Зачем молочникам пальмовое масло?

Может ли 200-граммовая пачка натурального сливочного масла стоить 43 рубля? Этот продукт, привезенный одной башкирской фирмой в Оренбург на экономический форум, не мог не вызвать сомнений. Тем более что обычное развесное масло того же производителя предлагалось по 370 рублей за килограмм.

- Так в пачках у нас спред, - простодушно пояснил продавец. – А сливки пастеризованные в составе указаны потому, что упаковку давно заказывали…

 

Вредно, но очень выгодно!

Вот и получается: внимательного изучения этикетки для определения качества недостаточно. Недобросовестные производители, пользуясь особенностями законодательства (в обязательном порядке их проверяют раз в три года) и желая заработать в кризис, вовсе не торопятся выкладывать потребителю всю правду о своем товаре. В магазине «Магнит», например, постоянно продается масло сливочное «Крестьянское», на 400-граммовой упаковке указан единственный ингредиент – сливки пастеризованные, а цена ну просто ниже не бывает – 55 рублей (в ходе акций его отдают по 39). А ведь многие сорта маргарина, выложенные по соседству, стоят дороже! Неужели производитель, а это самарское ООО «Молочная индустрия», каким-то чудесным, но честным способом смог удешевить свой товар? Об этом «чуде» чуть позже. А пока обратимся к экспертам.

- Поддельного «сливочного» масла на рынке очень много, - говорит доцент кафедры биотехнологии животного сырья и аквакультуры факультета прикладной биотехнологии и инженерии ОГУ Наталия Догарева. - Роспотребнадзор в первую очередь контролирует местных производителей, а до товара, привезенного из других регионов, порой руки не доходят. Результаты наших лабораторных исследований показывают, что нестандартные пробы чаще приходятся на привозные молочные продукты. Ну а если попытаться определить состав самостоятельно, нужно иметь в виду: натуральное сливочное масло, которое только что достали из холодильника, обязательно будет твердым, крошащимся на срезе. Если оно сразу легко мажется на хлеб, скорее всего, в нем содержатся растительные жиры.

Казалось бы, откуда такое предвзятое отношение к растительным маслам? Ведь в них витамины и масса других полезных веществ?

- Сейчас маргарины, растительные и кулинарные жиры содержат масла, химическим путем переведенные из жидкого в твердое состояние, - подчеркивает Догарева. - Это те самые гидрогенизированные жиры, которые входят в состав выпечки, кондитерских изделий, майонезов, изготовленных промышленным способом. Дело в том, что растительные масла довольно быстро портятся. Ненасыщенные жирные кислоты, содержащиеся в них, легко присоединяют кислород и окисляются. В твердом состоянии они хранятся гораздо дольше. Но, по сути, они уже стали ненатуральными, у них искаженная молекулярная структура, не характерная для природной среды. Такой жир, встраиваясь в клетки нашего организма, нарушает обмен веществ. А это ведет к снижению иммунного статуса, риску диабета и даже онкологии.

Трансжиры (так называют жиры, измененные химическим путем) очень опасны. А натуральное чистое растительное масло практически никто не добавляет, так как это невыгодно.

Рекордсмен по содержанию трансжиров – маргарин. Если в спредах их содержание ограничено 50 процентами, то в маргаринах таких запретов нет. Ученые пришли к выводу, что, если ежедневно потреблять 40 граммов маргарина, риск возникновения инфарктов повышается на 50 процентов. Потому что гидрогенизированные жиры – причина того самого вредного холестерина, который откладывается на стенках наших сосудов.

Особенно много критики звучит в адрес пальмового масла. И она обоснованна. Согласно официальным данным, 80 процентов ввозимого в Россию пальмового масла гидрогенизировано. Производители продуктов питания стараются закупать самое дешевое, неочищенное, можно даже сказать, техническое пальмовое масло.

- Оно очень опасно, - подтверждает Татьяна Догарева. - У него очень высокая температура плавления – больше 40 градусов, в то время как в организме человека – 37. На переваривание такого продукта уходит много лишней энергии.

 

Бутерброд для обезьянки

Местные производители молочной продукции не очень охотно отвечают на вопросы о составе своего товара. То ли проверками их бесконечными замучили, а может, боятся раскрыть коммерческую тайну. Не секрет, что три года назад, когда сливочное масло, а затем и вся «молочка» резко поднялись в цене, предприятия перешли на другую упаковку. С тех пор в стандартной пачке крестьянского масла не 200, а 185 граммов, в упаковке кефира – не пол-литра, а 485 граммов, в пакете молока – 900 граммов вместо литра. При этом на территории области есть комбинаты, которые отпускают тот же кефир и бифидок по 500 граммов, причем по той же цене, что их более прижимистые коллеги.

Но сейчас в погоне за прибылью недобросовестные производители идут на более откровенный обман – использование ингредиентов, которых в их товаре не должно быть по определению.

- Мы работаем только на цельном молоке, хотя в межсезонье на завод поступает немало предложений от продавцов заменителей молочного жира, в частности – пальмового масла, - говорит директор Бузулукского молочного завода Сергей Куликов. - Наша производственная мощность – 250 тонн, а хозяйства нам сейчас поставляют 20 тонн, благодаря им мы и держимся.

На приготовление одной тонны масла, по словам технологов этого завода, нужно 22 тонны молока. Отпускная цена 185-граммовой упаковки масла 68 рублей. Сейчас, по данным областного минсельхоза, местные сельхозтоваропроизводители сдают молоко по 20 рублей за литр (это зимняя цена, летом было 13,5 - 14 рублей). Исходя из этих цифр себестоимость одного килограмма масла - 440 рублей. Все, что дешевле, неизбежно вызывает подозрения.