Так вот ты какой – моральный кодекс чиновника

На модерации Отложенный

Одобрен свод норм и правил, за нарушение которых чиновника могут уволить

Вчера Президиум Совета при президенте по противодействию коррупции одобрил проект типового кодекса этики и служебного поведения госслужащих. Это свод правил, за нарушение которых чиновника могут уволить. Заседание было закрытым для прессы, а на коротком брифинге после него руководитель администрации президента Сергей Нарышкин и глава Счетной палаты Сергей Степашин рассказали, как будет продолжена борьба с коррупцией.
 
Теперь она расширится и захватит область совести чиновников. На нее (совесть) будут давить и новыми законами, и писаными нормами морали. Кодекс – одна из мер давления. Пока еще это только проект, утвердить его планируется в октябре, и, вероятно, уже со следующего года чиновникам придется текст, по меньшей мере, прочитать.
 
Состоит кодекс из десяти пунктов. Если отбросить шуршащую словесную оболочку, то сводятся они к следующему: нужно хорошо работать (не лодырничать), внимательно относиться к правам человека (не обижать людей), все граждане для чиновника должны быть равны (не заводить блат), о попытках дать взятку нужно докладывать начальству (не воровать), следует уважать посетителей (не хамить), нужно вести себя хорошо (не задирать нос), необходимо уважать право СМИ на информацию (не прогонять журналистов), не переводить на публике внутренние цены в доллары (уважать национальную валюту), не принимать любые подарки (еще раз, не воровать), следует одеваться скромно (не похваляться своими доходами).
 
Кажется, все. Не правда ли, вызывает в памяти какие-то ассоциации из далекого детства, вроде: «Пионер – всем пример», «Пионер хорошо учится, любит школу, уважает старших» и т. п.
 
Все правила представляются очевидно разумными и даже само собой разумеющимися. И становится странно: а что, раньше они не выполнялись? Чиновники не знали, что так и нужно себя вести? Очевидно, нет, раз понадобился целый кодекс.
 
Пункт о скромности, конечно радует. Означает ли он, что чиновники должны снять костюмы за три тысячи долларов и одеть за триста? А как быть с часами? Будет ли считаться нескромным трясти на запястье хронометрами за несколько десятков тысяч долларов или сойдет и так? Я бы на месте государства ввел для всех чиновников часы единого образца в дешевом пластмассовом корпусе, чтобы не раздражать граждан. Что-нибудь вроде известных «командирских», только назвал бы их «чиновничьи». А что? Ходит же Абрамович в пластмассовых часах – и ничего. А раньше в таких ходил, если мне не изменяет память, бывший президент США Джордж Буш.
 
Не говорится в кодексе ничего и об автомобилях. Можно ли, например, чиновнику скромного вида разъезжать на роскошных авто? Не нужно ли сделать что-нибудь с тем скопищем дорогущих машин, которые стоят перед Думой на Охотном ряду, да и перед каждым почти министерством тоже? Впрочем, даже если бы и говорилось, это ничего не значило бы, ибо кодекс носит не обязательный, а рекомендательный характер.


 
Секрет его появления раскрывается просто — его необходимо было принять для выполнения Россией международных антикоррупционных конвенций. В том числе Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (резолюция Генеральной ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 года) и рекомендованного для принятия всем европейским странам комитетом министров Совета Европы Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к рекомендации от 11 мая 2000 года), пишет Коммерсантъ.
 
История вопроса такова. В 2002 году депутаты Владимир Южаков и Владимир Рыжков предложили принять закон «Кодекс поведения государственных служащих». На этапе второго чтения законопроект был заблокирован правительством и администрацией президента. Депутатам объяснили, что ряд морально-этических норм, которые они хотят урегулировать законом, не поддаются такому регулированию.
 
Представленный же вчера кодекс разрабатывался Академией госслужбы с 2008 года, когда Госдума еще только принимала внесенный президентом законопроект «О противодействии коррупции». Первый вариант кодекса был внесен на рассмотрение фракции «Единая Россия» в октябре 2008 года. Вчера господин Южаков, который сейчас занимает должность директора департамента по административной реформе Центра стратегических разработок, заявил источнику, что кодекс необходимо принимать как закон. По его словам «в развитых странах рекомендательные кодексы, тем более с этическими нормами, воспринимаются как обязательные для исполнения, а у нас и нормы законов зачастую не обязательны для исполнения». «Эти нормы достаточно операционные, их можно описать как некие действия, которые можно установить законом»,— пояснил эксперт.
 
Но кодекс законом не станет, заявил вчера Сергей Нарышкин: «Предполагается, что каждый орган государственной и муниципальной власти должен будет принять на базе типового свой кодекс. Этот кодекс фактически будет входить в трудовой договор, который работодатель заключает с госслужащим. Нарушение норм кодекса станет поводом для рассмотрения работодателем вопроса об административных взысканиях вплоть до увольнения с работы». То есть, у каждого ведомства будет своя грамота с кодексом.
 
Часть статей кодекса повторяет нормы закона о госслужбе (снова здорово). А требования к антикоррупционному поведению фактически дублируют нормы закона «О противодействии коррупции». Новым является лишь запрет на подарки и требование сдавать их государству, если они протокольные. Эксперты полагают, что в таком, рекомендательном, виде никто его выполнять не будет. Не поможет и то, что кодекс собираются включить в новые контракты с госслужащими. В крупных коммерческих структурах, кстати, такое практиковалось уже давно и не вызывало ничего, кроме бурного веселья клерков, когда им приносили цидулины с требованиями к моральному облику для ознакомления под роспись.