Думы о хлебе насущном
На модерации
Отложенный
Погодные условия 2010 года выдались неблагоприятными для зерновых культур. В Центральном Черноземье, Южном Урале и Поволжье господствует засуха. Последствия погоды приводят к росту цен на зерно.
В связи с этим взоры экономистов обращены к традиционной житнице России – югу страны. От того, каким здесь будет урожай, зависит, насколько вырастут цены на хлеб. Однако юг – это не единый агроклиматический регион, и везде свои трудности.
В регионах Нижнего Поволжья – Волгоградской, Астраханской областях и Калмыкии из-за засухи введен режим чрезвычайной ситуации.
Серьезно пострадал самый хлеборобный нижневолжский регион – Волгоградская область. Здесь погибли и озимые, и яровые культуры. Площадь погибших посевов составляет более 500 тыс. га, в том числе зерновых культур – 365 тыс. га и подсолнечника – 125 тыс. га. К уборке зерновые культуры сохранились на площади 1250 тыс. га, в том числе озимые зерновые на площади 1020 тыс. га, и яровые зерновые – на 230 тыс. га. Такие данные приводит комитет по сельскому хозяйству и продовольствию администрации области.
В меньшей по площади Астраханской области произошла гибель зерновых, овощебахчевых, кормовых культур, картофеля на общей площади 3850 га. Наблюдается гибель естественных сенокосов и пастбищ на площади 18,5 тыс. га.
В северной части Калмыкии погибли посевы на площади 24,6 тыс. га.
К засухе и суховеям добавилась еще одна напасть – саранча. В Калмыкии к борьбе с этим вредителем присоединились даже прокуроры. Как выяснили в республиканской прокуратуре, некоторых негативных последствий от нашествия саранчи можно было бы избежать, если б на местах приняли упреждающие меры. В связи с этим прокуратура даже внесла представления «об устранении нарушений» руководителям нескольких районов.
Губернатор Астраханщины Александр Жилкин в своем интернет-блоге рекомендовал свои методы «расправы» с саранчой: вместо уничтожения вредителя он предложил подумать о возможной выгоде.
«Вчера посмотрел, сколько тратим ежегодно миллионов рублей на борьбу с саранчой, и подумал: а может, сделать ее прибыльным делом? Организовать, к примеру, бизнес по заготовке саранчи: сушить, солить, морозить и экспортировать?» – задался вопросом глава региона.
Предложение губернатора поддержки у астраханцев и сторонних экспертов не встретило. «Кроме подготовки общественного мнения к тому, что в этом году есть, кроме саранчи, будет нечего, других причин появления такого поста не вижу», – прокомментировал один из интернет-пользователей.
Губернатор Волгоградской области, где на борьбу с саранчой средств выделяется в десять раз больше, чем в соседней Астрахани, предпочел промолчать по поводу кулинарных достоинств вредителя.
Предкавказье залило
Такая беда, как нашествие саранчи, в этом году знакома и хлеборобам регионов Предкавказья. Но вот вместо засухи там иная проблема. Если в Поволжье стоит сушь, то на предкавказских равнинах Ставрополья, Кубани и Дона напастью стали дожди, препятствующие своевременной уборке урожая.
На юг и восток Ставрополья в середине июля обрушились дожди со шквалистым ветром и градом. В одном только Благодарненском районе, где пришлось вводить режим ЧС, от непогоды пострадали 43 тыс. 528 га посевных площадей, полностью погибли сельхозкультуры на 10 тыс. 536 га.
«Часто выпадающие осадки снижают темпы уборочных работ», — констатировали в департаменте сельского хозяйства Краснодарского края. Однако ущерб от частых дождей не столь велик, как от засухи, поэтому в Предкавказье надеются на получение выгод от погодных аномалий.
«Во многих регионах страны из-за засухи прогнозируется значительный, более 10 млн тонн, недобор зерна. В этих условиях в цене будет каждый килограмм не только зерна, а даже соломы. Поэтому мы должны, несмотря на все природные катаклизмы, провести уборку без потерь и в полной мере воспользоваться складывающейся ситуацией», – многозначительно заявил глава департамента Сергей Гаркуша.
