Алколобби идёт с козырей
Упийственные аргументы
В 2015 году только на столичные магазины было наложено более 400 административных штрафов за нарушение условий продажи алкоголя. Более половины этих торговых точек лишились лицензий. ФСБ и ФНС провели по поручению президента Путина масштабные проверки на некоторых ликероводочных комбинатах, а также в офисах крупных оптовых поставщиков алкоголя. В 2016 взялись уже за рестораны. Почему?
Официальным поводом к проведению проверок с выемкой документов сталти существование мошеннических схем при использовании ЕГАИС и, якобы, рост смертности среди населения в связи с употреблением контрафактной алкогольной продукции. Но так ли поборников налогового законодательства и здорового образа жизни интересуют те проблемы, которые они озвучивают, а часто – и придумывают сами? Но не станет ли деятельность, декларируемая как борьба с нелегальным оборотом алкоголя, одновременно способом передела «сфер влияния» на сопутствующих рынках?
А давайте, как это принято в любом детективном романе, поищем, «кому выгодно» было бы закрыть «по-быстрому» тот или иной ресторан или кафе? Ведь это мечта не только горожан, которым не посчастливилось иметь квартиру возле подобной точки общепита, но и конкурентов, и прочих «недоброжелателей». Однако существующая процедура предполагает, что закрыть заведение возможно лишь по решению суда при наличии многочисленных нарушений санитарных, противопожарных и прочих требований, зафиксированных надлежащим образом. Так было, покуда в жизни рестораторов не появился ЕГАИС. И стоит ли опасаться, что она станет для них «дамокловым мечом»?
На сегодняшний день предприятия в сфере общественного питания регулярно проверяются уполномоченными государственными службами. Скажем, Роспотребнадзором, в чьи обязанности входит инспектирование на предмет санитарно-эпидемиологического благополучия заведения, а также контроль и надзор за соблюдением санитарных правил и норм. Его проверки могут быть плановыми, с графиком которых любой желающий может ознакомиться на официальном сайте ведомства, а сама организация за три дня до проведения уведомляется об этом факте контролирующим органом, или внеплановыми.
Поводом к проведению последних могут стать обращения инициативных граждан или представления органов государственной власти.
По таким же схемам организована работа и иных ведомств. Помимо Роспотребнадзора деятельность «нас кормящих» проверяют МЧС, трудовая инспекция, органы полиции, ФНС, ФМС, ФАС и пр. – всего порядка 50 (!) инстанций, каждая из которых имеет право на осуществление надзорной деятельности исключительно в рамках своей компетенции.
И вот теперь алколобби идёт с козырей.
На арене появляется ЕГАИС – автоматизированная система государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. С 1 января 2016 года предприятия общественного питания, осуществляющие розничную реализацию алкоголя, должны фиксировать в ЕГАИС поставки такой продукции.
Безусловно, на сегодняшний день это дополнительная нагрузка на малый и средний бизнес, не приносящий сверхприбылей и зачастую дышащий на ладан, в виде покупки комплекта оборудования и его настройки, обучения персонала и пр. С другой стороны, реализация через рестораны и кафе неучтенного в ЕГАИС алкоголя действительно приводила к недополучению бюджетом значительных средств.
Но не станет ли ЕГАИС инструментом для давления на неугодных участников рынка, в том числе, и способом вытеснения конкурента из ресторанного бизнеса для недобросовестных игроков?
Если при проверке того же Роспотребнадзора были выявлены работники, не имеющие медицинских книжек, предприниматель мог уволить «нарушителей», приняв потом на работу тот же персонал, но уже с оформленными по всем правилам документами, отделаться небольшим штрафом и исключить претензии со стороны контролирующего органа в будущем. Обвинение в использовании «серых схем» оборота алкоголя чревато иными последствиями.
Тем более, если борьба с ними началась и будет вестись под грифом «поручение президента». В такой борьбе, как известно, никто не выживает. Даже сильнейший.
Александр Хаминский
Комментарии