Чиновников заставят чтить кодекс. Увы, не уголовный

На модерации Отложенный

Для борьбы с коррупцией разработаны правила поведения аппаратчика

Руководитель администрации президента Сергей Нарышкин сообщил, что президиум совета при президенте по противодействию коррупции одобрил проект кодекса служебного поведения госслужащих. «На заседании рассматривался проект типового кодекса служебного поведения государственных служащих. Необходимость рассмотрения этого вопроса и вообще разработки такого документа обусловлена тем, что необходимо создавать единую нормативную основу служебного поведения государственных служащих: для этого необходимо разработать общий свод норм и правил служебного поведения», – сказал он.

По словам Нарышкина, этот кодекс должен стать инструментом профилактики коррупции среди госслужащих и повысить эффективность их работы, а также задать для них стандарты антикоррупционного поведения.

Поможет ли кодекс очистить бюрократию от коррупции, рассуждает директор российского центра Transparency International Russia Елена Панфилова.

«СП»: – Елена, зачем нам понадобился очередной «кодекс строителя коммунизма»?

– Кодексы госслужащих есть во всех цивилизованных странах. В России этический кодекс чиновника пытались разработать с конца 1990-х. Причем, не в виде очередного кодекса строителя коммунизма, а как реальный документ, который будет прилагаться к трудовому контракту. Речь идет о том, что нарушение пунктов кодекса должно, по идее, повлечь за собой административные санкции, вплоть до увольнения чиновника.

В мире этические кодексы регулируют часть поведения, которая находится на стыке между правом и моральными ценностями. В кодексе, разумеется, не сказано, что такое «хорошо», и что такое «плохо». Речь идет о подтверждении положений, которые чиновник должен, по идее, знать, приходя на службу: нельзя брать взятки, хамить гражданину, нужно максимально полно исполнять свои обязанности и т.д. В идеальном варианте, это легитимный свод правил и направлений деятельности чиновника.

«СП»: – Что прописано в западных кодексах? Чего тамошним чиновникам конкретно нельзя?

– Нельзя ничего, что нарушает общественный интерес. Положения кодексов подтверждают, что чиновник служит обществу, гражданину. Но есть кодексы, в которых идет речь о банальных приемах вежливости. Например, о том, что когда чиновник берет телефонную трубку, он должен, как минимум, поздороваться, и выслушать обратившегося гражданина.

А дальше, по нарастающий, освещаются требования, касающиеся исполнения непосредственных обязанностей.

«СП»: – У нас кодекс поведения госслужащих пытались разработать десять лет, а экстренно принимают сейчас. Это связано с тем, что Россия вступает в «Греко» (Группа стран по борьбе с коррупцией)?

– «Греко» требует, чтобы кодекс госслужащего был у страны-участницы. Аналогичный пункт есть и в Конвенции ООН против коррупции. В России существование кодекса госслужащего обсуждалось на всех внутренних форумах по противодействию коррупции на протяжении последних 7-8 лет, поэтому рано или поздно такой кодекс должен был появиться.

«СП»: – Если смотреть на вещи реально, разве от принятия кодекса у нас что-то изменится?

– Через какое-то время, когда произойдет смена поколений чиновников – да. Сейчас для людей, которые 10-20 лет состоят на госслужбе, кодекс – это документ, основы которого они не впитали, что называется, с молоком матери. Для них он, действительно, будет «кодексом строителя коммунизма», от которого ни жарко, ни холодно. Государству придется серьезно попотеть, чтобы доказать: кодекс – серьезный документ, и к его требованиям надо прислушиваться.

«СП»: – Прошла информация, что чиновников будут сокращать на 20%. Принятие кодекса с этим связано?

– Нет, эти события просто совпали по времени. Можно вспомнить еще, что недавно президент подписал указ, запрещающий чиновникам работать в «профильных» коммерческих структурах после окончания госслужбы. Все это делается в рамках национального антикоррупционного плана, и воздействует на коррупцию в комплексе.

Другое мнение

Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета России:

– Кодексы госслужащих– отработанная мировая практика. Они представляют собой механизм, позволяющий обществу выгонять чиновника с работы. Но в России, как правильно сказал президент Медведев, борьба с коррупцией не идет по простой причине: из нее исключено общество. Бюрократы у нас игнорируют общественное мнение, и считают себя самыми умными. Между тем, реальных механизмов борьбы с коррупцией не так уж много. Это политическая конкуренция и независимые СМИ. Но до тех пор, пока эти механизмы не заработают, никакие кодексы ситуацию не спасут.