О приоритетах модернизации.

На модерации Отложенный Собственно, ни что так не иллюстрирует ничтожность  мысли Медведева и его либеральных советчиков, как выдвинутые «приоритеты модернизации», коих он насчитал ровно пять:


*энергоэффективность и энергосбережение
 *ядерные технологии
* космические технологии с уклоном в телекоммуникации
* медицинские технологии
* стратегические информационные технологии, включая создание суперкомпьютеров и программного обеспечения.

Разбор полетов либерально-президентской мысли удобно производить не в порядке их поступления по случаю в речи президента, а по существу.

Прежде всего,  два направления: ядерные технологии и космические технологии (с уклоном или без оного) – отсылают к былому величию СССР и, теоретически, стоят на плечах гигантов.

Ядерные технологии, двигателем развития которых в СССР были два основных направления: ядерное оружие и ядерная двигателистика и несколько «побочных» - от выработки электричества в качестве приварка к наработке плутония до кое-какие медицинских и интраскопических приложений, - попали в список лидеров модернизации , полагаю, из-за наличия двух лоббистов: Сергея Кириенко и Евгения Велихова.

Нет,  надо признать, что задел в этой области с советских времен есть. Плюс,  США, например, после аварии в Трим-Айленд на долгие годы прекратили развитие мирной атомной энергетики. Но, во-первых, если речь идет о передаче США каких-то технологий в этой области, которые были созданы в СССР, пока сами США бездействовали, то вряд токую акцию можно рассматривать как модернизационную. Трудно , например, признать за модернизацию передачу США практически всего совесткого  обогащенного урана в рамках  программы Гор-Черномырдин.

А, во-вторых, есть  серьезное подозрение, что под «модернизацией в ядерной сфере» подразумевается, на самом деле, использование территории России в качестве свалки радиоактивных отходов развитых стран.

Мы неоднократно слышали от академика Велихова, что страна заработает на этом аж 10 миллиардов и что эти отходы – «золотое дно», так как из них можно извлекать разнообразные радиоактивные элементы.  Так вот, избави бог Россию от такого «богатства», ибо потребность мира во всех видах извлекаемых из радиоактивных отходах элементов на порядки ниже, чем их количество в подлежащем ввозу мусоре.

Но, главное, ядерная отрасль сегодня, в отличие от 40-50-х годов XX века никак не является предметом каких-то фантастических прорывов. Если, конечно, не считать так и не реализованного за последние почти 60 лет управляемого термоядерного синтеза и, возможно, явно не рыночных  внеатмосферных  ядерных двигателей. Совершенно не факт, при этом, что управляемый термояд вообще будет реализован в земных условиях.

Что касается космических технологий, это тоже в значительной мере тень былого могущества.

Опять же, космическая тематика в СССР развивалась по причинам оборонного характера и даже столь важные гражданские примерения космоса, как метеоспутники, спутиковая связь и телевидение, а теперь еще и навигация, имели двойное предназначение. Это не хорошо и не плохо. Но именно оборонная сторона дела плюс престиж позволяли смотреть но общую убытчность «космического бизнеса» сквозь пальцы. Совершенно неочевидно, что России, если она откажется от военных амбиций окончательно, такие проекты будут вообще нужны с экономической точки зрения. Вполне вероятно, с чисто экономической точки зрения, может оказаться дешевле покупать, скажем, снимки полей или арендовать каналы  у США, чем тратить деньги на разработку, производство и запуск собственных спустников.  То есть и это направление не имеет ясной экономической (коммерческой) перспективы. 

Третий пункт программы – энергосбережение. Российское производство энергетически расточительно. Что да – то да. Еще в начале 70-х было подсчитано, что советское хозяйство расходует на единицу конечной продукции в 3-6 раз больше энергии, чем хозяйство западных стран. Надо заметить что это же и даже в большей мере относится к расходованию сырья в России. После уничтожения СССР либералами, ситуация только усугубилась.

Демократические олигархи предпочли насиловать до упора то оборудование, что они уворовали, а  прибыль вывозить. С какой стати они будут возращать эти деньги в изнасилованную ими страну, а не  покупать себе четвертую, пятую, двадцать пятую яхту, как они делали делабют сейчас? - Совершенно непонятно.

