Еще раз о Лужкове и Севастополе

На модерации Отложенный

Понимание так называемой русофобии у определенной части украинцев состоит в том, что есть, дескать, некоторые наши сограждане, которые всячески безосновательно недолюбливают Большого Брата в лице России, а на самом деле неадекватность Москвы по отношению к Украине вызвано только и только предвзятым к РФ отношением и недружелюбием. Мол, полюби Россию (то бишь нынешнюю российскую власть со всеми ее производными в виде, например, далекой от адекватности внешней политики) всем сердцем, и она неминуемо ответит тем же. (Как при Ющенко, например, в Крыму многие «друзья России» были убеждены, что все склоки между двумя странами вызваны исключительно «недружелюбием» Киева по отношению к РФ. Правда, примеров, когда это Украина набрасывалась на Кремль по своей инициативе, а не отвечала на очередной наезд, никто, как правило, привести не мог – разве что начинали повторять всякие московские пропагандистские бредни типа про воевавших в Грузии против россиян украинцев).

С увлечением новой украинской властью доходящей до неприличия дружбой с Россией и сами «субъекты украинской внешней политики», и все те же «друзья России» из числа обычных граждан возрадовались: мол, ссоры между нашими державами наконец-то прекратились, началось великое конструктивное взаимовыгодное сотрудничество. Но прошло лишь несколько месяцев с начала великого перелома, и уже только слепой, не читающий - не видящий – не слышащий будет утверждать, что «российское дружелюбие» идет исключительно на пользу Украине. Российский дерибан украинской промышленности уже вышел за рамки стратегических объектов, и загребущая длань россиян протянулась к лакомым кусочкам поскромнее, для начала лишь понемногу давая почувствовать всю прелесть «дружбы» уже не лишь лишающимся бизнеса украинским олигархам, но и бизнесменам среднего звена. А ведь «северо-восточные друзья» пока лишь осматриваются на украинских просторах.

С одной стороны, бизнес есть бизнес с его волчьими (а в случае с российским бизнесом – дважды и трижды волчьими) законами. С другой – не надо быть великим аналитиком, чтобы видеть, чью заинтересованность и какими средствами защищает российская власть, мгновенно трансформируя частные интересы в полновесную внешнюю политику державы. И вот все еще не отошедшая от эйфории братской дружбы украинская власть де-факто становится мишенью для чисто политических заявлений, которые выходят далеко за рамки бизнес-разборок.

В частности, очень «дружелюбно» прозвучало в начале этой недели заявление мэра Москвы Юрия Лужкова, который на пресс-конференции в Москве вдруг опять принялся рассказывать о том, что украинский город Севастополь принадлежит России. "Я свои заявления по Севастополю сделал осмысленно и обоснованно – никаких изменений моей позиции по статусу Севастополя нет и не будет", - подчеркнул Юрий Лужков (как известно, в мае 2008 года Юрий Лужков заявил, что Севастополь должен быть возвращен России).

Это заявление российского чиновника означает одно: все разговоры украинской власти в России «приняли к сведению», поддержали разговоры о братской дружбе и «новых витках сотрудничества» парой-тройкой встречных лозунгов, под прикрытием новых веяний рассмотрели, чем можно в Украине поживиться, на самом деле оставив свои прежние стратегические цели и планы без малейших коррекций. То есть сейчас в Москве прекрасно понимают, что во время выяснения непростых отношений РФ с Западом лучше держать Украину в союзниках (точнее говоря – в сателлитах), что само по себе меняет региональный расклад в пользу россиян. Но это вовсе не означает, что российская власть отказывается от восприятия Украины как своей губернии.

Более того: нынешние украинские «керманычи» очень прилежно играют роль губернских князьков, позволяя и всячески содействуя, дабы Великая Россия для начала «приросла» экономическим потенциалом Украины. А, как известно из новейшей истории, это, по большому счету, и есть основная цель в установлении контроля одной державы над другой. И не надо никаких войсковых операций, захвата территорий и оккупационных властей – кто контролирует экономику, тот контролирует страну.

