"Миссия" Северной Кореи

На модерации Отложенный

Людмила Игоревна Кравченко — эксперт Центра Cулакшина

Северная Корея давно находится под пристальным вниманием международного сообщества, заставляя задумываться над вопросом, как такое закрытое, изолированное и бедное государство по своим достижениям в ракетно-ядерной программе оттеняет положение России, которая эксплуатируя наследие советского прошлого в который раз откладывает запуск ракеты с всё еще недостроенного космодрома Восточный.

Несмотря на свою закрытость, Северная Корея не изолирована. Ее главный торговый партнер — Китай (экспорт — 65%, импорт — 68%). Представительства корейских банков и компаний расположены в Сирии, Иране, Вьетнаме. На мировой рынок она поставляет не только морепродукты и товары легкой промышленности, полезные ископаемые, но и высокотехнологическую продукцию — ракетные комплексы. Согласно данным СИПРИ Северная Корея подписала свой первый контракт на поставки вооружения с Конго в 1973 году.

Последние контракты (2014 г.) были заключены с палестинскими организациями ХАМАС (признана террористической США и другими странами) и Комитетом народного сопротивления на поставки переносного противотанкового ракетного комплекса Фагот (российские технологии), несанкционированное изготовление которого КНДР осуществляет на своей территории с 2000-х годов. Основными импортерами северокорейских ракет выступают страны, традиционно причисляемые США к спонсорам-терроризма или находящиеся под пристальным вниманием — Сирия, Иран, Ливия, Мьянма.

Наряду с этим северокорейские ракеты закупают бедные африканские и латиноамериканские республики. По факту КНДР поставляет вооружение таким же странам-изгоям, как и сама республика, также находящимся под санкциями. То есть эмбарго ООН на поставки вооружения теряет всякий смысл в контексте того, что в мире нарушителей международного права, попавших вод санкции, присутствуют как импортеры, так и экспортеры вооружения.

С учетом враждебного окружения (граничит с Южной Кореей, которая периодически проводит совместные учения с США) КНДР развивает оборонно-промышленный сектор, который по мысли лидера республики призван как обеспечить вооруженные силы военной техникой, так и выступать источником доходов для страны, ограниченной в торговых связях с миром. Еще одним источником доходов, который с меньшей достоверностью можно оценить как реальный факт, является выпуск фальшивых долларов.

Главный миф, сформированный вокруг КНДР, — это ядерная программа и испытание атомной и водородной бомб. Обладает ли в действительности КНДР ядерным оружием — вопрос юрисдикции оборонных ведомств и МАГАТЭ. Источники подобной информации закрыты, поэтому попытаемся проанализировать данные, которые имеются в открытом доступе. Дискурс о ядерной программе сознательно был расширен до проблемы ракетно-ядерной программы, то есть часть программы связана непосредственно с возможным наличием ядерного оружия и как следствие его испытанием. Вторая часть — с реализацией ракетной программы, то есть созданием средств доставки ядерного заряда, пока на практике — вывода искусственного спутника.

Ядерная программа КНДР рождалась в ответ на размещение Штатами тактического ядерного оружия на территории Южной Кореи. СССР помогал не только техникой, но и кадрами. В 1993 году МАГАТЭ готово было направить инспекцию в КНДР, однако республика информировала об отказе от ДНЯО. Почти за 20 лет, как сообщает КНДР, стране удалось изготовить атомную и водородную бомбы. Испытание последней состоялось в 2016 году. Открытыми остаются вопросы: действительно ли Северная Корея, небольшое закрытое государство в условиях санкций и дефицита ресурсов смогла пройти всю цепочку производства ядерного оружия, проведя уже четыре ядерных испытания? Вероятных гипотез три:

— либо КНДР не имеет ядерного оружия, хотя ведет определенные исследования в сфере атомной энергетики и термоядерного синтеза, а сообщения об испытаниях с 2006 года используются как инструмент устрашения с целью обезопасить республику от агрессивных действий со стороны США. Напомним, что подобно Сирии, Ливии, Ираку, КНДР называют государством-изгоем, она длительное время входила в список государств-спонсоров терроризма (по данным Белого дома);

— либо республике удалось изготовить ядерное оружие при участии страны-покровителя, которая обладает необходимой технологией. Например, с помощью своего главного экономического и политического партнера — Китая. Единственный мотив Пекина в таком случае мог заключаться в сохранении антиамериканского союзника в регионе с целью противодействия попыткам размещения тактического ядерного оружия на Корейском полуострове;

— либо Пхеньян самостоятельно, учитывая переданный советскими специалистами опыт, смог подойти к изготовлению ядерного оружия, однако этот факт представляется маловероятным. Корейскую ядерную программу могли остановить еще в самом начале, тем более что оружие массового уничтожения — излюбленный повод для свержения неугодных режимов, однако ничего сделано не было. Причины этого рассмотрим ниже.

