Боевики Бандеры хозяйничают в Москве

На модерации Отложенный

Во время марша памяти, посвященного годовщине гибели политика и общественного деятеля Бориса Немцова. Фото: Андрей Епихин / ТАСС

Во время марша памяти, посвященного годовщине гибели политика и общественного деятеля Бориса Немцова. Фото: Андрей Епихин / ТАСС

Радикализация и объединение либеральной оппозиции, осуществляемые под фашистскими лозунгами, являются серьезной угрозой для России

В социальных сетях набирает просмотры видеозапись с субботнего марша оппозиции в память о Борисе Немцове, на которой люди, выкрикивающие «Слава Украине» и «Бандера — герой», набрасываются на старика, выступившего против чествования идеолога украинского фашизма. Агрессию толпы вызвал возглас пожилого мужчины: «Слава патриотам Украины, но не бандеровским запроданцам!» .одна пенсионерка крикнула в ответ: «Бандера герой!» Тотчас вспыхнула потасовка, если так можно назвать атаку на старика со стороны молодчика, ударившего его с криком: «Убирайся!» Полиция забрала старика из толпы, на записи слышен комментарий: «Давайте скорее, а то они разорвут его».

Ситуация абсурдная: осуждая фашистские шествия в прибалтийских государствах, российские власти сами дают добро на проведение маршей проукраинских неонацистов в центре Москвы. Говорить о «неполитическом» характере траурного марша смешно — все предыдущие выступления оппозиции на эту тему были глубоко политизированными мероприятиями, и ожидать тихой скорби от собравшихся на этот раз было бы странно. Акции памяти Бориса Немцова представляют собой смотр антироссийских политических сил. Что характерно, ни лидеры движения, спекулирующие именем покойного политика, ни рядовые активисты, не знают, где находится его могила. Собственно говоря, это им и не нужно — фигура Немцова исполняет сугубо техническую роль, как повод для разжигания истерических настроений среди либеральной «массовки».

«Пастухи»-бандеровцы

Еще один момент, заслуживающий отдельного внимания, — работа на мероприятии собственной службы безопасности, представители которой носили на себе символику запрещенного в России «Правого сектора». Очевидцы насчитали нескольких молодчиков, носивших на шее таблички «служба безопасности», но «забывших» при этом снять с себя бандеровскую атрибутику.

И все это: «правосеки» в СБ, лозунги «Спасем Надежду Савченко» и крики про «героя Бандеру» — сочетается с обилием российских триколоров. Заметим, что в своей массе российская оппозиция государственную символику недолюбливает, и появление моря бело-сине-красных знамен над толпой либералов выглядело странно год назад, после убийства Немцова, выглядит странно и сейчас. Складывается впечатление, что организаторы траурных маршей намеренно стремятся придать внешнюю легитимность данным выступлениям, используя госсимволику.

Заметно, что либеральные акции последнего времени разительно отличаются от массовых протестов 2011–2012 годов по своему настрою. «Белоленточные» митинги были по большому счету рыхлыми и достаточно беззубыми: девочки с плакатами «Путин — плохой», белые воздушные шарики, раздача цветов полицейским, дамы в норковых манто, являвшиеся на акции как на променад — эта масса была явно не способна на силовые действия (единственным исключением были столкновения Болотной площади 6 мая 2012 года).

Сегодня протестующие массы отличаются куда большей агрессией — это заметно хотя бы по инциденту с избитым стариком. Можно предположить, что нагнетание злобы, мобилизация и радикализация либерального протеста осуществляется вполне преднамеренно, как и привлечение «силового» ядра в виде молодых неонацистов, способных сыграть роль сторожевых псов, загоняющих массы в коридор насилия в случае необходимости — как это было в Киеве во время Евромайдана.

Складывается впечатление, что так называемые «белоленточные» протесты 2011–2012 годов были «пробным шаром», попыткой использовать протестный потенциал либеральной общественности в его первозданном виде, однако это не принесло нужных результатов людям, стоящим за организацией выступлений.

