Крым: Арабатская стрелка стала стратегической

На модерации Отложенный

На полуострове с особой болью воспринимают ежедневные новости о гибели жителей соседнего Донбасса

Беспилотники или ракеты? По-особому сработала в минувшие выходные над Симферополем противовоздушная оборона. В соцсетях местный народ делится впечатлениями — несколько необычайно мощных ночных «хлопков» были слышны практически во всех городских районах. Два взрыва прозвучали над поселком Октябрьское, расположенном в полусотне километров к северу от крымской столицы. Когда-то у поселка действовал крупнейший аэродром Черноморского флота, но в украинские времена военный объект отдали под птицефабрику.

Нынешнее применение систем ПВО вынужден подтвердить сам Сергей Аксенов. Слишком уж сильно громыхнуло. «Прошу всех сохранять спокойствие и доверять только официальной информации», — призывает глава республики встревоженных земляков.

Накануне Аксенов в очередной раз комментировал атаки украинских БПЛА на Крым, назвав их «разовой точечной опасностью». Однако в этом обращении он впервые упомянул американские ракеты. По его словам, попадание таких ракет на территорию полуострова исключено. Во всяком случае, «исключено в ближайшее время».

Тем не менее, большинство республиканских изданий весьма характерно размещают информацию о последнем налете на Симферополь. Публикации выставили в одной подборке с трагической новостью из Запорожской области, до которой рукой подать. Вот что сообщает запорожский губернатор Евгений Балицкий:

— По окраине Мелитополя нанесены артиллерийские удары украинскими ракетами РСЗО Himars. ПВО на излете было сбито две ракеты, четыре достигли своей цели. Есть раненые и погибшие. Спасатели ищут людей, которые могут оставаться под завалами.

Так сложилось, что буквально каждая крымская семья имеет за Перекопом близких людей. Там родня и знакомые по жизни, добрые друзья или партнеры по бизнесу. Прежде всего, речь о Донбассе, соседних Херсонщине и Запорожском крае. Связь у народа есть. О чем говорят? Будем откровенны, об ужасе повседневных смертей. Кровавый кошмар безнаказанных убийств, который творит Украина, длится десятый месяц. Какое сердце нужно иметь, чтобы выдержать подобные муки?

Соседка берет телефон и уходит подальше от подъезда, чтобы не было слышно, как она плачет. Официальные правительственные цифры лишены эмоций. Только в ДНР под украинскими обстрелами погибли 4.376 мирных жителей, в том числе 132 ребенка. Счет ведется от начала эскалации 17 февраля. Уточним, первые установки HIMARS появились на вооружении ВСУ только в июне. Тем не менее, до сегодняшнего дня по Донецкой республике уже выпущено 135 убийственных «химер».

Когда же наступит расплата для бандеровских упырей, до сих пор терзающих Донецк?

Последнее время крымчане реально не понимают, почему это горе не может обрушиться и на их города. По сути, теперь прифронтовые. Уверения, что «оборонные ведомства работают над тем, чтобы с точки зрения безопасности регион был защищен со всех сторон» — убеждают не очень. У Украины есть HIMARS. Плюс на вооружении ВСУ стоят ракетные системы «Нептун» и «Гарпун», чья дальность 280 км. Достаточно для поражения целей в Симферополе и Евпатории, Ялте и Севастополе — особенно после того, как мы оставили Херсон. Ну а если «химеры» стартуют из Запорожья, то вполне способны долететь до Керчи.

Подобная перспектива не умещается в сознании. Но как примириться со вполне реальным ударом по базе стратегической авиации РФ в приволжском Энгельсе? Туда в три раза дальше, чем до Крыма. Тяжкие разговоры по служебным курилкам, на базарах и в электричках. Черный юмор, ставший банальностью: «Мы что, начнем воевать по-настоящему, только когда будет атакована Москва?».

Весь последний месяц по Крымскому полуострову продолжаются «пристрелочные» налеты украинских беспилотников. Словно отрабатывают маршруты для чего-то более мощного. Материковая Россия знает о громкой ноябрьской атаке воздушных и морских дронов в Севастопольской бухте.

Но процесс продолжается. Следом беспилотные летательные аппараты прорывались к новым теплоэлектростанциям «Таврическая» и «Балаклавская». Именно эти стратегические ТЭЦ обеспечивают основной объем электроэнергии Крыма. Очередная попытка удара пошла по электрической подстанции 220 кВ «Кафа» под Феодосией. То есть, по важнейшему объекту «путинского» энергомоста, проложенному через Керченский пролив.

8 декабря, корабль Черноморского флота сбивает беспилотник прямо над акваторией Севастополя. Два дрона уничтожены при подлете к бухте в ночь на 6 декабря. Еще пять БПЛА пытались ударить по городу русских моряков 22 ноября. Список налетов слишком долгий.

Ровно неделю назад Владимир Путинлично инспектировал восстановление Крымского моста. И прямо на мосту поставил особую задачу. «Надо обеспечить надежное сообщение с Крымом по суше. Я знаю, работы там проведены».

Почему президент, находясь на мостовом переходе через Керченский пролив, особо подчеркивал важность сухопутного маршрута?

