Как Христианство с рабством боролось
На самом деле, ни практика, ни теория христианства никогда не препятствовали такому позорному явлению в истории человечества, как рабовладение!
Это касается всех эпох и всех конфессий! Да и трудно было бы ждать протестов против рабства от религии, возникшей в рабовладельческом обществе и с рабовладением всегда уживавшейся, от религии, говорящей по этому поводу устами своих апостолов: "Рабы! Во всём повинуйтесь господам вашим со страхом и трепетом, -не только добрым, но и суровым!"?! Ни одна христианская церковь ни в одной стране не выступала за освобождение порабощённых.
В Римской империи христианство, став государственной религией, вовсе не покончило с рабством, как силятся сейчас нас уверить. Рабовладение как в Западной Европе, так и в Византии сохранялось после этого долгое время, и если исчезло, то по совершенно не связанным с деятельностью церкви объективным социально-экономическим причинам.
Единственное, что сделал в отношении рабов почитаемый церковью святым один из “крёстных отцов” христианства римский император Константин Первый в IV веке: поделился правом санкционировать отпуск рабов на свободу их господами, практики, существовавшей за многие века до всяких христиан, - с духовенством, в то время как до него оно принадлежало всецело светским властям.
Но само рабство отнюдь не осуждалось церковью. Пресловутое “равенство во Христе” понималось ею лишь как равенство в культовом, а не социальном плане, как одинаковый доступ к отправлению религиозных ритуалов. В реальности, однако, даже эти убогие “права” рабов в христианских странах оставались лишь пустыми фразами – духовенство цинично дискриминировало их и в рамках социальной практики и в церковной жизни.
Так, римский папа Лев Первый (440-461гг.) названный христианами Великим резко выступал против принятия в ряды священников рабов, поскольку, по его словам “служение и святость не могут быть подвергнуты порче через общение с людьми столь низкого происхождения!” Вот вам и христианское “братство”! Но что другого можно было ожидать от церковных иерархов, если они, наряду со светскими властителями, на протяжении веков продолжали оставаться рабовладельцами, хозяевами "живого товара"?!
Римские папы вплоть до XVIII столетия использовались на своих галерах рабов в качестве гребцов! Пожалуй, самым "гуманным" шагом христианской церкви в вопросе о рабстве стало решение Маконского собора (583 г.), по которому воспрещалось продавать рабов-христиан в руки язычникам, т.е отчуждать их за пределы церковной общины. Нетрудно понять, что мера эта диктовалась сугубо эгоистичными интересами духовенства, к тому же на рабов-нехристиан она не распространялась. Последних можно было продать куда угодно. А с рабами-христианами внутри христианских стран их единоверцам можно было творить какой угодно произвол.
И они творили.
Так, уже в Х веке “крещённая” Германия была ведущим экспортёром на международный рынок рабов-евнухов, которых благочестивые "братья во Христе" продавали в страны ислама, где такой товар всегда имел большой спрос. Но, может, не сумев ничего поделать с рабовладением в древние, дикие века, христианство как-то по-иному относилось к этой проблеме в Новое время? Ничуть не бывало! Несколько столетий европейские колонизаторы из набожных стран тогдашнего христианского мира, Испании, Португалии, Англии, Франции, – в массовом порядке порабощали и переселяли на американский континент миллионы африканцев, низводимых ими до положения скота. Церковь умильно взирала на это!
Они не только палец о палец не ударили для освобождения этих рабов, но напротив, богословски обосновали рабству чернокожих, использовав библейскую притчу о Хаме, якобы являвшемся прародителем негритянской расы и обречённому служить своим братьям Симу и Иафету! И это - несмотря на принятие подавляющим большинством американских рабов христианской веры! Если отдельные священнослужители и осуждали рабовладельческую практику, то на её прекращение это не оказало существенного влияния.
С рабовладением в Новом Свете было покончено только силой власти и оружия либо гражданскими властями – как например, в США, Бразилии, на Кубе, – либо же самими рабами, как на Гаити во время негритянской революции конца XVIII века. При этом сами рабовладельцы Америки, воспитанные, надо полагать, в набожности и христианской кротости, склонны были до конца сражаться за своё "живое имущество", ведя долгие кровопролитные войны с врагами рабства. Интересный результат воздействия религии на нравы людей, верящих и чтящих его главную заповедь: "Бог есть любовь".
Ничего иного нельзя сказать и об отношении православной церкви в России к такому вполне сопоставимому с рабством явлению в отечественной истории, как крепостничество (разница здесь лишь в том, что русский порабощал своего же соотечественника). Как и на Западе, у нас церковь не только не сделала ничего, чтобы облегчить участь подневольных крестьян. Она активно способствовала их закрепощению в XVII веке и сама являлась в стране крупнейшим крепостником!
В XIX веке, когда царь Александр II стал готовить отмену крепостного права, по причинам, опять же никак не связанным с влиянием православия, церковь пыталась этому акту воспрепятствовать! Митрополит Московский Филарет и поддерживавшие его иерархи молились за то, чтобы небо не допустило освобождения русских крестьян! При этом, между прочим, они ссылались на мнение также канонизированного церковью Сергия Радонежского считавшего это дело крайне богомерзким и святотатственным! Из всех этих примеров совершенно понятно, что ХРИСТИАНСТВО НИКОГДА НЕ БЫЛО РЕЛИГИЕЙ ОСВОБОЖДЕНИЯ, ОНО ВСЕГДА БЫЛО КУЛЬТОМ МАХРОВОГО И ЛИЦЕМЕРНОГО РАБСТВА!
(Фрагмент)
Комментарии