Нанотехнологии Леонардо да Винчи

На модерации Отложенный

 

Леонардо да Винчи использовал лак и краску с уникальными ингредиентами. К такому выводу пришли французские исследователи во главе с реставратором Филиппом Уолтером, изучив с помощью лазера семь работ великого художника. Но главной загадкой исследования стало то, что да Винчи был способен наносить глизаль слоем толщиной в 1-2 микрона!

Специалисты из Центра исследования и реставрации музеев Франции обнаружили в полотнах Леонардо да Винчи новые секреты. Используя современнейший метод лазерного анализа — флуоресцентную спектроскопию, они обнаружили еще одну особую технику, которой пользовался художник для написания своих картин.

Ученых заинтересовало, каким образом да Винчи создал и применял приемы сфумато (sfumato) — последовательное чередование тонких слоев краски и глазури с целью смягчения очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух, в живописи. Эту технику (в переводе с итальянского она означает "исчезающий, как дым") в теории и художественной практике разработал сам великий живописец. Использование сфумато позволяло да Винчи достигать плавного перехода тонов и удивительно точно прорисовывать тени. Кстати, за исключением самого изобретателя, постичь эту технику не удалось по сей день никому.

Группу исследователей, работавших в Лувре, возглавил реставратор Филипп Уолтер. Специалисты досконально изучили несколько работ итальянского мастера, используя лазерный анализ. Выявив толщину отдельных слоев краски и лака на каждом полотне, им удалось прояснить некоторые особенности техники сфумато. Как стало ясно в ходе исследования, Леонардо использовал для написания своих шедевров уникальные добавки.

Филипп Уолтер объяснил: "Применение нового метода для изучения картин да Винчи позволило нам определить все ингредиенты, которые художник использовал.

Флуоресцентная спектроскопия установила, что итальянский мастер часто экспериментировал: он пробовал добавлять в краски оксид марганца, медь, глазурь. Художник создал уникальную методику получения оттенка — применял известную лишь ему смесь масел, смол, экстрактов растений, благодаря чему создал удивительный эффект объема и глубины изображения".

Но самое главное — да Винчи разработал методику нанесения глизали (прозрачной долго сохнущей краски) слоем толщиной в 1-2 микрометра. Анализ "Джоконды" и других работ да Винчи показал, что художник создавал около 30 слоев, общая толщина которых не превышала 30-40 микрометров. Интересно то, что современные покрытия для экранов, создающие стереоскопический эффект, созданы по такой же методике.

Специалисты, чья статья опубликована на ScienceDaily, пока оставляют открытым главный вопрос — как мастеру удавалось наносить краску столь тонкими слоями?

Кажется да Винчи в очередной раз удалось обогнать свое время и завести исследователей в тупик. Ведь ни в одном скрытом слое не было найдено ни следов от мазков кисти, ни отпечатков пальцев автора. Может быть он первый придумал пульверизатор и разбрызгивал краски в виде аэрозолей? Это еще предстоит выяснить ученым.

К сведению, музей Лувра обладает самой обширной коллекцией работ Леонардо (в конце жизни великий мастер переехал из Италии во Францию, где жил под покровительством короля Франциска I). Помимо "Моны Лизы" там находятся последние работы художника — "Иоанн Креститель", а также "Мария с Младенцем и святой Анной", ранняя версия "Мадонны в скалах".