В Ростовской области объемы собранного урожая будут не меньшими, чем в прошлом году, считает руководитель ассоциации производителей и переработчиков сельхозпродукции «Топаз» Сергей Свитенко.
«Погодные условия более негативно влияли в прошлом году, когда у нас тоже была засуха», – заявил он «Росбалту».
Руководитель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов и других малых производителей сельхозпродукции Ростовской области (АККОР) Александр Родин настроен менее оптимистично и считает, что урожай будет меньшим, чем в прошлом году. «Регулярно идущие дожди не позволили быстро провести уборку, поэтому есть большие потери», – отметил глава АККОР в интервью «Росбалту».
Александр Родин обращает внимание и на другие факторы. «В прошлом году в связи с кризисом селянам не хватало средств для полноценной обработки почвы и внесения удобрений, поэтому не все нужные сельскохозяйственные операции были выполнены», – отметил руководитель крестьянской ассоциации.
Что делать?
Погодные напасти по-новому обострили вопросы государственной поддержки аграрной отрасли. Выдавать сельхозорганизациям для закупки зерна кредиты на пять лет на льготных условиях предложила министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник.
Свои предложения внес и вице-премьер Виктор Зубков. «Необходимо оказать на принципах софинансирования с регионами прямую финансовую поддержку сельхозпроизводителям, у которых зафиксирована полная гибель урожая», – отметил первый зампред правительства РФ.
«Думаю, что мы сможем предусмотреть дотации пострадавшим сельхозпредприятиям», – отметил премьер-министр Владимир Путин.
Дотации будут направляться, прежде всего, в те регионы, где активно занимались страхованием сельскохозяйственных рисков. Но пока таких регионов не столь уж и много. «К сожалению, в сфере сельского хозяйства мало что изменилось в этом смысле, страхование урожая по-прежнему скорее исключение, чем правило», – заметил Владимир Путин.
Между тем свои предложения вносят и сами сельхозпроизводители. «Помощь нам нужна одна – это пролонгация кредитов на пять лет, чтобы подняться после всех этих засух», – подчеркивает Сергей Свитенко.
Позитивным заверениям властей на селе не очень-то и верят. «Обещать – еще не значит сделать. Мы их два года слушаем, эти обещания», – констатирует Свитенко.
Свои претензии к существующим схемам госрегулирования высказывает и Александр Родин. Менее всего селяне принимают упреки в нежелании страховаться от рисков. «При той схеме, которая сейчас применяется, страхование урожая нереально. Денег не хватает, что называется, на самое необходимое при посевных мероприятиях, а на страхование – тем более», – говорит руководитель АККОР.
Глава крестьянской ассоциации недоволен схемой, при которой сельхозпроизводитель вначале должен заплатить за страховку и лишь через год ему компенсируют половину этих платежей. «Это была плохая идея бывшего министра сельского хозяйства Алексея Гордеева и иже с ним – перейти на такую схему: вы сначала заплатите, а мы вам потом дадим компенсацию», – напоминает Александр Родин.
По замечанию руководителя АККОР, в ряде развитых стран государство компенсирует сельхозпроизводителю от половины до 80% его затрат на страхование.
Ну а пока правительственные специалисты и селяне высказывают свои предложения (зачастую не слыша друг друга), на мировом рынке зерна цены упорно растут вверх. Как отмечают международные эксперты, причина – в неблагоприятных погодных условиях в России, Казахстане и Канаде.
Российское зерно может подорожать в 1,5-2 раза по сравнению с прошлым годом, заявил президент Национального союза зернопроизводителей Павел Скурихин. Но если для регионов, которые миновала засуха, такой рост окажется выгоден, то тех производителей, у которых урожай погиб, никакие цены уже не спасут.
«Нашему государству надо пересмотреть аграрную политику. Все, что принимается в пожарном порядке, положения не спасает», – заключил Александр Родин.
Комментарии
Он еще в 19 веке получал гарантированные урожаи в зоне рискованного земледелия- на черноземах.