Информационные поводы по Северной Корее охватывают и проблему ракетной программы республики, которая создает угрозу использования ракет для транспортировки ядерного заряда. Обеспокоенность США в частности вызывается подозрениями о способности северокорейских баллистических ракет достигать побережья США. Пока КНДР применяет ракеты для вывода искусственного спутника на орбиту Земли. Первый успешный запуск состоялся в 2012 году, таким образом, КНДР стала десятой страной — космической державой, опередив Южную Корею. И стоит отметить, что Корея использовала для запуска свой ракетоноситель и свой космодром. В таком свете версия о наличии разработанной ядерной программы становится более вероятной, корректируя доводы об ограничениях закрытого государства.

КНДР ПРИКАЗАНО ДОЛГО ЖИТЬ

Северная Корея на протяжении 1998—2008 гг. входила в список стран-спонсоров терроризма и была исключена из него в соответствии с договоренностью о допуске экспертов МАГАТЭ на все заявленные агентством ядерные объекты. С 2010 года после потопления южнокорейского корабля КНДР Штаты стали рассматривать вопрос о возвращении страны в список государств-спонсоров терроризма. Во внешнеполитическом дискурсе КНДР именуют государством-изгоем, под которым понимается страна, соответствующая таким критериям, как авторитарный режим, ущемляющий права человека, спонсорство терроризма и возможное наличие оружия массового поражения. Хотя по факту в этот список попадали государства с антиамериканской позицией, стоит отметить, что из 5 государств, которые уже не входят в этот перечень, в четырех США проводили военную операцию (или бомбардировки). Это Югославия, Афганистан, Ирак, Ливия. Куба — единственная страна, которую исключили из списка без военного вмешательства. К четырем государствам-изгоям в настоящий момент причисляют Иран, КНДР, Сирию и Судан. КНДР также входит в список стран «Оси зла», именовалась «оплотом тирании» и «самым недемократическим режимом».

Таким образом, КНДР вписывается в американский проект по изолированию антиамериканских государств. В отношении республики действуют санкции, введен запрет на поставку оружия с 2006 года. Корейская экономика действительно уязвима — из-за нехватки пахотных земель сохраняется дефицит продовольствия, однако справиться с этой проблемой позволяет импорт из соседнего Китая.

Исходя из практики США свергать неугодные режимы, закономерно возникает вопрос, почему КНДР после распада социалистического лагеря продолжает не только существовать, но и нарушать международный порядок возможным испытанием ядерного оружия? Почему США не реализовали все тот же сценарий, что применили к Ираку, Ливии, Афганистану? Ответ на поставленный вопрос лежит в плоскости геополитической и экономической целесообразности.

Гипотеза 1. Экономическая целесообразность

Устранение КНДР экономически неоправданно. На военную операцию потребуются значительные суммы бюджета. Еще в 1994 году, когда президент США Б. Клинтон рассматривал возможность военной операции, подготовленный оборонным ведомством США доклад содержал такие прогнозы. Потери США и Южной Кореи в войне — около 1 млн. человек, из них 100 тыс. американцев. Затраты на войну — более 100 млрд. долл, экономические потери Южной Кореи — более 1 трлн. долл. В отличие от Ирака и Ливии КНДР не располагает богатыми запасами нефти, интересы американских корпораций не сопричастны с северокорейскими ресурсами. В случае возможной войны государство не впало бы в состояние хаоса с передачей контроля над своей территорией американцам, а объединилось бы с Южной Кореей. Таким образом, корейский народ перестал бы оставаться разделенным народом. Экономической выгоды для Вашингтона данный сценарий не представлял, значительно перспективнее получить контроль над нефтегазовыми ресурсами стран Ближнего Востока.

Гипотеза 2. Политическая объективность

Свержение северокорейского режима ошибочно с позиции геополитики: корейская ядерная угроза дестабилизирует корейский полуостров, граничащий с двумя постоянными членами ООН — Китаем и Россией. Охранение непредсказуемого соседа у самых границ двух потенциальных противников Вашингтона оправдано с позиции теории управляемого хаоса.

Гипотеза 3. Геополитическое положение

Северная Корея до 1991 года находилась под зонтиком Советского Союза, в настоящее время такой ширмой выступает Китай. В отличие от Ливии, у которой как показало голосование 2011 года, не было союзников (даже в лице России, которая воздержалась при голосовании), от Ирака у КНДР есть своего рода гарант безопасности, по экономической мощи сопоставимый с США, следовательно, игнорировать данное обстоятельство Вашингтон не может. В этой ситуации Штаты выбирают единственно и политически, и экономически оправданную стратегию — это переговоры с Китаем, выработка совместной резолюции и введение новых санкций. Как видим, России в этом геополитическом замысле нет — ей отводится довольно вспомогательная роль, апробированная в переговорах по разоружению Сирии, по сдаче Новороссии.

