Как Петр I взял на себя функции кутюрье и стал переодевать россиян в европейские одежды?

На модерации Отложенный 14 января (4 января по старому стилю) 1700 года в Москве был объявлен указ Петра I «О ношении платья на манер венгерского», обязывающий именитых россиян впредь «на Москве и в городах носить венгерские кафтаны... кто успеет сделать, носить с Богоявленьева дня нынешнего года». Естественно, что указ у многих вызвал неудовольствие, но с царем не поспоришь. Пришлось боярам переодеваться самим, а вскоре и жен с дочерьми одеть в «срамные» европейские платья. Русь вступала не просто в новый век, она вступала в новую для себя эпоху, где ей по воле царя предстояло в считанные годы пройти тяжелый период европеизации.

Не стоит думать, что на Руси все были строгими приверженцами традиционной русской одежды. Европейские моды стали активно проникать в страну еще в период Смутного времени. Уже при отце Петра, царе Алексее Михайловиче, отдельные бояре и окольничие стали заводить в своих домах европейские порядки и носить непривычные для Руси одежды, чаще всего французского, польского или венгерского кроя. Во многом этому способствовало появление в стране иностранцев – дипломатов, офицеров, купцов, ремесленников. Но при дворе в это время разрешалось появляться только в русской одежде, исключение делалось лишь иноземцам. О том, что стремление носить европейскую одежду уже в то время утверждалось в рядах российской знати, свидетельствует царский указ от 1675 года, запрещавший носить при дворе все иноземное.

Первые изменения произошли в период правления царевны Софьи, фаворит которой, князь Голицын, стал и на придворных церемониях появляться в европейском платье. Некоторые элементы «западной моды» стали перенимать и дамы, именно в это время на Руси появились веера. Сам Петр I стал приверженцем европейской одежды благодаря своим ближайшим соратникам, Патрику Гордону и Францу Лефорту, в обществе которых царь весело кутил в Немецкой слободе. Видимо, окончательное решение переодеть россиян в иноземные платья утвердилось у Петра во время Великого посольства, когда монарх объехал ряд европейских стран.

Причина была не только в желании сделать Россию хотя бы внешне похожей на Голландию или Францию. Петр смотрел на дело значительно глубже. Проводя в стране широкомасштабные реформы, он создавал для этого новую государственную элиту, не обращая внимания на то, из каких сословий происходили приближаемые им к трону люди. Иноземная одежда позволяла всех уравнять. В этом Петр убедился лично, видя, как трудно в Европе отличить по платью обыкновенного буржуа от первого министра государства. В России же спутать с кем-нибудь боярина или окольничего мог только слепой.

Первые требования о ношении европейских платьев Петр «озвучил» еще в 1699 году, но их восприняло только царское окружение. Указ 1700 года царь, как говорится, выносил и выстрадал. Поэтому, объявив, стал жестко добиваться выполнения. Всего в период своего правления Петр издал 17 указов, в разной степени регламентировавших внешний вид подданных и правила ношения различных видов одежды. Первый указ был относительно коротким и давал именитым людям какое-то время «на раскачку». В декабре следующего года появился очередной указ «О ношении всякого чина людям Немецкого платья и обуви и об употреблении в верховой езде Немецких седел», бывший более конкретным и детальным, поэтому стоит привести его полностью.

«Боярам и окольничим и Думным и Ближним людям и Стольникам и Дворянам и Дьякам и Жильцам и городовым Дворянам и приказным людям и драгунам и солдатам и стрельцам и чёрных слобод всяких чинов людям Московским и городовым жителям, и которые помещиковы и вотчинниковы крестьяне, приезжая, живут на Москве для промыслов, кроме духовного чину, свяшенников и церковных причетников, и пашенных крестьян, носить платье Немецкое верхнее Саксонския и Французския, а исподнее камзолы и штаны и сапоги и башмаки и шапки Немецкия, и ездить на Немецких седлах; а женскому полу всех чинов, также попадьям и дьяконицам и церковных причетникам и драгунским и солдатским и стрелецким женам их и детям носить платье и шапки и кунтуши, а исподнее бостроги и юпки Немецкие же, а Русского платья и Черкесских кафтанов и тулупов и азямов и штанов и сапогов и башмаков и шапок отнюдь никому не носить, и на русских седлах не ездить, и мастеровым людям не делать и в рядах не продавать.
А буде кто с сего Его Величества Государя указу, станут носить платье и штаны и сапоги и башмаки и шапки Русские и Черкесские кафтаны и азямы и тулупы, также и на Русских седлах ездить: с тех людей в воротах целовальникам имать пошлина, с пеших по 13 алтын и 2 деньги, с конных по 2 рубли с человека; также и мастеровые люди станут делать и в рядах торговать: и тем людям за ослушание их, учинено будет жестокое наказание».

Нововведение приживалось тяжело, приходилось не только неоднократно объявлять и разъяснять указ, но даже вывешивать в людных местах специальные «чучела», обряженные в иноземные платья, чтобы показать, как теперь необходимо выглядеть. Понятно, что в одночасье всех переодеть не получится, поэтому царь дал отсрочку неимущим на два года, чтобы доносить старую одежду. Но с 1705 года повелено было всем появляться в людных местах только в иноземном платье.

Следить за неукоснительным исполнением своих указов Петр поручил местным властям, но зная об их продажности, привлекал к этому и военных. Представляю, какое удовольствие доставляла солдатам проверка у горожанок соответствия исподнего монаршим требованиям.

Беда, как говорится, не приходит одна. С новыми одеждами постепенно стали смиряться, но бритье бород восприняли с большим трудом. Правда, с бородами Петр пошел на уступки, но не в ущерб государственной казне. Бороды разрешалось носить тем, кто заплатит специальную пошлину (своеобразный «бородовой налог») и получит подтверждающий это жетон.

Стоит отметить, что Петр стремился не только переодеть своих подданных, но и привить им хотя бы основы европейской культуры. Появились первые учебные заведения, в массовом порядке отроков стали посылать на учебу за границу, издали специальное наставление по поведению «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», стали проводиться ассамблеи (светские собрания), на которые приглашались дворяне и горожане с женами. Не только одежда, но и европейские привычки стали приживаться, а вскоре, особенно в дворянской среде, значительно потеснили исконно российские.

После смерти Петра I дворяне продолжили носить европейскую одежду, хотя в неё иногда стали вводить элементы, традиционные для русского платья. Зато часть купечества и городского населения вернулась к традиционной одежде, но власть на это стала смотреть «сквозь пальцы». Стоит отметить, что отдельные петровские указы, связанные с регламентацией одежды и внешнего вида, затем подтверждались императрицами Анной Иоанновной и Елизаветой Петровной, но в большей степени они уже касались только дворянства и чиновников, для которых об отступлении назад не могло быть и речи.