Что нового в турецко-египетских отношениях?

Сближение между Турцией и Египтом стало результатом необходимости или выбора? Исторические и географические факторы сближают или отдаляют? Могут ли инициативы, продиктованные развитием событий в регионе, помочь разрядке напряжения в отношениях между Египтом и Турцией? Чем обернется такое налаживание отношений для остальных сторон?
Об этом будут беседовать: 1) Маин Наим, политический эксперт, писатель и специалист по вопросам Турции и 2) Саид Аль-Хадж, доктор, писатель и исследователь по вопросам Турции:

Заявления, сделанные министром иностранных дел Турции вдобавок к заявлениям, ранее сделанным президентом Турции Эрдоганом и касающихся возможности установления отношений между Турцией и Египтом на уровне министров, вызывает множество вопросов о будущем отношений между Анкарой и Каиром. Государства, отношения между которыми не отличались доверительностью на протяжении их новой истории, начали планировать развитие регионального партнерства, которое бы изменило отношения между ними, а также изменило бы расклад сил во всем регионе после первых побед январской революции в Египте. Турция была заинтересована в том, чтобы первым высокопоставленным иностранным гостем, который посетил с визитом Каир, стал ее тогдашний президент Абдулла Гюль, который должен был встретиться там со всеми парламентскими партиями, высокопоставленными чиновниками и представителями молодежи.
Однако государственный переворот, произошедший в Египте в июле 2013 года, вернул отношения между странами на прежний уровень, характеризующийся напряженностью между ними. Причиной этого стало резкое заявление, сделанное Анкарой по поводу того, что произошло в Каире, и тех опасных последствиях, которые последуют для Египта и для всего региона вследствие переворота. Таким образом, Египет отозвал своего посла из Анкары и объявил турецкого посла в Египте персоной «нон грата». Впоследствии Египет отказался продлить соглашение о свободном судоходстве с Турцией, что привело к тому, что все дипломатические и экономические отношения между странами были прекращены.


Однако Анкара, в отличие от своего отношения к решению проблем с другими странами, неоднократно высказывалась за улучшение отношений с Каиром, если будут обеспечены объективные условия. Здесь подразумевается плачевное положение дел с демократией, свободами, многочисленными смертными приговорами или пожизненными заключениями, которые характеризуют политику Египта после июльского переворота.



С другой стороны, в регионе условия сложились таким образом, что сближение, или, по крайней мере, взаимодействие между двумя региональными странами стали необходимостью. Самыми важными факторами в этом отношении являются международная коалиция по борьбе с ДАИШ, развитие сирийского конфликта, улучшение отношений между Турцией и Саудовской Аравией. Так можно ли сказать, что объективные условия для сближения между Анкарой и Каиром созрели? Или сближение вызвано исключительно необходимостью? До какого уровня могут улучшиться эти отношения? Как будут решаться спорные вопросы, существующие между странами, и в первую очередь, вопрос египетских оппозиционеров, находящихся в Турции?

Сегодня мы слышим различные возможные сценарии развития египетско-турецких отношений, после всех тех событий, которые произошли с момента январской революции (25 января 2011 года). Однако отношения между Египтом и Турцией имеют свою большую историю. Могли бы вы коротко напомнить историю этих отношений?

Маин Наим: История отношений между странами началась намного раньше, чем современная история Турции. Со времен Мухаммеда Али, который был наместником Османской империи в Египте, отношения между Турцией и Египтом оставались тесными, не смотря на насилие, с помощью которого убрали Мухаммеда Али. Даже посольство Египта в Турции размещено во дворце одного из бывших султанов, подаренном в свое время Египту.
В истории отношений был период разрыва ….(продолжение чтения….)