Сирийское перемирие: все ссорятся со всеми, но боятся России

На модерации Отложенный

 

Сирийское перемирие: Россия сломала ИГ хребет, и теперь нас все боятся

 

После того, как 30 сентября 2015 года российские ВКС приступили к операции против террористических группировок в Сирии, войскам этой арабской республики удалось освободить от боевиков 217 населенных пунктов. 85% населения Сирии сегодня находится на территориях, подконтрольных правительству.

Именно этот перелом в многолетней войне, как считают эксперты, заставил участников и заинтересованные стороны конфликта в Сирии согласиться на перемирие. Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию № 2268 о прекращении боевых действий сразу за тем, как 22 февраля в ходе консультаций между Россией и США была достигнута договоренность о перемирии.

Режим прекращения огня в Сирии вступил в силу 27 февраля. Он не распространяется на террористические группировки «Исламское государство» и «Джебхат ан-Нусра», запрещенные в РФ.

Разногласия никуда не исчезли

44 боевые организаций и четыре командира оппозиционных отрядов, по данным Российского координационного центра, изъявили намерение присоединиться к режиму прекращения огня.

На 7 марта назначены переговоры между противоборствующим сторонами конфликта. А 13 апреля в Сирии должны быть проведены парламентские выборы. Действующая конституция, принятая в Сирийской Арабской Республике в 2012 году и упразднившая главенствующую роль партии БААС, позволяет выполнить «дорожную карту» по примирению, минуя конституционные реформы, которые, по прогнозам экспертов, могут занять критически много времени из-за сложности согласования между всеми участниками процесса.

Сирийская оппозиция будет представлена на переговорах тремя группировками, считает старший научный сотрудник центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов: «Одна, сформированная Эр-Риядом, две другие — на основе встреч в Москве и Каире. Также ожидается присоединение курдской делегации. Единства между ними нет, продолжаются разногласия». Эксперт не исключает, что переговоры придется вести с каждой группой в отдельности.

Он напомнил, что главной причиной сирийского кризиса стали не внутренние социальные противоречия, как в Тунисе, Египте, Бахрейне, Йемене, откуда начала свое шествие Арабская весна, а влияние внешних сил, поддержавших группировки джихадистов из арабо-мусульманских стран, а также их диаспоры в Европе. К этим силам Долгов относит монархии Персидского залива, Турцию и западные элиты, цель которых — устранение режима Башара Асада любыми способами.

Эта цель сохраняется, поэтому внешние факторы и сейчас продолжают препятствовать мирному процессу в Сирии, придавая региональному кризису глобальный характер.

«Проникновение боевиков из Турции на территории компактного проживания курдов, столкновения с курдской самообороной, артобстрелы их позиций — все это создает обстановку неопределенности», — отметил востоковед.

Кроме того, большие разногласия в отношении так называемого мирного плана А имеют место внутри американских элит, отмечает член комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Алексей Кондратьев. «В США происходят большие разногласия накануне выборов. И те шаги, которые предпринял Барак Обама, — это не результат чудодейственного прозрения, это прагматические шаги. Ему противоречит военное и военно-промышленное лобби».

Синхронно с американскими силовиками действуют Турция и Саудовская Аравия: не приступив к выполнению резолюции Совбеза ООН, они поспешили обвинить в ее невыполнении Россию, при этом Турция сосредотачивает войска на границе с Сирией, а саудиты заявляют о своем желании участвовать в наземной операции.

 

В Европе пора открывать второй фронт

Успех операции российских ВКС связан с тем, что у России нет «своих террористов», как у США и их коалиции, бандформирования уничтожаются нами последовательно и планомерно, а не выборочно, как это несколько лет делали американцы, считает член комитета Госдумы по международным деламАдальби Шхагошев. По этой причине американские «партнеры» не могут всецело принять российскую доктрину в войне с террористами ИГ и «Джебхат ан-Нусры».

«Хребет ИГ сломлен, и теперь мы точно пойдем до конца, — уверен Шхагошев. — Если бы мы туда не ввязались, Дамаск и Багдад уже наверняка были взяты террористами, и дальнейшее их движение было направлено в сторону Северной Африки, Европы и Средней Азии, а оттуда к нам». Парламентарий сравнил значимость российской операции в Сирии для целого ряда регионов с освобождением мира от фашизма.

Однако, несмотря на явный перелом в ситуации, до победы далеко. Терпящие поражение боевики под натиском Сирийской арабской армии покидают свои позиции в стране и перемещаются в Северную Африку, а также в Европу под видом беженцев.

«Когда ИГ будет уничтожено в Сирии, оно начнет возрождаться в Сомали, Нигерии, Алжире, Марокко, — выразил опасение Шхагошев. — Сегодня в ЕС уже прибыло 5 миллионов беженцев. Я считаю, что там сегодня уже выстроена целая террористическая пирамида. Много террористов туда попало через миграционные потоки, и сегодня они ждут команды для дальнейших действий».

Фигурально выражаясь, в странах Евросоюза, переполненных беженцами из арабских стран, по мнению эксперта, пора открывать второй фронт борьбы с исламистами.

Екатерина Чалова