Неужели усилиями Медведева у них проснется патриотизм и Россия станет последним прибежищем этих негодяев

Не знаю, как читатели, а я бы не хотел, чтобы меня заподозрили в идеализме. Тем более это относится к замечанию Медведева о том, что «энергосбережение позволит замедлить рост цен на коммунальные услуги».. Ну-ну... Мне кажется, советники президента не донесли до него простую мысль: если в СССР средняя семья могла купить кооператив за одно-двухлетний доход, или, если не хотела покупать, могла получить (и подавляюшее большинство получило, несмотря но потерю жеилья 25 миллионами человек во время войны) отдельную квартиру или длом простояв в очерели 5-10, максимум 15 лет, то сегодня с помощью ипотеки  (как я и предупреждал) либералы добились АБСОЛЮТНОЙ НЕДОСТУПНОСТИ ЖИЛЬЯ для подавляющего большинства житеолей страны. Так вот с чего бы вдруг те же люди, кто загнал большинство народа в беспросветную ЖИЛИЩНУЮ НИЩЕТУ, заставляя их донашивать советские обноски без всякой надежды получить новое жилье вообще,  с какой стати эти же люди будут заботиться о снижении темпов роста цен на коммунальные услуги? – Какие рыночные силы их заставят? – Или Медвев полагает, что если он поклянчит или даже прикажет, его послушают? – Нет, друг мой.  Это капитализм. При капитализме президентов нет. Есть наемные менеджеры по разводке населения.

Четверое. Совершенно ясно, что имеет в виду Медведев под «модернизацией» в области медицины: ликвидацию нехватки отечественных медицинских препаратов.

Не говоря о том, что эта нехватка связана прежде всего с уничтожением советской химической и фармакологической отраслей, показателен и предлагаемый Медведем путь:  фактически приглашение в Россию западных фармакологических колмпаний... Индийские   лекарства все видели? - Бхопал помните? – Забыли? – Ну так вам напомнят: 18000 погибших и 600 тысяч отравленных. 

Вам это надо? -  Это опять использование России, как и в случае с хранениенм ядерных отходов, как территории инкапсуляции вреда.

И, наконец, пятое: «Стратегические информационные технологии, включая создание суперкомпьтеров и программое обеспеечение».

... Честное слово, иной раз у меня впечателения, что российские эксперты и громкоговорители больше напоминают попугаев, чем людей: они воспроизводят звуки, ни в малейшей степени не осознавая их значения.

Вот скажем, «персональные компьтеры» - это понятие АБСОЛЮТНОЕ, это действительно ТИП компьютеров, ориентированных на  специфическое пользование.

А «суперкопьютеры» - понятие относительное:  в 1956 году компюьтер с параметрами любого поганого четырехядерного «Asus-а»  был бы не просто супер-компьтером, а гипер-супер-компьютером. У меня на столе стоит восьмиядерная рабочая станция, которая еще лет 20 назад вполне сошла бы за суперкомпьтер.

Так, что на самом деле имеется в виду производить под именем «суперкомпьтеры»? Самые большие сборки из чужих процессоров? – Это штуки исключительно полезные, но штучные.. И с множеством ограничений, чтобы, не дай бог, какой-нибудь Бин-Ладен не расчитал на кухне водородную бомбу. Рыночек для них узенький, большого навара на нем не сделаешь. Тем более, что с учетом специфики  задач, решаемых на суперкомпьтерах – и оборонных, или, скажем, финансовых – те, кому нужно, предпочитают своих производителей.

Или Медведев имеет в виду разработку новых супер-пупер процессоров? – Только кто поделится современными технологиями произодства супер чипов? –  Или задумана конкуренция с Intel и AMD? – Замечательно. Но почему тогда упор именно на суперкомпьтеры? - А не на компьютеры вообще? – Да и не только на компьютеры. Если такая супер-технология образовалась, то чем радиотелефоны хуже, чем компьютеры в плагне ее приложения?

Разработка программного обеспечения? – Ну, так сегодня его только ленивый не разрабатывает. В какой-нибудь Индии сидит на соседней с обезьяной ветке нищий программист и разрабатывает, разрабатывает, рахрабатывает программое обеспечение... Аутсорсинг, понимаешь.  С Индией надумали конкурировать? – В чем конкурентное преимущество России тут? –  Тупому  прикладному программированию и барана научить  можно. Оно недалеко ушло от отверточной сборки.

Или опять имеется в виду нечто грандиозное? - Типа собственной супер-пупер операционной системы, которая покорит мир...
Это было бы замечательно. Но.. Сьест-то он сьест. Да кто ж ему даст? .. Кто ему даст полное описание системы команд процессоров, на которые эта ОС  должна встать, если это не свой процессор? – А без такого описания можно ли сделать реально конкурентную ОС? Исходя из сорокалетней давности опыта программирования в кодах машин (за отсутствием ассемблера, не говоря о «Фортане») на «БЭСМ-4», я как-то сомневаюсь.  И сдается мне, что без разработки собственной технологии чипов, превосходящей будущие (!) Интеловские, например, говорить о таком проекте тоже бессмыслоенно. 

