вероисповедание – также относятся к периферийной лексике (3, 4, 5 тыс.).

Сама форма слова – сущ.ж.р. на -а является наследием предкового славянским языкам вида, т. е. имеет возраст, по крайней мере, в 3300-3500 лет. Обращу внимание на особые отношения праслав. сущ. и лат. прилаг. Это свидетельство того, что отдаленные предки славян некогда обитали в непосредственном соседстве с предками римлян и имели много общего в своей концептуальной сфере (вторая половина 2 тыс. до н. э.).

Общий вывод таков: слово вера в русском языке старше любой из свирепствующих ныне тоталитарных религий ориентального происхождения.

Теперь обратимся к значениям слова вера. В сопоставлении со значениями слов родственных и.-е. языков выявляется старейшее значение сущ. вера: «доверие к кому-л., представляющемуся заслуживающим доверия, правдивым, честным», иными словами, вера основывается на доверии кому-л. Отсюда происходит современное знач. «уверенность в достоинствах, положительных качествах кого-л., в правильности, разумности поведения, жизни кого-л.».

На базе этого первичного значения и развиваются затем знач. «клятва, присяга», т. е. акт выражения доверия кому-л.

Затем развивается значение: «истинность, правдивость, верность действительности, истина, правда», т. е. твердая убежденность, а вернее, уверенность в чем-л., в исполнении чего-л.

Все эти значения имеют почтенный возраст.

Самым поздним являются значения религиозной сферы: вера как верность какому-то учению, представляющемуся верным, истинным (первое такое словоупотребление отм. в описании событий 911 г. в ПВЛ).

Еще позднее – вера = верование в определенного бога (как правило, богов Израиля или Измаила, Моисея или Могамета), в современности это значение пытаются описывать в таких неловких выражениях: состояние сознания, связанное с признанием существования бога, уверенности, убеждения в реальном существовании чего-л. сверхъестественного.

Таким образом, первичное значение слова вера – «доверие к кому-л. и к тому, что он говорит и делает, основанное не на очевидных доказательствах, не на принудительном убеждении, а на внутреннем чутье, расположении, симпатии к кому-л., «полюбовном согласии душ» по Пифагору».

Теперь перейдем к рассмотрению сложнейшего вопроса, что же в действительности, в реальности обозначается словом вера? Как следует из анализа истории значения слова, первичное явление, обозначаемое словом вера – это интимное, индивидуальное чувство доверия (к) кому-то, благосклонное общение с кем-то в обстановке доверительности. Т. е., перед нами явление человеческой психики, объект психологии. В данном случае вера – это проявление психической энергии, особая способность души, проявляющаяся в межличностном общении. Эта психическая энергия, имеет в своем проявлении несколько ступеней: вера – недоверие – неверие. Т. е., эта энергия может быть определена и качественно и количественно (большая вера – малая вера – слабая вера – недоверие – вовсе нет веры кому-л.). Эта душевная энергия попала в поле зрения Пифагора и Юнга (последний выделял мышление, чувство, ощущение и наитие, писал об индивидуальном и коллективном бессознательном), но осталась мало замеченной Фрейдом. Между тем, это проявление психической энергии может быть определено в противопоставлении другим проявлениям психики.

Пифагор учил, что душа человека обладает четырьмя способностями – к познанию, оценке (мнению), чувственному ощущению и наитию. Душа по Пифагору соответствует прямоугольному четырехугольнику (Иоанн Лид. О месяцах 2.9)

Способность мышления (nous, frenes) сообщает душе о существовании вещей и явлений, дает им имена, вводит понятия, соединяет понятия в умозаключения, ищет истинное суждение.

В этом мышление опирается на очевидность, на данность в ощущениях, на показательные примеры, на доказательства.

Способность чувства оценки (doxa) определяет ценность вещей, измеряет и определяет человеческие взаимоотношения, сообщает душе о приемлемости или неприемлемости чего-либо, создает мнение о ком-то, о чем-то. В этом мнение опирается преимущественно на индивидуальный, а в лучшем случае, на общественный опыт.

Способность чувственного ощущения (thymos) сообщает душе о присутствии вещи, данной в ощущениях, но не может сказать что это, а только наслаждается или страдает от соприкосновения. «Ощущение вообще и зрение в частности – очень горячий пар, горячая энергия. Энергия тепла зрительного луча отражается (отталкивается) от холодного. Глаза – врата Солнца» (Пифагор). Т. е., ощущение отталкивается от реальных воздействий внешнего мира (душа страдает или наслаждается, испытывает боль или удовольствие посредством тела).

Способность наития (anoeton) помогает душе постигнуть суть явлений и вещей, не данных в ощущениях через умозрение, внутреннее восприятие и подключение к безмерному бессознательному, неосознанному (сейчас бы сказали – иррациональному). Она позволяет душе предвидеть ход событий, не опираясь на очевидное, на жизненный опыт, на данное в ощущениях.

Вот мы и обнаружили реальное соответствие вере. Словом вера обозначается однократный или многократный акт особой психической энергии, особая способность души ведать нечто, не данное в ощущениях, в индивидуальном и коллективном опыте, в мыслительно-логической очевидности, проявление частного и общего бессознательного.

