Москва, Март 17 (Новый День, Алексей Усов) – Минфин определился с источником дополнительных доходов для бюджета. После президентских выборов 2018 года казна будет пополняться новыми вычетами из зарплат работников и повышенной нагрузкой для бизнеса на фонд оплаты труда. За счет этого в правительстве рассчитывают получить до 0,5% ВВП – от 500 миллиардов до триллиона рублей.
В Минфине обобщили, отредактировали и конкретизировали свои инициативы для пополнения бюджета, которые с начала года министерство предлагало для обсуждения правительству и СМИ. На роль дополнительного источника средств для отчаянно дефицитного бюджета Минфин предлагает бизнес (от корпораций, до индивидуальных предпринимателей) и отчасти работников.
До 2018 года обществу можно не ждать ужесточения налогового режима: Минфин пока собирается соблюсти обещание, данное президентом Путиным не повышать налоговую нагрузку до 2018 года. До президентских выборов 2018 года министерство хочет ограничиться реформой системы сбора социальных платежей. Либо только администрирование взносов будет передано от ПФР к налоговикам (ФНС). Либо (по инициативе налоговой службы) существующие социальные взносы в Пенсионный фонд, в фонды социального и медицинского страхования будут объединены в «единый социальный страховой сбор» (ЕССС).
А после 2018 года (то есть после президентских выборов), налоговая нагрузка на бизнес будет заметно увеличена. Причем на бизнес всех уровней.
Сейчас работодатели платят страховые взносы за своих сотрудников в размере 30% начисляемого им дохода (22% – в ПФР, 2,9 и 5,1% – в фонды социального и медицинского страхования). Для зарплат выше лимита ставка уменьшается вдвое (до 15% в сумме). Минфин предлагает это отменить и брать 30% со всего фонда оплаты труда. Увеличение пенсионных прав при этом не предусмотре, пишет газета «Ведомости».
Идея является компромиссом с предложениями Минтруда и ФНС с той разницей, что Минтруд предлагал начать повышение ставки страхового взноса уже с 2017 года, но делать это постепенно до 2021 года.
Дополнительно в Минфине желают изменить порядок уплаты взносов за льготников. Пенсионные права тех, за кого работодатель платит меньше взносов (например, 14% в IT-отрасли), должны быть меньше. Минфин считает это справедливым, так как сейчас за льготников, по сути, платят другие работодатели, отмечает газета.
Отдельно в Минфине собираются заняться сборами с индивидуальных предпринимателей. Для них предложен страховой взнос примерно в 2 МРОТ, но эта цифра может меняться в зависимости от стажа ИП. сейчас сбор составляет один МРОТ +1% от годового дохода выше 300 тысяч рублей.
Альтернативу предложили в Минтруда. По версии этого министерства для ИП, зарабатывающего 500 тысяч рублей в год, общая сумма взносов может вырасти минимум на 20%. Сумма сбора будет варьироваться от региона к региону. Сбор в ПФР будет одинаков для всех ИП, независимо от дохода, и этот сбор будет расти каждый год.
Взносы на ОМС будут увеличены в 2-4 раза.
Эти предложения в правительстве объясняют низкой собираемостью взносов от ИП с доходов выше 300 тысяч рублей. Прогноз по этим поступлениям в 2015 году оказался исполнен только на 45%.
Для физических лиц Минфин приготовил «добровольно-обязательный» платеж в ПФР в размере от 2 до 5% от зарплаты. От платежа можно будет отказаться – но для этого потребуется личная инициатива работника. Чиновники, рассказавшие журналистам об этой инициативе, предположили, что Минфин рассчитывает на инертность населения, которое крайне слабо осведомлено о принципах формирования и начисления пенсий и о налоговой системе в стране.
«Мы считаем, что просто постоянным математическим путем раскидывания того, что остается в виде дыры в бюджете, на оставшихся «в белую» предпринимателей, это самоубийство. Причем мы дестимулируем высокопроизводительную занятость. Если учесть, что у нас малое количество населения по сравнению, допустим, с Китаем, нам, наоборот, нужно стимулировать высокие зарплаты, то есть с точки зрения налогообложения компаний, налога на ФОТ с высокой добавленной стоимостью, с высокой добавленной долей ФОТ, а мы действуем как-то ровно наоборот, причем несогласованно, то есть финансовый блок, социальный блок и экономический принимают разнонаправленные решения, но в части повышения ставок они единодушны. То есть это единственный путь, который они видят, к сожалению, на текущий момент, – вот просто взять и поделить, то есть это печально» – прокомментировала эти инициативы в эфире «Коммерсантъ FM» глава экспертного центра при бизнес-омбудсмене Анастасия Алехнович.
«Рост нагрузки отсечет производителей с большим числом высокооплачиваемых работников. У тех, кто останется, будет меньше денег для долгосрочных инвестиций» – считает председатель совета директоров группы «Каскол», член бюро Союза машиностроителей Сергей Недорослев. Он отмечает, что нововведение ударит по непосредственным производителям. Например в машиностроении весьма велика доля оплаты труда в стоимости продукта. В конструкторских бюро расходы на зарплаты и сопутствующие взносы составляют до 70% расходов предприятий.
Заодно эти нововведения Минфина, если они будут приняты, могут ускорить рост инфляции. Среди прочего, они увеличат издержки госмонополий, в ответ монополисты привычно пропорционально повысят тарифы, что значительно ускорит инфляционные процессы, заметил сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.
Впрочем, Минфин уже не раз демонстрировал готовность рискнуть ускорением инфляции ради наполнения бюджета. В начале февраля министерство решило второй раз за полгода увеличить топливные акцизы – на 2 рубля с литра бензина и на рубль с литра дизельного топлива. Вместе с повышением акцизов, которое произошло в январе, рост налоговой нагрузки на рынок нефтепродуктов увеличится почти в полтора раза в сравнении с декабрем прошлого года. Повышение топливных акцизов неизбежно отразится на общем росте цен в стране – отмечал ранее NDNews.ru.
У Минфина сильный аргумент – денег в бюджете нет. Но чиновники других ведомств сомневаются в оценке того, сколько денег принесет реформа. Потенциальное пополнение бюджета за счет роста социальных сборов может быть нивелировано массовым уходом бизнеса «в тень».
© 2016, РИА «Новый День»
http://newdaynews.ru/economy/560786.html
Комментарии