Весьма символично, что великий московский стратег Юрий Михайлович нынче принялся рассказывать о «российском городе Севастополе» вскоре после возвращения с пропиаренного пира во время кризисной чумы под названием «юбилей Виктора Федоровича Януковича». И точно, рассказав о своих взглядах на принадлежность Севастополя, Лужков тут же поведал и о своем визите В.Януковичу: столичный градоначальник вручил украинскому лидеру символический подарок. "Я подарил символическую чашу, которая называется "братина". Это чаша, из которой бригада общая, которая выполняла какую-то работу - ну, допустим, строила, - пила. Вы можете сами предположить, что в эту чашу было налито", - рассказал он, выжимая из слушателей слезу умиления от такой небывалой братской любви и дружбе.

Неизвестно, что там Президент Украины пил с московским мэром из лужковской братины, но результат налицо: Юрий Михайлович вернулся в Москву, преисполненный неискоренимой любви к Украине и всему украинскому – в частности, к городу Севастополю.

Впрочем, вызывает недоумение не только заявление Лужкова. Сама история его приезда в Украину на юбилей к Януковичу выглядит как смачный плевок в лицо Украине и украинцам, - понятно, с подачи чересчур дружелюбной и патологически любвеобильной (в одну сторону) нынешней украинской власти.

Достаточно вспомнить предысторию. Как мы упоминали, украинские власти запретили Юрию Лужкову въезд на украинскую территорию в мае 2008-го, - мэр Москвы настаивал, что Украина не имеет права на владение Крымом. Впрочем, 10 мая 2008 года Лужкова, рвавшегося на празднование 225-летия Черноморского флота РФ, в Украину все же пустили, но как «самому одаренному» сделали отдельное (письменное!) предупреждение относительно антиукраинских высказываний.

Истерически-патриотическая (без истерик у проплаченных российских журналистов почему-то традиционно не получается) российская пресса захлебывалась слюной, описывая эти события:

«Вместо традиционного хлеба с солью, которым у славян принято встречать гостей, московскому мэру, едва ступившему с борта самолета на украинскую землю, в аэропорту Симферополя вынесли строгое предупреждение. Напечатанное на двух языках в синей папочке его вручили Юрию Михайловичу четверо рослых молодцов вдали от глаз прессы.

Обращаясь "персонально к гражданину РФ Юрию Лужкову", украинская служба безопасности предупреждала его о том, что против него могут быть приняты ограничительные меры вплоть до запрета въезда на Украину, если и впредь он будет подвергать сомнению территориальную принадлежность Крымского полуострова в целом и города Севастополя в частности.

"Смешно", - только и скажет чуть позже журналистам мэр в ответ на просьбу прокомментировать это заявление. И тут же поделится (…) своими ближайшими планами:

- Я намерен обратиться к руководству нашей страны и в Госдуму с предложением не продлять больше договор о дружбе и сотрудничестве с Украиной».

Свою одаренность Лужков тут же и доказал. Уже на следующий день, 11 мая, он, выступая в Севастополе на открытии концерта в честь 225-летия Черноморского флота РФ, заявил, что Россия будет решать вопрос государственной принадлежности Севастополя в пользу своего «государственного права». «Этот вопрос остался нерешенным, и мы его будем решать. Мы его будем решать в пользу тех государственных позиций и того государственного права, которое имеет Россия по отношению к своей военно-морской базе - Севастополю», - сказал Лужков. Мэр Москвы напомнил, что в 1948 году Севастополь стал городом государственного подчинения, и сказал, что «в 1954 году город не вошел в число тех областей, тех территорий, которые Хрущев передал Украине».

Уже один этот эпизод достоин тщательного изучения специалистами в области психиатрии.