Ну, впрочем, тут я не специалист.

Пусть профессионалы поправят и подскажут...

Я не знаю, кто и как конкретно готовил предложения Медведеву.

Но, могу практически наверняка гарантировать, что это направления по большому счету рутинны и бесперспективны. Ни одно из перечисленных медведевым направление не является прорывным или просто рыночным.  Они крайне слабо связаны между собой и лишены вынутреннего смысла.

. Это не значит, что ими вообще не стоит заниматься. Стоит, наверное. Что-то нудно делать «чтоб було» - ясно, что медицинские препараты нужны. Закупка технологий нудна. Почему бы и нет. Но это не прорыв и это не то, на чем Россия может стать мировым лидером. Подчистка задов.

Что нужно? – Это вопрос более слождный и предмет для долгого разговора. В любом случае, я бы расставил приоретиты совершенно иным образом.

Прежде всего, надо заметить, что модные «нанотехнологии» - это, разумеется, просто барабан, предназначенный для излучения звуковых волн, призванных воздействовать на лохов, чтобы те выложили денежку в надежде получить прибыль за «нечто совершающее что-то в мельчайшую долю секунды». Нанотехнология – это крыша для совершенно разнорордных , никак по большому счету между собой не связанных иссоледований в химии, материаловедении, физики, которые развивались и до создания этого барабана и продолжают развиваться после, то есть сегодня.

Другой вопрос, что что сегодня наиболее важные события в мире происходят в области материаловедения и биотехнологий в самом широком смысле.

Принципиально новые материалы всегда лежали и лежат в основе всех новых технических возможностей, а биотехнология открывает  совершенно невероятные возможности не только для медицине, начиная от новых лекарств и выращивания органов, вплоть до создания новых организмов и непосредственного соединения нервной системы с  электронными цепами. Об этих возможностях можно писать и писать.

Эти два направления, дополняюшие друг друга,  должны были бы стать  рельсами фундаментальных исследований.

Но было бы ошибкой считать рельсы самоцелью. Рельсы нужны, чтобы по ним мчался прогресс. А вот куда должен мчаться прогресс, вопрос качественно иной.

Следует  помнить: до сих пор наука двигалась практическими потребностями.

Мне уже доводилось писать, что Галилей катал по наклонной плоскости и сбрасывал с Пизанской башни артиллерийские ядра, а не яблоки или кочаны капусты не просто так, а потому что военных интересовала баллистика. Точно также, свой телескоп Галилей исходно создавал не для разглядывания гор на Луне и пятен на Солнце, а как «средство дальнего обнаружения корабелей противника».  Радиоизлучение Солнца было открыто системой ПВО, а пресловутое реликтовое излучение Большого взрыва - при испытании нового оборудования, предназначенного для установки на спутники и самолеты- шпионы...

Этот список можно продолжать бесконечно: теория групп, создавалась для решения алгебраических уравнений высоких степений, интерес к которым определялся  задачами баллистики и навигации. Теория чисел – в связи с необходимостью создания секртеных кодов и, наоборот, их расшифровки. У истоков теории вероятности стоят не только интесы игроков в азартные игры, но и ситразовых обществ: Иоган Худде (в частности, один из предтечь, как считается, теории групп), бургомистр и математик, разрабатывал теория веротяности в интересах » Главного нидерландского общества страхования жизни в Амстердаме  и составил для нее первую известную таблицу смертности. Хотя многие люди, которые решали все эти сложнейные и как им, возможно, казалось «абстрактные», задачи часто  и не подозревали, что реальные цели их «фундаментальных» исследований были более чем прагматическими.

Не  стоит забывать об этом и при планировании будущего российской науки.

В связи с этим, я бы задумался, какие прикладные задачи могли бы послужить теми звеньями, «ухватившись за которые можно бы вытащить всю цепочку»? - Интересно и важно, конечно, убедиться в существовании бозонов Хиггса или монополя Дирака, но «простенькая», защищенная авторским правом  технология, позволяющая выращивать  самые обычные утраченные зубы принесла бы стране доходы не меньшие, чем все компьтеры мира.

Обдумвая, чтобы это могло быть, я пришел к выводу, что на первое место в системе приоритетов для России я бы поставил системы имеющие  перспективы и рыночные, и качественные.

Полагаю, что это  транспортные системы и, прежде всего, авиция, морской (водный) транспорт и дороги.

