Отбросьте нас. Но встаньте на плечи

 

Это обращение к молодым. К тем, кому сегодня 15-25, максимум 30 лет. К поздним детям или ранним внукам нашего поколения.

Мы входили в жизнь (и в науку – те из нас, кто выучились на ученых) в семидесятых–начале восьмидесятых годов. Девяностые нас из науки, да и вообще из содержательной жизни выбросили. Единственной осмысленной деятельностью стала погоня за материальными благами. И в итоге мы привели страну в то печальное состояние, в каком передаем ее вам.

Наше поколение оказалось потерянным, потому что, получив еще более-менее приличное образование – у нас была для этого возможность, нужно было только хотеть – мы (как поколение) не создали ничего ценного: ни в науке, ни шире – в культуре, ни вообще в жизни.

Здесь было бы самое место попросить прощения. Но я сейчас хочу сказать о другом. Вы правы, когда отказываете нам в уважении, когда отбрасываете наши мнения, когда хотите всё переделать по-своему. И правы отнюдь не только потому, почему юность всегда права против старости: мы (как поколение) в самом деле оказались на редкость бесплодны, творчески бесплодны. В молодости мы смеялись анекдоту, в котором японец хвалил советских детей ("...а вот всё, что вы руками делаете, ужасно"). У нас ужасным получилось не только то, что мы сделали руками, но – и головой, да и другими частями тела. Включая – уж не обижайтесь: если уж говорить правду, то надо говорить ее всю – и вас.

В общем, вы правы, не слушая нас. Но вы неправы в том, КАК вы нас не слушаете. Ругать наше бесплодие, поражения и ошибки можно с двух позиций: нижней и верхней. Верхняя – когда вы поняли причины нашей болезни и наших неудач – неважно, в политике, в науке или в искусстве. Нижняя – когда вы ничего не поняли, а просто кричите "Плохо!".

Когда вы вместо наделанных нами глупостей, начинаете творить свои еще более глупые. В политике и экономике – когда вы отказываетесь понимать сложность проблем и ратуете за простые решения, вроде "взять и поделить" молодых коммунистов или "рынок всё наладит" молодых либералов. В науке – когда стремитесь заимствовать уже поиздержавшиеся методы и идеи, чтобы производить продукты-статьи, не имеющие никакой ценности, если не считать того, что вам за них повесят на погон еще одну научную "звездочку". В искусстве – когда создаете однодневки "ни уму, ни сердцу", о которых завтра не будет помнить никто.

Такое "новаторство примитива" ведет к печальному итогу: через тридцать-сорок лет вы так же будете просить прощения у своих детей, как мы просим сегодня у вас. И то, что мы не удосужились дать вам приличное образование, а вы – взять приличное образование (потому что приличное образование всегда берется силой, без нее – никуда) не станет для вас оправданием. Как нас не оправдывает то, что мы получили от своих измордованных сталинизмом отцов страну в том состоянии, в каком мы ее получили.

Если вы хотите бОльшего, то вам придется нас понять. Не в смысле "понять значит простить". А понять то, что было сделано нами и до нас. Чтобы не просто отбросить, но чтобы осмыслить сделанное, недоделанное, а главным образом несделанное нами. Чтобы начинать не с нуля, а встать нам на плечи.

В этом, в конечном итоге, и состоит техника культурного строительства: каждое последующее поколение  становится на плечи предшественника. Мы создали очень тонкий, почти незаметный культурный слой. Но если вы хотите подняться выше, вам нельзя пытаться спрыгнуть с культурного холма. Потому что спрыгнуть с него можно только в варварство. Впрочем, с нашим нежеланием учить вас и вашим нежеланием учиться, масса молодых людей и так находится именно в нем.

В жизни бывают странные совпадения. Только вчера я задумал этот текст, и вчера же товарищ попросил написать приветствие молодым ученым – участникам научно-культурного форума в Томске. Среди них много психологов – представителей дисциплины, которой я посвятил все сорок лет своей профессиональной жизни. Обращением к ним я и хочу закончить. Впрочем, оно адресовано не только психологам.

Дорогие молодые коллеги! Прорыв в психологии, преодоление давнего кризиса, когда теоретическая психология почти исключительно толчет воду в ступе, а практическая почти исключительно обслуживает платежеспособный спрос сильных мира сего, помогая им манипулировать слабыми, возможен только при принципиальной смене наших представлений о мире, человеке и месте человека в мире.

Только когда мы увидим, что психика (душа) человека есть часть мировой души, только когда мы увидим хотя бы самые общие принципы устройства мировой души и место психических пластов среди других – допсихических и надпсихических – ее пластов, только когда мы увидим связь психического с надпсихическим в душе человека, только когда мы увидим мир и человека развивающимися и увидим развитие человека как преобразование "нижней психики" в "высшую": выращивание высшего психического "тела" и надпсихического, духовного "тела" смыслов и осознанного бытия человека в единстве с миром – только когда мы всё это увидим, только тогда мы сможем ставить правильные профессиональные вопросы и искать на них правильные ответы.   

Вопрос же этот по сути дела один – как помогать себе самому и другим людям (включая и группы людей, и организации людей, и народы, и человечество в целом) в их развитии? Как ускорять развитие – и свое, и других людей? Только в этой перспективе мы сможем создать новые методы и в педагогической психологии, и в клинической, и в индустриальной, и, конечно, в психологическом консультировании, и даже в нейропсихологии. Выход из тупиков, преодоление кризисов развития, освобождение потенциала развития, превращение тормозящих развитие факторов в ускоряющие – вот главные задачи психологии, и теоретической, и прикладной.

Развитие – это не какая-то одна сторона жизни. Это вся жизнь и есть. И психология развития – это не раздел психологии. Это вся психология. Единственный осмысленный подход к решению любых профессиональных задач.

За исключением, быть может, только одной – задачи карьерного роста. Но и это временно – построенный на песке дом долго не стоит.

Так что, если не хотите стыдиться перед своими детьми, как нам приходится сегодня стыдиться перед собой и перед вами, стройте свой дом на более твердом основании. Успеха вам!