Сегодня ими предпринимаются меры по «апгрейду» протестных масс, приданию им собранности и злобы. И в то же время — легитимности, как бы парадоксально это не звучало на фоне пробандеровских выкриков участников «траурного марша».

Кандидат Касьянов

Заявителем протестных маршей последнего года выступает экс-премьер Михаил Касьянов, возглавивший после гибели Бориса Немцова Партию народной свободы (ПАРНАС). По большому счету, именно ПАРНАС в последнее время является действующей и заметной оппозиционной партией, имеющей регистрацию Минюста. Хотя партия признала свое поражение на недавних выборах в Костромскую областную думу, ее кампания активно освещалась в СМИ. «Подмяв» под себя Республиканскую партию Владимира Рыжкова, руководство ПАРНАСа теперь призывает к объединению для участия в парламентских выборах партию «Яблоко». Хотя сторонники Григория Явлинского пока не дали положительного ответа на данное предложение, давление на «Яблоко» оказывается нешуточное. 23 февраля ряд видных представителей либеральной общественности даже опубликовал обращение на имя председателя партии Эмилии Слабуновой и основателя Григория Явлинского с просьбой принять предложение Михаила Касьянова. Если ПАРНАС поглотит «Яблоко», экс-премьер станет основным игроком со стороны либералов, которого заинтересованные силы смогут двигать к власти.

Активную поддержку ПАРНАСу оказывает в настоящее время Михаил Ходорковский, об этом неоднократно упоминал сам Касьянов. Кроме того, летом 2015 года ответственным секретарем ПАРНАС был назначен журналист Владимир Кара-Мурза, которого пресса называет человеком из близкого окружения олигарха.

Касьянова и Ходорковского связывают давние отношения: напомним, по признанию экс-премьера, главной причиной его отставки с поста главы кабмина в 2004 году была его позиция по делу ЮКОСа— политик выступил на стороне Ходорковского.

Конечно, политик с прозвищем «Миша 2%», может, и не самый удачный кандидат для роли всероссийского лидера оппозиции, однако на фоне других либеральных деятелей его кандидатура выглядит наиболее сносно. Во-первых, Касьянов выглядит и ведет себя солидно, производя впечатление «государева мужа», авторитетного и спокойного (даже если таким в действительности и не является). Во-вторых, он имеет большой опыт в «большой политике», ему проще всего мимикрировать под «своего» для российских элит и чиновничества (активное использование государственного флага на оппозиционных акциях — еще один способ придания им внешней «добропорядочности»).

Возможно, изначально ставка делалась на Алексея Навального, однако судимости существенно ограничили его возможности как политика — он не может теперь избираться на государственные посты.

Радикализация либеральной общественности вкупе с концентрацией оппозиционного политического поля под эгидой одной организации является серьезной подготовкой к попытке государственного переворота в России.

Возможно, что недавние действия главы Чеченской Республики, направленные против Михаила Касьянова: размещение его фотографии, совмещенной с изображением оптического прицела в Instagram, а также «тортовая атака» (хотя свою причастность к ней Кадыров отрицает) — были связаны с пониманием той угрозы, которую может представлять для России деятельность экс-премьера и его покровителей.

К сожалению, не исключено, что круг покровителей либеральной оппозиции не ограничивается одним Ходорковским, вероятно, поддержка существует и внутри страны, со стороны неких весьма могущественных сил, называемых в народе «пятой колонной». С ее влиянием, возможно, и связана неожиданная отставка Кадырова, посмевшего открыто атаковать либерального ставленника Касьянова.

Очевидно, что так называемая «пятая колонна» готовит очередную попытку реванша в преддверии парламентских и президентских выборов. Для этого в ход идут любые методы — и спекуляции на смерти Бориса Немцова, и скрещивание либеральной идеологии с украинским фашизмом, и работа на региональных выборах, сопровождающаяся шумной поддержкой ангажированных СМИ.

Закрывать на это глаза очень неблагоразумно. Российская власть, разрешая шествия либеральной оппозиции с проукраинскими плакатами в центре столицы, уподобляется Виктору Януковичу, до последнего отказывающегося понимать всю серьезность киевских событий зимы 2014 года.