Эта психическая энергия прекрасно описывается русским и другими языками:

Почему вера слепая? – потому что не требует очевидности.

Почему вера тёмная? – потому что ее мотивы не освещены сознанием, мышлением, светом разума.

Почему вера фанатичная? – потому что она часто связана с избытком, излишним проявления психической энергии, с безумием.

Имеет ли эта форма психической энергии абсолютное превосходство над другими тремя? Вопреки широко распространенному мнению, что да, берусь утверждать обратное. Вера, так же как и мысль, и мнение, и ощущение, может нас подвести, и нередко подводит. Ведь даже кошка может не почуять приближение катастрофического землетрясения и не спастись бегством из утлой человеческой постройки. И человеческие проявления слепой веры кому-то, к кому-то, в кого-то или во что-то также нередко приводят к ошибкам и даже к бессмысленной гибели.

К тому же, история человеческого общества явно свидетельствует против исключительности веры. Ведь верят люди кому-то (другу, жене, родичу, жрецу, пророку, целителю-экстрасенсу, группе лиц, народу и т. п.), верят во что-то (это какие-то слова-понятия, учения, логические и оценочные суждения), в кого-то (в вождей, героев, спасителей, в инопланетян, в сверхъестественные силы, в различных богов, которых человечество напридумало уже мириады и миллионы). Иными словами, человек никогда не руководствуется исключительно верой, но всегда опирается и на свидетельства мышления (буквально пользуется словами, определениями, суждениями, умозаключениями), и на данные индивидуального и общественного опыта (мнения, оценочные суждения), и на данные индивидуальных ощущений (данностей чувств и ощущений).

Из общественного опыта явно следует, что исключительная слепая вера спасает отдельных индивидов или отдельные сообщества в редчайших случаях, в большинстве случаев, напротив, ведет к погибели и исчезновению. Одно дело, однажды интуитивно предчувствуя какую-то катастрофическую угрозу заблаговременно уйти самому и вывести своих родных, близких, друзей, соплеменников из опасного места. Другое дело – безошибочно постоянно проделывать это. Ни самым выдающимся индивидам, ни многочисленным сословиям оказалась не под силу эта задача.

Развивать эти соображения можно во всех направлениях. К этому способна и ты сама. Просто продумай, прочувствуй, ощути всякое проявление веры, всякий акт веры, всякий предмет веры до конца.

 Потому и призывал Пифагор к гармонии всех четырех проявлений души. Вот что он внушал своим последователям:

Душа состоит из нескольких частей – сознающей части (nous), рассудочной (phren) и страстной (thymos)… Любая душа имеет и божественную часть, через которую возникает общность душ, ума у друзей и единение с божеством.

Душа имеет монадическую (monadikos), ноическую (noikos)  мужскую (arsenikos, arren) часть и диадическую (dyadikos) бессознательную (anoetos) женскую (thelea, theleia, thelys, thelykos), страстную, чувственную и рабски привязанную ко всему телесному и материальному. Эти две части слиты во вселенской любви (eros).

Сознание (nous) и сущность (самость) (ousia) души Пифагор определял как одно (монада, en), так как оно постоянно (nous monimos), всецело подобно себе и начинательно. Самость – первый элемент (prote arche) всякой вещи.

Неразумная бессознательная часть души (anoeton) безграничная, беспредельная, многочисленная, левая, кривая, темная и злобная.

Разумная часть души, совершенная энергия ума и речи (nous kai logos), предельная, светлая, прямая, правая и склонная к добру.

Сознание (nous) и интеллектуальная часть души (phrenes) бессмертны, эмоциональная  (thymos) смертна.

Часть сознательная отгораживается от внутреннего мира неосознанного (anous) тенью (skia), которая состоит из того, что более всего раздражает в других, вызывает ненависть и побуждает к вражде с ними. Этот внутренний беспредельный, мрачный и темный лик души иногда является во снах (skias onar).

Как видишь, из пассажа о неразумной бессознательной части души следует, что Пифагор полагал ее проявления весьма негативными. Потому и обольщаться верой не стоит безоглядно. Тут уж, как говорится, доверяй, но проверяй.

Переходя к вопросу о моем отношении к вере, сразу отмечу, что я страстный поборник пифагорейского взгляда на это явление. Желательно, чтобы в человеке, в народе, в государстве царила гармония (соразмерность, золотая середина) мышления (сознания), мнения, ощущения и бессознательного (последнее трудно сдерживать в равновесных пределах).

Позднейшее значение слова вера – вероисповедание, верование, религия обозначает в реальности унификацию, интеграцию (желательно тотальную) человеческой общности, превышающей этническую единицу, на базе так называемого коллективного бессознательного. Чтобы облегчить для власти деление людей на своих и чужих («нашей веры» – «не нашей веры»). Кроме того, и в низовом быту вера, обозначающая коллективное бессознательное, является способом дискриминации (т. е. отделения «своих» от «чужих») для дальнейшей эксплуатации, неадекватного обмена или прямого грабежа, убийства и захвата имущества иноверцев.