Чистая правда

На модерации Отложенный

Наконец-то на молодежном форуме Селигер 2010 произошло что-то важное в системном смысле. Я прошу ниже не писать про нашистов и иже с ними, ибо разговор пойдет о другом.

Участники православной смены встретились с Василием Якеменко. Я Василия не знаю, видел его только в роли отвечающего на вопросы, комментирующего молодежные «проекты». Делает он это виртуозно, хотя признаюсь, его манера вести встречи мне очень не нравится. В этот раз православные говорили Василию Якеменко о своих задумках или начинаниях, требующих поддержки и продвижения за государственный и общественный счет.

Василий, комментируя православные «проекты», очень жестко опустил, просто испепелил все то, что ему предлагалось. Почему? Потому, что предлагалась то, чем часто кичатся православные (духовность, миссионерство и т.д.), но что не имело и не имеет никакого социального и общественного значения. Главные тезисы Василия Якеменко, как я их понял, сводились к следующим.

1. В идеале на светские услуги есть заказчик: государство и общество. Так или иначе они через покупку делают выбор и реальными деньгами поддерживают нужные дела. Если речь идет о церковном миссионерстве и катехизации, то заказчиком, а значит и покупателем и создателем рабочих мест должна стать РПЦ. Это ведь зона ее ответственности на религиозном общественном пространстве, где она, кстати, вполне равноправна с язычеством, к примеру и находится в конкурентных условиях. Если РПЦ не нужны молодежные инициативы, если нет желания их принять и поддержать, то уж государству и обществу их поддерживать нет смысла.

2. Если речь идет о социально значимых делах, не имеющих непосредственного отношения к православию, как то борьба с абортами, добровольчество и т.д., то тут православные не были и не являются приоритетной аудиторией и не занимают лидирующих позиций. С абортами сейчас не борется только ленивый. Православие не дает ничего такого, благодаря чему эти служения будет лучше и эффективнее светских аналогов.

Стоит только перейти на язык четких формулировок и цифр, язык КПД и мы поймем, что православные общественно значимые проекты – это большей низкий уровень, а то и пустышки недостойные поддержки и финансирования. Со стороны же РПЦ мы не видим ни системной поддержки, ни даже часто понимания.

Пример. Некто предлагал проект строительство храма, спрашивал как найти деньги? Василий задал ряд вопросов: «Зачем, кто будет туда ходить, что делать с пришедшими, есть ли пастырь? – после чего продолжил, - давайте я дам хорошую прочную палатку-шатер, а вы найдите пастыря и начните работать с людьми, сначала пастырь, потом храм».

Я очень рад, что эти два тезиса прозвучали от столь высокопоставленного лица открыто. Как глоток свежего воздуха в пространстве улыбок, благочестивых рассуждений о духовности и т.д. Обидно, правда, что наряду с наездами и критикой Василий не озвучил своего взгляд на вещи, он не сказал о своем видении идеальных взаимоотношений Церкви и общества и государства, об ожидаемой им роли, значении и месте православной общественности, прежде всего православной молодежи.

Давайте остановимся на предложенных тезисах. Я лично с ними согласен полостью. Очень важно, что прозвучала ясная позиция об областях компетенции и ответственности. Кесарю кесарево, Богу Божье. Строить царство Божье за государственный счет не получится (а как многим хочется), прежде всего потому, что это не нужно ни государству ни обществу. Улучшать общество за госсчет вполне нужно и полезно, но на конкурсной основе с другими желающими, будь они даже язычниками. Православные должны учиться работать и им есть куда расти.

Почему для меня это важно, потому, что в этом я увидел главное: трезвую, пусть и негативную оценку православного общественного потенциала и проистекающее из нее нежелание поддерживать, «покупать», «подминать» православных или еще что-то в этом роде. Не надо строить иллюзий. Чистая правда в том, что на фоне того, что есть, православные больше выглядят балластом, чем чем-то, что способно приносить пользу.