РОССИЯ В КОРЕЙСКОМ КРИЗИСЕ

Последний кризис, связанный с испытанием по заявлению КНДР водородной бомбы и выводом на орбиту искусственного спутника Земли, поставил вопрос об ужесточении санкций, особенно в свете заявления северокорейской стороны о том, что Пхеньян намерен придерживаться курса параллельного развития экономики и ядерных сил. Северокорейская ядерная программа, которая традиционно обсуждалась в формате шестисторонних переговоров с участием России, на этот раз была под пристальным вниманием двух государств — США и Китая, которые согласовали проект резолюции Совбеза об ужесточении санкций против Северной Кореи. Она предусматривает запрет на поставки в КНДР авиационного топлива, эмбарго на все виды оружия, финансовые ограничения, а также секторальные санкции — прекращение импорта угля, железа и железной руды, золота, титановой и ванадиевой руды и редкоземельных минералов из КНДР. Однако данные жесткие меры затрагивают не только ядерно-ракетную программу КНДР, но и наносят удар по гражданским отраслям, ведет к удушению корейской экономики. Россия подключилась к данному процессу тогда, когда все детали регулирования были выработаны, и проект резолюции, в котором не осталось спорных вопросов между США и Китаем, был отправлен российской стороне для ознакомления, иными словами, к сведению. Обмен мнениями по резолюции проходил в формате телефонного разговора С. Лаврова и госсекретаря США Джона Керри, а также телефонного разговора с министром иностранных дел Китая Ван И.

Российская позиция заключалась в необходимости перекрыть каналы подпитки ракетно-ядерных программ КНДР, но при этом не нанести вреда гражданским отраслям экономики. Однако новые санкции — запрет на импорт полезных ископаемых из КНДР и запрет поставок в республику авиационного топлива — это прямой удар по гражданской экономике, хотя официально позиция России состояла в недопущении вреда этим секторам экономики. То есть, несмотря на попытки В. Чуркина убедить в том, что некоторые наши замечания Штаты учли, необходимо признать, что резолюция находится в диссонансе с нашим традиционным подходом, но мы охотно ее поддержали. Впрочем, одного Россия добилась: по словам В.Чуркина — «у нас были определенные экономические интересы, которые нам удалось защитить», «проект сейчас защищен, как и другие наши экономические интересы. Это самое главное». Где уж тут рассуждать о высоких материях, о защите корейских граждан от гнета санкций, когда страна руководствуется только экономическими интересами бизнеса.

В итоге хвалебная формула, озвученная ранее Кремлем, что Запад бежит к нам за помощью и советами, в корейском кризисе не сработала. Россия для КНДР — приграничное государство, но невлиятельный партнер. Страна экономически зависима от Китая, и, несмотря на его жесткость, продиктованную собственной безопасностью, остается партнером, иначе КНДР в состоянии полной изоляции и враждебного окружения не сохранить свой режим. Для нас история показательна в том аспекте, что Кремлю не стоит обольщаться, когда к нам обращаются для решения тех или иных международных проблем. Это отнюдь не означает готовность принять обратно страну в клуб мировых держав, а предполагает, что Запад, в отличие от России, точно просчитывает, каким образом «загребать жар чужими руками». Если в случае с Донбассом, Сирией, Ираном Россия могла повлиять на стороны, то в отношении КНДР веское слово осталось за Пекином.

Для международного сообщества одобрение новой резолюции, накладывающей самые жесткие ограничения в сфере развития ракетной и ядерной программ, не принесет долгожданного мира на Корейском полуострове. Для этого необходимо восстановить механизм диалога и вернуться к переговорам в то время как стороны идут по пути эскалации конфликта. Республика объявила о наличии оружия, способного поразить США в любой точке, и о своей готовности его применить в случае проведения «операции по ликвидации руководства» КНДР. США и Южная Корея запланировали военные учения на период с 7 марта по 30 апреля, в них будет задействовано до 15 тыс. американских военнослужащих, а также до 290 тыс. южнокорейских военных.

Южная Корея намерена начать переговоры с США о размещении на Корейском полуострове новейшей американской системы ПРО THAAD. Ранее США отказались от переговоров с Кореей, инициированных КНДР. По сообщению Wall Street Journal США и КНДР тайно договаривались о переговорах перед проведением четвертого ядерного испытания 6 января 2016 года. После отклонения Пхеньяном предложения Белого дома внести атомные разработки КНДР в список тем переговоров США отказались от переговоров. Год назад Пхеньян предлагал США прекратить двусторонние военные маневры в Корее в обмен на мораторий на развитие ядерной программы.

Эти факты указывают не на готовность решать международную проблему, а на стремление к еще большей эскалации, разжиганию конфликта у самой границы России. США делают ставку на то, что в случае неуспеха северокорейской политики шантажа (срыв переговоров и привел к решительным действиям КНДР) Пхеньян в традиционной своей манере объявит о проведении новых испытаний, что спровоцирует ответные действия Южной Кореи в форме новых военных учений. Штаты воспользуются ситуацией для усиления своего военного присутствия. Россия при этом продолжит играть пассивную роль, принимая во внимание резолюции, выработанные без ее участия, сосредоточившись на сирийском направлении, в то время как у непосредственной границы страны проходят процессы, в большей степени сопряженные с проблемами национальной безопасности, чем в Сирии.