В России, может быть, такое поведение выглядит нормальным – там испокон веков к юродивым относились по-особому, с любовью и пониманием,- но за пределами РФ такое поведение чиновника, официального представителя державы воспринимается несколько иначе.

Кстати, тогда же Лужков озвучил постулат, который уже в 2010 году, после подписания Соглашения о продлении базирования ЧФ РФ, начали вдруг резко эксплуатировать некоторые украинские политики из числа «друзей России» (мол, если бы Янукович не продлил базирование, то Россия отсудила бы Севастополь в международных судах). А именно, Лужков, рассказывая о «российской принадлежности» Севастополя, принялся утверждать, России следует обратиться за защитой своих прав в Страсбургский международный суд. "У нас есть все шансы выиграть его, - заявил Лужков. - Севастополь был и должен остаться русским городом".

И только после этого, 12 мая 2008 года, Украина сообщила, что запрещает въезд на свою территорию этому господину в кепке. В частности, об этом сообщила начальник пресс-службы СБУ Марина Остапенко. По ее словам, в связи с тем, что гражданин Российской Федерации Лужков проигнорировал предупреждение СБУ о недопустимости совершения действий, которые наносят вред национальным интересам Украины и ее территориальной целостности, отныне мэру Москвы запрещен въезд в Украину.

Кстати, как отметила тогда Остапенко, СБУ выяснит все обстоятельства провокационных высказываний Лужкова в Севастополе 11 мая в связи с возможной его причастностью к отмыванию "грязных средств" на территории Севастополя.

Тогда же показали себя во всей красе и крымские «друзья России» из числа политиков, до сих пор по какому-то непонятному недоразумению считающиеся украинскими. Например, тогда же, 12 мая 2008 года, лидер коммунистов Крыма, народный депутат Украины (фракция КПУ) Леонид Грач заявил, что считает обоснованными заявления мэра Москвы Юрия Лужкова о Севастополе.

Интересно, что в преддверии выборов Президента Украины 2010 года, а именно - 7 декабря 2009 года, Лужков вдруг стал Почетным гражданином Северодонецка Луганской области. Как сообщал тогда официальный сайт горсовета, мэр Северодонецка Владимир Грицишин вручил в Москве Ю.Лужкову соответствующее удостоверение, цепь и нагрудный знак. В ходе церемонии Лужков заявил, что решение северодонецкой власти присвоить ему звание почетного гражданина он воспринимает ”с большим искренним волнением”. Очевидно, волнение у Лужкова возникло от неожиданно возникшего вместе с награждением вопроса, а не является ли Северодонецк, а с ним и вся Луганская область (а то и весь регион) частью России?

С приходом к власти в Украине Януковича Лужков и подобные ему «московские товарищи» повели себя так, как будто изначально были полностью уверены: в Киеве оселилась власть, полностью подконтрольная Москве.

Вот простейший, и весьма ярко демонстрирующий это убеждение факт. 19 апреля 2010 года еще один великий друг Украины Константин Затулин «расписался» за Юрия Михайловича. Он рассказал, что Лужков получил приглашение от руководства Верховного Совета Крыма принять участие в фестивале "Великое русское слово", и собирается приехать в Крым в июне 2010 года. "Я думаю, что Юрий Михайлович приедет, примет участие в открытии этого фестиваля. По крайней мере, он такое предложение получил, очень благожелательно его рассматривает", - сказал Затулин.

Заметим: никто запрета на въезд Лужкова в Украину тогда, в апреле 2010 года, не снимал. Но, не смотря на это, в Москве уверены: да конечно Лужков в Крым приедет, если сам захочет. Кто у Януковича с его подручными в лице глав спецслужб спрашивать вообще будет?

