Это на долго

Три инструмента Кремля против Украины

Андреас Умланд, Институт евроатлантического сотрудничества _

 
 
 

В последние месяцы, в связи с относительным успокоением российско-украинской войны в Донбассе, много западных наблюдателей начали классифицировать эту конфронтацию как еще один "замороженный конфликт" на постсоветском пространстве.

И все же даже если широкомасштабные российские военные действия и прекратились, эта аналогия вводит в заблуждение. Не все на Западе понимают, что восточный сосед Украины активно использует три инструмента, чтобы продолжить шаткое состояние украинского государства.

Во-первых, Украина стала жертвой (даже если и неофициальной) "традиционной" вооруженной агрессии России, которая снижается, но продолжается.

Во-вторых, она также страдает от тяжелых экономических последствий этой классической войны.

И, наконец, Кремль ведет - в рамках своей "гибридной" войны - одновременно и многовекторную невооруженное атаку против Украины, которую частично видят на Западе.

Этот тщательно скоординированный и частично скрытый подрыв украинского государства достигается путем применения широкого спектра различных невоенных методов: экономических санкций, операций спецслужб, пропагандистских кампаний, целенаправленных кибератак, дипломатических столкновений, а также политического давления - и имеет разного рода косвенные последствия для украинского общества, государства и экономики. Таким образом, например,

Москва обеспечила свои марионеточные режимы в Донбассе одной из крупнейших в Европе танковых армий - намного больше, чем парк танков, чем, например, в Украине или Германии.

Огромное и стремительное наращивание боевой мощи так называемых "народных республик", возможно, является не только и не столько подготовкой к нового военного наступления. Оно служит прежде всего для проектирования власти Кремля на востоке Украины и создание постоянной угрозы Киеву, которая уступает в военном отношении Москве.

Вооружение Россией двух ее псевдогосударств-сателлитов на Донбассе и значительное развертывание российских войск вдоль российско-украинской границы мешает украинскому обществу сосредоточиться на своих внутренних проблемах. Опасная ситуация на востоке истощает материальные, финансовые и человеческие ресурсы, которые идут на укрепление обороноспособности Украины, а не на другие неотложные нужды.

Возможно, самый важный аспект "гибридной" войны Кремля - ​​это не ее непосредственное влияние на Украину, а социально-психологические и политико-экономические калькуляции, лежащие в его основе. Украинцы должны быть измученные состоянием неопределенности, продолжающихся в течение многих лет, находясь между покоем и напряженностью, войной и миром, нестабильностью и тишиной.

Это должно привести, в частности, к ощущению постоянной неустойчивости в русскоязычных регионах, граничащих с Россией, а также вдоль Черного и Азовского морей. Местные предприниматели должны быть смущены, выпускники вузов - не уверены в будущем, активисты гражданского общества - выбиты из колеи, международные партнеры - отчаявшиеся в дальнейшем сотрудничестве, а иностранные инвесторы - испуганные.

Такая тактика, в конце концов, имеет опустошить территории т.н. "Новороссии", то есть юго-восточной Украины, до такой степени, что они утонут в изоляции, депрессии, радикализации и насилии. По логике кремлевского подхода, таким образом усталый регион рано или поздно сам обратится в сторону Москвы.

"Гибридная" война Москвы также должна отвлечь Киев от необходимых реформ, в некотором смысле делая их бессмысленными.

Без сомнения, серьезные внутренние факторы, такие как живучесть олигархических коррупционных сетей, преступность в среде чиновников и продажность многих политиков, в первую очередь отвечают за провал реформ в Украине. И эффектами многовекторной "гибридной" войны России на украинское государство, экономику и гражданское общество во многом объясняется то, что реформаторские усилия Украинской сих пор не дали плодов.

Разработка и осуществление реформ постоянно подрываются экономическими, политическими, психологическими, военными и дипломатическими домогательствами со стороны России.

В конце концов, даже основательно реформирована Украины будет оставаться недееспособным государством в условиях продолжающихся российских угроз, давления и саботажа. Россия слишком близка, очень мощная и безжалостная и имеет слишком длинная граница с Украиной, чтобы Киев мог позволить себе просто отрезать себя от своего соседа.

Кремль может своим "гибридной" войной убить трех зайцев одним выстрелом. Во-первых, он предотвращает консолидации, возрождению и европеизации Украины, а заодно - возникновению восточнославянской контр модели как альтернативы путинской системе.

Во-вторых, Москва ослабляет проект европейской интеграции, так как ЕС будет вынужден вкладывать в Украину большие суммы в течение многих лет, чтобы сохранить в целости основные функции украинского государства.

В-третьих, Кремль закладывает основу для новой территориальной экспансии, если его тактика дестабилизации и разочарование на юго-востоке Украины будет успешной.