Есть тому суровые основания. По словам самого же Путина, лишь к середине следующего лета закончится восстановление железнодорожной части моста. «Замену поврежденных пролетов левой автомобильной части завершим в марте 2023-го», — заявляет вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.

Выходит, полноценное движение по мосту начнется нескоро. На днях Росавтодор предупредил, что водителям грузовиков грузоподъемностью более полутора тонн с нынешнего понедельника придется пользоваться паромной переправой или сухопутным маршрутом через новые регионы. «Крымский мост для них временно закрыт», — сообщило федеральное транспортное ведомство.

Теперь через мост не пускают даже «Газели», хотя накануне обещали не тормозить полуторатонные авто. Надеяться на морскую переправу себе дороже, здесь в очереди стоят длинные колонны большегрузов. Пропуска для срочной погрузки на паромы дают только фурам, которые везут на полуостров скоропортящиеся продукты и особую группу товаров первой необходимости.

Увы, достаточно штормового предупреждения, чтобы желанный пропуск превратился в чепуховую бумажку. Зимняя непогода бушует в проливе с завидной регулярностью. Например, из-за внезапного шторма паромы встали на швартовке, даже когда Путин посещал Крымский мост. 12 декабря по Керчи объявили очередное штормовое предупреждение. Дождь, туман, сильный юго-восточный ветер, волны полутораметровой высоты. Движение паромных судов пришлось остановить. 13 и 14 декабря ожидается усиление ветра и резкое понижение температуры воздуха. Значит, Керченская переправа не возобновит перевозки.

В нынешнее межсезонье единственной более-менее надежной остается «дорога жизни» — материковая трасса Таганрог — Мариуполь — Бердянск — Геническ. Дальше приграничная херсонская Новоалексеевка и, наконец, за мостом через залив Сиваш начинается Крым. Маршрут рисковый, остановки разрешены только на некоторых АЗС и стационарных площадках отдыха, где есть блокпосты Росгвардии. Иначе нарвешься на диверсантов.

Впрочем, главная опасность в другом. ВСУ обустраивают огневые позиции на правобережье Херсона. Грозят накрыть трассу между Новоалексеевкой и Геническом. Основной целью называют автомобильный и железнодорожный мосты через Сиваш у поселка Чонгара. В случае удара эти объекты можно заменить дамбой, но времени, сил и средств потребуется много.

Еще один вариант — резервная грунтовка по соседней Арабатской стрелке. Похоже, о ней говорил Владимир Путин. Вполне нормальная колея длиной больше ста километров протянулась по узкой полосе суши. Это и есть Арабатская стрелка, знаменитая песчаная коса между Сивашом и Азовским морем.

Да, таким образом можно добраться прямо до Керченского полуострова, с выездом у мыса Казантип. В северной части стрелки между Геническом до Стрелковым сохранился кое-какой асфальт. Дальше приходится катить по грунтовке, а совсем недавно со стороны Крыма асфальтовое покрытие положили к прибрежному селу Соляное.

Настоящей проблемой оставался мост через здешние лиманы, взорванный бойцами ВСУ при февральском бегстве. Тогда по сетям разошлось пафосное видео про «хероя"-бандеровца, якобы пожертвовавшего жизнью при подрыве. Вскоре выяснилось, что сапер остался жив, но огромный мостовой пролет действительно рухнул в Сивашский залив.

Сейчас на Арабатской стрелке, наконец-то, завершено восстановление моста. Рабочие монтируют ограждение, наносят разметку. Открыть движение запланировано к третьей декада декабря, уточнил врио губернатора Херсонщины Владимир Сальдо.

Так заштатная дорога по косе на северо-западном побережье Азовского моря приобрела важнейшее стратегическое значение. Перед войной тут отдыхали около миллиона человек за год. Бескрайние дикие пляжи, чистая вода, великолепная рыбалка. Теперь не до туристов — важно обеспечить крымскую товарную логистику и постоянные поставки для Южной группировки СВО.

Вопрос времени, когда на Арабатскую стрелку обрушится украинский удар. Как говорят военные, ракетно-артиллерийские обстрелы грунтовой трассы малоэффективны и слишком дороги. Значит, по примеру Антоновского моста бандерлоги будут рушить только что отремонтированную переправу через Сиваш. Последней надеждой для арабатской «дороги жизни» остаются подразделения российской ПВО.

Сегодняшняя «молния» из Мелитополя. В ночь на 13 декабря украинские диверсанты взорвали сразу несколько опор моста в районе пригородного села Константиновка. Мостовые пролеты выстояли, однако серьезно просело дорожное полотно и движение по нему приостановлено.

Власти сообщают, что поврежденный объект не задействован в движении по сухопутному коридору в Крым. Транспортный поток на полуостров продолжается в обычном режиме. Хотя очередной мелитопольский теракт серьезно скажется на обеспечении воинских частей, действующих этом регионе. «Основная цель террористов — нарушить поставки жизненно важных грузов: продуктов, лекарств и стройматериалов на освобождённые территории» — написал на своем Телеграмм-канале член главного совета Запорожской обладминистрации Владимир Рогов.

Илья Сергеев