Интересно, что сам Юрий Михайлович обращаться с просьбами к Киеву считает ниже своего достоинства: в конце апреля с просьбой снять с него статус персоны нон грата к Януковичу обратился городской совет Севастополя. И вот Лужков Януковича ни о чем не просит, а Виктор Федорович сам спешит исправить недоразумение, о котором намекнул Затулин – он сам звонит Лужкову и просит приезжать когда тому хочется и чувствовать себя в Украине как дома.

Об этом первым поведал 4 июня 2010 года председатель Комиссии Совета федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Олег Толкачев. В частности, он рассказал, что Виктор Янукович сообщил в телефонном разговоре с Юрием Лужковым: руководство Украины приняло решение снять статус персоны нон грата на Украине с мэра Москвы. «В этом смысле въезд не только разрешен, а Лужков является там желанным человеком», - подчеркнул Толкачев. Он напомнил, как «много усилий, решений, достижений Москва получила на Крымском и Севастопольском направлении». «В 2008 году после слов, выступления Юрия Лужкова о его видении, как развивалась ситуация с передачей Крыма, власти того времени, «оранжевая власть» приняла решение о запрете Лужкову въезда на территорию Украины. Тем не менее, работа по взаимодействию Москвы и Севастополя, Москвы и Черноморского флота не останавливалась ни на один день. «Оранжевые власти» пытались построить барьеры на пути этого взаимодействия, но не получилось», - сказал он.

(Теперь, после заявления Лужкова, абсолютно понятно, что это «взаимодействие» означает не что иное, как восприятие Москвой Севастополя как части России. То есть – самые что ни на есть прямые территориальные претензии к Украине. Хорошая «дружба», ничего не скажешь).

Затем о данной ситуации рассказал и сам Лужков. Он, в частности, подтвердил, что теперь свободно может посещать территорию Украины. "Недавно у нас состоялся разговор с новым Президентом Украины Виктором Януковичем, и он уведомил меня, что я теперь не являюсь персоной нон грата на Украине", - сообщил Лужков

А ведь это смешно. В том же апреле 2010 года глава МИД Украины Константин Грищенко отказался ответить на вопрос, разрешат ли спецслужбы въезд в страну мэру Москвы Юрию Лужкову, если он публично откажется от своей позиции относительно необходимости возвращения Крыма и Севастополя в состав России. Конечно, что тут комментировать? Ни от чего Лужков отказываться не собирался, и, как видим, не собирается. А зачем? Без всяких отказов и так Президент Украины лично звонит и все запреты снимает.

…В этой истории, конечно, приятно удивил МИД Украины, который пусть в ласковой форме, но все же пожурил Лужкова за его заявление. И то – поругали как извинились. "В МИД Украины, безусловно, самым серьезным образом отнеслись к заявлению мэра Москвы Юрия Лужкова относительно Севастополя и считают, что подобные высказывания идут в разрез с атмосферой конструктивных и добрососедских украино-российских отношений, установившихся в последнее время", - сказал директор департамента информационной политики МИД Олег Волошин. И тут же «извинился»: "Продление базирования Черноморского флота России в Севастополе на 25 лет создало долгосрочную основу для стабильности на полуострове и в двусторонних украино-российских отношениях. В МИД Украины убеждены, что никакие радикальные заявления не способны этому помешать", - отметил Волошин.

То, что Волошин извинился, оно и правильно. А вдруг Лужков обидится? Кто тогда с Януковичем с одной братины пить будет? Не мэры же, в самом деле, европейских городов…

P.S. (в качестве анекдота)

Около 300 украинских милиционеров и 1 тыс. 700 военнослужащих Черноморского флота РФ будут обеспечивать в Севастополе безопасность Лужкова со свитой, когда он прибудет 24 июля 2010 года на празднование Дня Военно-морского флота России. Как сообщал "ФЛОТ2017", об этом проинформировал журналистов заместитель начальника Управления МВД Украины в городе Севастополе - начальник милиции общественной безопасности Александр Новиков. По его словам, «составлены планы по расстановке сил и средств, пофамильно по секторам расписаны сотрудники».