Суд приговорил журналиста к анафеме

На модерации Отложенный

Олег Дементьев, обвинявший монахинь в проституции, не смог отсудить у отлучившей его от церкви псковской епархии 1,5 млн рублей

15 июля Псковский городской суд отказал в удовлетворении иска преданного анафемежурналиста Олега Дементьева к Псковской епархии. Журналист посчитал, что церковные власти, отлучая его от церкви, превысили свои полномочия, так как он не крещен, не чтит православные праздники и не ходит в церковь.

Журналист Олег Дементьев

В иске о защите чести и достоинства Дементьев потребовал от епархии компенсацию в 1,5 миллиона рублей и публикацию опровержения на официальном сайте псковской церкви. Как сообщает«Интерфакс», преданный анафеме Дементьев собирается обжаловать решения суда. Также он направил в Европейский суд по правам человека документы, касающиеся его отлучения от церкви.

Напомним, что епархиальный совет псковской епархии принял решение предать анафеме журналиста Олега Дементьева «в связи с непрекращающейся гнусной клеветой и сатанинской ложью в адрес обитательниц Спасо-Елизаровского монастыря и, в частности, игуменьи Елисаветы».

Речь идет о публикации Дементьева о Спасо-Елизаровском монастыре. В своем материале журналист утверждал, что настоятельница монастыря Елисавета принуждает монахинь к проституции и рассказывал, как монашки употребляют алкоголь и курят.

Игуменья Елисавета

Впоследствии суд Пскова признал информацию о том, что послушниц Спасо-Елизаровского женского монастыря предлагают бизнесменам за 1,5 тысячи долларов за ночь, не соответствующей действительности.

Согласно Конституции РФ церковь отделена от государства, а значит, церковные решения через суд не оспоришь. Подобный иск в какой-то мере отражает сознание людей, в котором церковь и государство слиты, считает доцент кафедры изучения религий РГГУ Борис Фаликов.

- Однако, если говорить о самом журналисте, то он, конечно понимает, что государство и церковь разделены. Скорее всего, Дементьев – антиклерикал и последовательный борец с религией, которому нужен пиар, который он получил, попытавшись оспорить анафему в суде. Если он неверующий, то, какое ему дело до этой анафемы? – рассуждает эксперт.

Религиовед отметил, что церковь, предавая Дементьева анафеме, имела на это право так это ее внутрицерковное дело. «Даже если он атеист, то его могли предать анафеме, как, например, еретика, хотя подобный жест со стороны церкви довольно выглядит бессмысленно», - объясняет Фаликов.

Спасо – Елеазаровский монастырь

Дело Дементьева создает очень важный прецедент, так как отлучение от церкви приравнивается к уголовному преступлению, предусмотренному ч.1 ст 129 УК РФ («клевета»). Клеветой в данном случае считаются сведения, вредящие деловой репутации.

- Предание анафеме – это распространение сведений, наносящих ущерб чести, достоинству и деловой репутации, - уверен адвокат Дмитрий Аграновский.

Само слово «анафема» в понимании обывателя несет негативный смысл. Государство у нас достаточно клерикальное, но с юридической точки зрения, позиция эта хорошая и надо подавать в суд, уверен адвокат.

Стоит отметить, что в данном случае неясно: кого считать ответчиком. Это может быть как РПЦ или епархия, так и конкретные священнослужители. «Не могу сказать на юридическое или физическое лицо стоит подавать в суд, так как я не знаю точной процедуры предания анафеме», - объяснил Аграновский.

Анафема в церковном праве

Согласно церковному праву, анафема - это наказание, применимое лишь к членам церкви. Преданный анафеме человек не имеет права заходить в церковь, кроме того, его нельзя хоронить на церковной земле. Снять анафему можно, принеся покаяние церкви её наложившей, кроме того анафема может быть снята и посмертно. В этом случае допускаются все виды поминовения усопшего.

Процедура анафематствования (то есть, отлучения от церкви) строго регламентирована. Так, согласно п.5 гл.VII Устава РПЦ и п.4 ст. 47 «Положения о церковном суде», решение Псковской Епархии об отлучении Дементьева от церкви вступит в законную силу после того, как его лично утвердит патриарх Кирилл.

Поэтому пока Олег Дементьев анафеме официально не предан.

Кого и когда Русская Церковь предавала анафеме

На протяжении XX века от церкви отлучали математиков, диссидентов, писателей, большевиков и сторонников экуменизма.

1901 год. Принято определение Священного Синода, констатировавшее отпадение от церкви русского писателя Льва Толстого. Примечательно, что ни в одном из храмов Российской империи ему не провозглашали анафему.

1912 год. Предан анафеме русский математик, занимавшийся теорией вероятности, математическим анализом и теорией чисел, Андрей Марков-старший.

1918 год. «Явные и тайные враги Христовой истины, стремящиеся погубить дело Христово, сеющие вместо любви христианской всюду семена злобы, ненависти и братоубийственной брани» преданы анафеме святейшим Патриархом Тихоном.

1959 год. Бывших священнослужителей, Александра Осипова, Николая Спасского и Павла Дарманского, ушедших в атеизм и идеолога атеистического движения Евграфа Дулумана, отлучил от церкви Священный Синод РПЦ под председательством Патриарха Алексия. Также Алексий отлучил от церкви «прочих бывших православных мирянх и священнослужителей, публично похуливших имя Божие».

1970. За беспрецедентные гонения на православную церковь анафеме предан вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин. Анафему провозгласил Архиерейский Собор Русской православной церкви за границей (РПЦЗ).

1983 год. РПЦЗ предала анафеме сторонники экуменизма, движения за взаимопонимание и сотрудничество христианских конфессий с тенденцией к объединению различных конфессиональных направлений в рамках одной церкви.

1997 год. Предстоятель Украинской православной церкви (церковь не признана ни одной из независимых православных Церквей) Киевского Патриархата Филарет решением Архиереских соборов был извергнут из сана и отлучен от церкви.

1997 год. Протопресвитер Апостольской православной церкви, диссидент, член московской Хельсинкской группы Глеб Якунин был отлучён от Церкви через анафематствование на Архиерейском соборе. Добавим, что в 1993 году Синод РПЦ лишил Якунина священнического сана за отказ подчиниться требованию о неучастии православных клириков в парламентских выборах. Несмотря на это, будущий протопресвитер стал депутатом.