Авиационные задачи могли бы оформить и придать смысл огромному числу научных направлений и в движению инженерной мысли. Новые экологически чистые двигатели? – Разумеется. Робототехнические системы? – Конечно.  Космическая навигация? –
О, да!

В СССР был создан пурвый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет.  Проект не был слишком успешен и не окупился.
Но, разве сегодня не появились качественно новые возможности для создания коммерческой сети сверхзвуковой гражданской авиции? 

 Новые материалы? –  Когда это авиация обходилась без них? - Сегодня это композиты, в том числе, «умные материалы», совмещающие в себе разны свойства, в том числе, и наноструктурные материалы.

 Суперкомпьютеры? -  Ну конечно. Но, будучи «следствем» авиационного напралении, они обретают реальный смысл: они нужны, чтобы ускорить и повысить качества ПРОЕКТИРОВАНИЯ авиационной техники.  А это как раз и реальное, осмысленное программное обеспечение.

Роботы. СССР был первой системой, разработавшей посадку самолетов без участия людей – «Буран».  А сегодня Россия не может сделать приличный беспилотник? – Вот задача! – Если не воровать, то вполне решаемая задача. ...А если воровать... То и о бозоне Хиггса можно прозабыть.

А как насчет беспилотных гражданских грузовых самолетов и сети специально оборудованных аэродромов для них?

И это, разумеется, не все. Развитие авиационных технологий открывает множество новых возможностей , о которых в публичном доступе писать не принято...

То же самое можно сказать и о морском флоте.

Есть высокая вероятность, что во вполне обозримом будущем Ледовитый окен потеряет свой ледовый покров и у России появится возможность стать по-настоящему морской державой, что открывает грандиозные геополитические возможности.

Что нужно? – Нужны супертанкеры, способные работать в высоких широтах.

Вполне возможно – с учетом появления новых, сверхпрочных материалов, - стоить вспомнить о проектах подводных поездов из гибких «цистерн», способных по цене ниже железной дороги перевозить нефть, сжиженный газ и другие материалы под ледовым покровом.

Тут вам и настоящая, полезная обществу ядерная энергетика и навигация, и много чего еще.

Дороги. По своему американскому опыту могу сказать: автомобиль , как считается, дал человеку свободу.  Это в определенном смысле верно.  Я могу сказать про себя, что живу не каком-то определенном городе и штате, а на Восточном побережье. Во многих случаях, мне лично проще и быстрее сесть дома в машину и доехать до, скажем, Нью Хавена, чем тащиться в аэропорт со стандартными рейсами, проходить там досмотры, ждать самолета, потом тащится и брать в ренту машину... Но в США нет японских скоростных поездов, которые покрывали бы расстояние от Вашингтона до Ньюйорка за час (250 миль) , а сеть железных дорог настолько незначительна, что ее можно парктически не брать в расчет. Даже грузы в США гоняют в основном на больгегрузных автомобилях.

Моджно так? Можно - Но, я совершенно не уверен, что это правильный путь для России с ее расстояниями. Тут надо что-то иное. Скажем, скоростные поезда. А у скоростных поездов не так уж мало общего с авиацией.

Кстати, о роботах, энергосбереждении и т.п...

Есть еще одна задача, о которой в условиях российских просторов стоит задуматься: это экономически  максимально замкнутое домозяйство, то есть домохозяйство, которое может полностью или почти полностью обеспечивать себя всем необходимым: искусственным климатом, энергией, пищей, одеждой при разумно ограниченных затратах труда  – вернувшись на новом или даже «сверх-новом» уровне технологий  к патриархальной, трехпоколенной семье.  О таком домохозяйстве, отрывающем человека от города, я напишу непременно отдельно. А вот одну вещь хочу напомнить: когда-то, еще в конце 50-х был киножурнал «Хочу все знать». Помню выпуск, в котором расскаывалось  о роботах-тракторах, которые управлялись человеком по проводам. Тогда это не удалось реализовать. Сегодня, с учетом развития и дешевизны  вычислительной техники задача более чем решаемая... и являющаяся по большому счету «полезным отходом» перечисленных выше задач.

И все-таки, главным интегрирующим приоритетом должна стать разработка транспортных средств нового поколения.  Если символом  Японии стали автомобили и телевизоры, пусть символом России станут самолеты, корабли и поезда. Тоже неплохо.

Ибо, кто владеет транспортными путями, владет миром.

Второй приоритет – Биоинженерия. Но, о ней, как и об устойчивом домохозяйстве разговор особый.