Медведев и Путин: пути расходятся (три медведевских удара)
На модерации
Отложенный
На минувшей неделе Владимир Путин катался на мотоциклах с байкерами и пел песни со шпионами. То есть занимался примерно тем же, чем обычно, – осваивал новейшие средства передвижения и укреплял обороноспособность страны. Дмитрий Медведев, напротив, ничего не укреплял. И даже, если быть точным, пытался сломать. Ломал он остатки железного занавеса, отделяющие нас от Запада, то есть уговаривал итальянского премьера создать безвизовый режим между Россией и странами Евросоюза.
ЗАКРОЕМ РОДИНУ ГРУДЬЮ
До тех пор, пока Путин не спелся со шпионами, сохранялась еще какая-то слабая надежда на то, что эту карнавальную историю про агента по кличке «90-60-90» постараются быстренько забыть. Уж больно все смахивает на телевизионную бондиану. Вместо интеллектуального Штирлица, защищавшего родину мозгами, на первый план вдруг выскочила шпионка, закрывающая Россию грудью, которая, если верить подпольной кличке, скорее подходит для более интимных занятий.
Казалось, что Путин хотя бы из чувства политического самосохранения не опустится до непосредственного общения с участниками всего этого фарса. Но нет. Наш обыватель-избиратель за последние годы настолько американизировался, настолько привык измерять жизнь телевизионными сериалами, что вписываться в фарс стало даже вдруг как-то престижно. И вот премьер решил слегка погреться в лучах славы великой Анны Чалман.
Транслировать совместную спевку по телевизору, правда, не решились. Все же столь далеко наш национальный лидер еще ни разу не заходил. Для начала мы узнали об общении Путина со шпионами со слов самого Владимира Владимировича. Но, думается, вскоре подобные опереточные номера пойдут в массы широким потоком. Во всяком случае Жириновский уже давно поет со сцены в любой компании, и популярность его от этого только крепнет.
А Путин, как известно, прекрасно умеет ориентироваться на вкусы широкой массы, и то, что он пел вместе с опереточными шпионами, говорит о многом. Несмотря на все разговоры про особый российский путь, про великую нашу духовность и про то, как мы энергично встаем с колен, реальная жизнь на самом деле все больше напоминает дешевую оперетку. Причем зарубежную, импортированную. И артистов, в этой оперетте поющих, все чаще вызывают на бис. В очередной раз могут вызвать в 2012 году. И к этому следует быть готовым.
СЕВРЮЖИНА С ХРЕНОМ ИЛИ КОНСТИТУЦИЯ?
Дмитрий Медведев тоже готовится к 2012 году, но по-своему. Конспирологическо-эротическому пространству он предпочитает виртуальное, полагая, что это как раз то место, где обитают его потенциальные сторонники – молодые технократы. Проще говоря, при решении вопроса о том, как «продать» себя избирателю, президент занимается сегментированным маркетингом. Выделяет из общей массы граждан ту категорию, которая теоретически может заинтересоваться его деятельностью, а затем именно на нее работает.
Если Путина сегодня любит и гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и даже друг степей калмык, предпочитающий Илюмжинова, то Медведев позиционирует себя преимущественно среди интеллектуалов. То есть среди той аудитории, которая Путину давно уже неинтересна, и к которой он относится с плохо скрытым (а иногда даже с открытым) презрением.
Осенью прошлого года Медведев попытался обратиться к интеллектуалам через интернет со статьей «Россия, вперед». Там делался довольно прозрачный намек на возможные реформы. Позднее под этот намек были осуществлены даже теоретические разработки «Инсора, описывающие «Образ желаемого завтра».
По пути реформ Медведев, естественно, не пошел. Этого ему Путин никогда не позволил бы. В итоге про доклад «Инсора» сегодня почти уже не вспоминают. Однако сам курс на общение с интеллектуалами Медведев попытался сохранить, и это отличает его путь от путинского. Президентский штаб попытался определить, чего хочет простой российский интеллектуал от начальства помимо нефтедолларов, и сориентировал Медведева именно на эти ценности.
Следует заметить, что при выборе между «севрюжиной с хреном» и «конституцией» Медведев сегодня однозначно сделал ставку на севрюжину. Ведь абстрактными ценностями демократии нынешний российский интеллектуал практически не интересуется. Более того, хорошим тоном порой становится относиться к демократии с эдаким легким презрением. Поэтому предоставлять народу какие-то права президент не стремится. Но вот вопрос о «севрюжине» разбирает чрезвычайно обстоятельно и профессионально.
ТРИ МЕДВЕДЕВСКИХ УДАРА
Безвизовый режим – это самая жирная и самая нежная севрюжина. Не случайно Медведев так на нее напирает.
Обывателю-избирателю, который любит премьера Путина, красотку Чапман и сериалы про Джеймса Бонда, безвизовый режим совершенно не нужен. За границу такой человек ездит не слишком часто. А если ездит, то в основном на курорты тех стран, с которыми существует (де-факто или даже де-юре) безвизовый режим. Более того, для такого обывателя-избирателя приводят в порядок Сочи, чтобы после 2014 г. ему не нужны были ни берег турецкий, ни какие-нибудь там болгарские горнолыжные курорты.
А вот интеллектуал хочет еще ездить в страны Евросоюза. Как для души, так и для бизнеса. Ради такого интеллектуала Медведев и старается. Правда, скорее всего, ничего ему в этом деле добиться не удастся. По двум причинам. Во-первых, Запад даже Горбачеву с Ельциным всерьез не помогал (скорее, кормил обещаниями). Так с какой стати он станет делать что-то для Медведева? А во-вторых, для того, чтобы иметь безвизовый режим на Западе, требуется ликвидировать проходной двор, существующий у нас вместо границы на юге. Но вряд ли наши силовики способны решить столь сложный вопрос. Это ведь не митинги разгонять!
Вторая по значению «севрюжина» – это продвижение высоких технологий. Но и здесь Медведеву вряд ли что-то удастся сделать кроме образцово-показательной «шарашки» Сколково. Чтобы привлекать мозги и капиталы, нужно обеспечить в стране реальную защиту прав собственности. Но это для силовиков еще сложнее, чем установление нормального пограничного контроля.
И, наконец, «севрюжина» номер три: реформирование самих силовиков. Понятно, что не госбезопасности (сюда Медведева точно не пустят), но, по крайней мере, милиции. О том, что он этим вопросом занимается, Медведев напоминает столь же часто, как про визы и про Сколково.
Это тоже наживка для интеллектуальной публики. Обыватель полагает, будто наша милиция нас бережет. Недавно проведенный ВЦИОМом опрос удовлетворенности работы министров показал, что Рашид Нургалиев среди народных героев идет аж на четвертом месте, уступая лишь Сергею Шойгу, Сергею Лаврову и Сергею Иванову. Так что для широких масс там дела обстоят хорошо. А вот у интеллектуальной публики на этот счет есть сомнения.
Увы, надежды на то, что милиция реформирует саму себя, вряд ли когда-нибудь сбудутся. Да Медведев на это и не слишком надеется. Сейчас ему важно показать себя, продемонстрировать обществу, что он хоть чем-то отличается от своего предшественника и является самостоятельным политиком, а не просто человеком, занимающим президентский пост в то время, пока Путин поет со шпионами.
Комментарии
Потому что интеллектуалов у нас слишком мало, очень и очень тонюсенкий слой.