Чем ближе 16-18 марта, тем чаще людей, занимающих какие-то должности и вовсе без оных тянет оглянуться назад, определить свою роль и дать оценку своим действиям и действиям своего окружения во время событий Крымской весны, окончившимся (а, может, наоборот, только начавшимся?) референдумом, на котором беспрецедентное количество жителей Крыма высказалось за возвращение в Россию. Пресс-конференции, круглые столы, встречи, а вскоре еще и шествия, и митинги — и это все о ней, Крымской весне.
Сегодня Дмитрий Киселев собрал международный видеомост, на котором присутствовали гости из Вашингтона, Пекина, Рима, Белграда, Москвы и Симферополя. Главный гость был, конечно, Сергей Аксенов. И начал он общение с такой разнообразной аудиторией с того, что поздравил МИА «Россия сегодня», которое возглавляет Дмитрий Киселев, с годовщиной образования крымского своего отделения.
Мы не будем пересказывать подробно, о чем говорил глава республики — в принципе, крымчане хорошо знают ситуацию и с водой, и с электроэнергией, и с блокадами: на эти вопрос спрашивающие получили исчерпывающие ответы. Поскольку видеомост связал несколько стран, то вопросы больше касались именно международных связей. А вот они все сегодня упираются в санкции. И хотя Сергей Аксенов принял поправку Киселева насчет того, что эта проблема занимает не более одного процента времени главы республики, разговор со студиями в разных странах поневоле натыкался именно на них.
Например, из Вашингтона спросили: используется ли как-то потенциал предпринимателей, в основном айтишников, которые, живя в Крыму, неплохо зарабатывали в американских фирмах? Из-за санкций им пришлось уехать. Или вот вопрос из Италии — на полуостров хотели бы приехать виноделы, но, опять же, санкции… «Крымское Эхо» тоже спросило о зарубежных делегациях: в прошлом году многие приехали, уехали — и о них ничего не слышно. Почему?
А потому что санкции! Но Сергей Аксенов намекнул «толстым текстом», что все равно Крым находит варианты, механизмы сотрудничества, и работа в этом отношении ведется. Без прессы. Он лично готов с каждым пообщаться, подыскать варианты сотрудничества и взаимодействия.
А дальше я позволю себе длинную цитату из Дмитрия Киселева, который подхватил тему, но вышел на один очень интересный момент. Перед этим был еще разговор с корреспондентом «России сегодня» из Пекина, который сказал, что китайцы хотят открыть для себя в том числе Крым туристический, но вот сам Крым пока не совсем готов работать с китайцами. Киселев уточнил, что и у Китая всё получится, потому что «глава <Крыма> — абсолютно полномочный человек, совершенно открытый, настроенный, энергичный… Но тут есть еще один момент, о нем сказал мой друг Джульетто Кьеза: к сожалению, общественное мнение в Италии не соответствует настроениям, <превалирующим> в прессе. А вот в Крыму общественное мнение соответствует настроениям, <которое есть> в прессе. Потому что Крым является примером региона, в котором царитполный восторг от того, что Крым — в составе России.
Потому что в период украинских двух десятилетий, когда Крым был под Украиной, Крымом не занимались; не занимались инфраструктурой, водой, трубами, электричеством. Такое впечатление, что внутренне не считали его своим и не были готовы что-то туда вкладывать. Это как старый автомобиль, хозяин которого знает, что скоро его продаст…
А сейчас совершенно другое дело. И что китайцы, что итальянцы приедут в Крым — я завидую этим людям, потому что они смогут ощутить этот восторг, человеческую энергию, и подпитаться ею. Крым может не «больше взять», а больше дать людям. А эмоции — такие позитивные, восторженные, романтические, добрые эмоции — сейчас в мире на вес золота. И Крым в этом плане неисчерпаем. Он оказывает заразительное воздействие и, я считаю, облагораживающее воздействие на весь мир.
Потому что если вы признаете то, что там произошло, если вы признаете ценность демократии, то есть ценность каждого человеческого голоса (а это главное в демократии: один человек — один голос), если вы признаете ценность народного волеизъявления, ценность человеческой энергии, человеческой радости, а не играете в какие-то непонятные игры, то Крым — ваш. Вам — туда. И будь вы итальянец или китаец, вы найдете там и людей, и дело».
Несколько неожиданный поворот, согласитесь. И, наверное, самая точная оценка того, что Крым на сегодня дал миру. Может, сами крымчане это ощущают в меньшей степени, задавленные бытовыми хлопотами, коих у них все же больше, чем у жителей остальной России. Но мы ведь понимаем, что все это преходяще… Зато, вот, сербы очень четко видят в Крыме пример той самой настоящей демократии, им есть на что равняться, к чему тянуться в борьбе за Косово, незаконно отнятым у этой страны. А ведь именно там находятся все самые главные религиозные святыни сербов — именно об этом услышали мы из Белграда.
На встрече неоправданно много, на мой взгляд, было уделено внимания теме крымский татар. Хотя Сергей Аксенов еще раз расставил точки над «i»: «Никогда крымские татары не были и не будут людьми второго сорта. Это люди, которые имеют российские паспорта, такие же граждане Российской Федерации, как и другие крымчане различных национальностей. У нас по национальному признаку ни преференций, ни преследований нет и не будет. Все равны перед законом. Несправедливо было высылать людей по национальному признаку: за каждое конкретное преступление должен ответить конкретный человек, его совершивший».
Пожалуй, с этой точкой зрения не поспоришь. И вот что еще важно: Аксенов чуть ли не впервые (а перед такой обширной аудиторией точно впервые!) заявил, что народ, требующий для себя каких-то поблажек, преференций, сам себя обрекает на статус народа второго сорта. Перед законом все равны — перед обществом тоже. Все эти годы, уточнил Дмитрий Киселев, не упускающий повода подчеркнуть, что в нем тоже есть крымскотатарская кровь, Украина использовала крымских татар в виде материала для розжига костра межнациональной вражды. Сегодня пришло время поставить в этом процессе точку: у России нет «любимых» и «нелюбимых» народов. А в Крыму за последние два года, по наблюдениям самого Киселева, крымские татары «неплохо поднялись».
Последними на этой встрече были слова Аксенова: «Вода камень точит» — в смысле, потихоньку все сделаем, все проблемы решим.
Остается ждать, верить и …работать.
Комментарии
Милосердие всегда "несправедливо".
Если бы Сталин не спас крымских татар, выселив их ДО возвращения фронтовиков, то по "справедливости" мало бы их уцелело:
представьте, возвращаются победители с фронта самой кровавой войны и узнают о преступлениях крымскотатарских "соседей" против русского населения во время оккупации.
Сталин спас татар.
Хохлы, мля, вы определитесь, за кого вы есть. За Гитлера, Сталина, хана Гирея. Только учтите, что Гиирей похищал ваших девственниц.