Вторая часть. Начало по ссылке.
О свободе
- Тот, кто думает, что свобода слова существует для него, глубоко заблуждается. Она существует для тех, кто контролирует, чтобы она была.
- Все за то, чтобы расцветали сто цветов. Но букет каждый собирает исключительно из того, что ему нравится. Или изФ того, за что больше платят на рынке.
- Цитируя начальника, ты можешь ошибиться только в одном — в точности цитаты.
- У большинства собственные мысли вытесняются из головы цитатами, а у немногих — порождаются.
- О дурной бесконечности свободы. Чем больше свободы, тем больше запретов. Может быть, нужно поменьше свобод — тогда и запретов будет меньше.
- Если ты почувствовал себя абсолютно свободным, срочно найди, за что зацепиться. Иначе тебя унесёт любой случайный ветер.
- Все желают свободы себе, но все же боятся свободы другого. Догмат о границе между свободой одного, заканчивающейся там, где начинается свобода другого, красив, но утопичен или спекулятивен, ибо никто в реальной жизни эту границу не соблюдает. Разве что с помощью возведения заборов и стен, каковые сами по себе отрицают свободу. Потому индивидуальная свобода всегда есть ограничение коллективной свободы или, как минимум, свободы другого, а коллективная свобода (то есть уже не свобода), отрицает индивидуальную свободу. Следовательно, свободы нет вообще. Но есть ситуация большей или меньшей несвободы, понимаемая как меньшая или большая свобода.
- Максимально свободен лишь тот и тогда, кто и когда интересен другим настолько, что они не замечают исходящую от него несвободу для себя. Это пророки, вожди и те, в кого мы страстно влюблены.
- Добровольная несвобода бывает слаще свободы. Или не настолько горька и навязчива, что легче смириться с ней, чем броситься в борьбу за свободу, каковая всегда максимальна и по ответственности.
- Максимальна по ответственности свобода только индивидуальная или в очень малой группе, а свобода толпы и свобода вместе с толпой по ответственности минимальна.
- Профессиональный философ всегда сможет объяснить вам, что вы свободны, когда вы не только не чувствуете себя свободным, но и понимаете, что вы несвободны. Политики делают то же самое, но прямолинейнее, без затей, тем более, что знают, что лгут. А философы сами верят в свои объяснения, настолько эти объяснения сложны, красивы и тешат их авторское самолюбие.
10 минидиалогов об Украине (политафоризмы 42−51)
Можно ли спасти Украину?
— Можно, но зачем?
***
Можно ли спасти Украину? — Можно. Если убрать украинство. — Но тогда это будет не Украина! — Но тогда она хотя бы будет.
***
Можно ли спасти Украину? — Её нельзя было даже создать, что доказывается четвертью века её независимого существования.
***
Может ли быть Украина без русских? — Может, но только не быть. Во всяком случае, в нынешних границах.
***
А как спасти Украину в её нынешних границах? — Только одним способом — учредить её заново как Украино-Русскую демократическую республику. Но украинские националисты никогда на это не пойдут.
***
Можно ли перевоспитать или переубедить украинских националистов? — Нет, нельзя.
***
Что из этого следует? — То, что спасти Украину в её нынешних границах невозможно.
***
Где должен оказаться Киев при окончательном распаде Украины? — Реально — в составе Новороссии, ибо это по-прежнему русский город прежде всего по национальному составу населения.
***
А что делать с руководителями нынешнего политического режима Украины? — Судить, конечно. — За что? — За многое, но прежде всего — за интеллектуальное растление русских, живущих на Украине.
***
Но пока эти руководители ещё находятся у власти, может быть, с ними можно найти компромисс, договориться? — Нет, это невозможно. — Почему? — Потому что они владеют только одним политических оружием — обманом, включая провокации, то есть обманом в действиях. — Но тогда, может быть, их можно перехитрить, то есть тоже обмануть? — Нет, это невозможно. Если они обманывают тебя сегодня и, исходя из понимания этого, ты сумеешь их сегодня перехитрить, то завтра они обманут тебя уже по отношению к своему вчерашнему обману, и твоя вчерашняя хитрость превратится в выстрел в пустоту. В искусстве обмана украинским политикам нет равных, так как если для других обман лишь одна из форм существования в политике, то для украинских политиков — единственная. Они лгут и обманывают даже тогда, когда им выгодно сказать правду и поступить честно. Никто не способен обмануть патологического обманщика. Его можно лишь игнорировать, терпеливо ожидая, когда он, наконец, утонет в водовороте собственного обмана и самообмана.
(продолжение следует)
Комментарии