«Атеист – это животное,
больной, надо лечить». Юрий Вяземский,
телеведущий
Когда сталкиваешься с какой-то нелепой придиркой или даже властным решением относительно вопросов веры, обряда или символики, чаще всего бывает даже смешно. Какая ерунда, думаешь… Правда, первый душевный порыв все объяснить, растолковать и в пять минут снять проблему наталкиваются на осознание неподъемности задачи: ведь придется начинать с азов, с Символа Веры, с первых страниц Священного Писания. Поскольку человек, хотя бы факультативно знакомый с этим, таких ошибок совершать просто не может.
Когда нелепых придирок и решений становится слишком много для того, чтобы они были случайными, становится ясно: это борьба, сынок. Никто ведь не обещал отсутствие терний, препон и гладь тишайшую… Но одно дело – борьба идейная и ежечасное доказывание (прежде всего, самому себе) великих прописных истин, и другое – регулярно объяснять, почему не в шляпе.
Представляем новых борцов с православным «экстремизмом»: сотрудники Люблинской межрайонной прокуратуры Москвы и активисты группы «Антирелигия» социальной сети «ВКонтакте». Думаю, в Интернете нет нужды объяснять, какого рода дискуссии и аргументы применяют в спорах подобные борцы с экстремизмом, достаточно хоть раз войти в дискуссионную ветку относительно любой ключевой проблемы современности. Итак, по наводке «антирелигиозников» прокуратура обратила пристальное внимание на… футболку.
Футболка черного цвета, с надписью на груди по кругу «Православие или смерть!» на русском и греческом языках, обрамляющая черепа – символы смерти, попираемые крестом – символом жизни. Надо отметить, что это довольно популярная футболка из тех, что с православной тематикой, в ней довольно часто выступает лидер рок-группы «Алиса» Константин Кинчев, из фотографий достаточно известных людей в этой футболке получилась бы внушительная фотогалерея. Автор этого материала также имеет такую футболку.
Люблинская прокуратура просит признать футболку с надписью «Православие или смерть!» и изображением православной символики с черепами экстремистской и включить ее в Федеральный список экстремистских материалов. В настоящее время назначена социолого-психолого-лингвистическая экспертиза, которую будет проводить Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте РФ. Как только экспертное заключение будет составлено, слушания по делу футболки будет возобновлено производство по делу и назначено судебное заседание. В качестве ответчика решено привлечь администратора социальной сети.
Эксперты федерального центра должны ответить на следующие вопросы. Какую смысловую нагрузку несут символика и лозунг на футболке? Направлено ли данное изображение на возбуждение религиозной розни, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии?
Все-таки поторопились в Кремле объявить всеобщую компьютеризацию всей страны. Интернет провели в школы, да, видимо, в прокуратуру провести забыли. Потому что, будь у прокурорских добрая воля, капля любознательности и пять минут рабочего времени, не пришлось бы устраивать судебное шоу и отрывать от других, уверен, куда более важных дел экспертов федерального центра судебной экспертизы при Минюсте РФ.
Пока эксперты пишут ответы, попробую ответить за них.
Первое. О смысловой нагрузке символики и лозунга. Где-то в середине 60-х гг. прошлого века Константинопольский Патриарх Афинагор решился на встречи с Римским папой Павлом VI. Результатом этих встреч стал отказ от взаимных анафем, наложенных в период Раскола на Православную (Ортодоксальную) Церковь и Католическую. Монахи из монастыря Эсфигмену на святой горе Афон (как считается, 18-го в иерархии святогорских монастырей) не приняли этого и отказались от канонического общения с Константинопольским Патриархатом. Время тогда было не такое толерантное, и в 1972г. греческие власти при помощи солдат и полиции попытались выселить строптивых монахов. Монахи заперлись в монастыре, объявили его заминированным и вывесили черный флаг с уже известными нам словами «Православие или смерть» - «Ορθοδοξια η Θανατος».
Этот флаг висит над мятежным монастырем уже лет тридцать. Время от времени светские и церковные власти совершают попытки приструнить монастырь, монахов силой приводят в суды, им выносят условные приговоры и так далее. Но именно черный (монашеский) флаг с девизом «Православие или смерть!» стал для всего мира символом духовного сопротивления и борьбы (безотносительно к позиции, которую заняла монастырская братия из Эсфигмену). Этот девиз популярен и у других православных народов, например, так он звучит по-сербски: «С Вером у Бога! Слобода или смрт», по-польски: «Prawoslawie albo smerc» и т.д.
Нынешний Патриарх Кирилл, еще будучи митрополитом Смоленским и Калиниградским, а также главой Отдела внешних сношений Московского Патрархата, в 2006 году написал письмо в адрес Вселенского Патриарха, в котором просил не применять против монахов из Эсфигмену силовых и полицейских методов. Это письмо, правда, по-английски, можно найти на сайте монастыря www.esphigmenou.com.
Второе. Данное изображение не направлено на возбуждение религиозной розни, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии. Это изображение и девиз означают духовную борьбу и стойкость православных и ничего больше, см. выше про монастырь Эсфигмену.
Чтобы получить эти сокровенные для прокуратуры знания, потребовалось всего ничего: вбить в строку поисковой системы Яндекс слова
православие или смерть. Минут пять-десять, не больше.
Тем не менее, ситуация набирает обороты. Настолько, что уже вмешиваются церковные иерархи. Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим на сайте епархии опубликовал комментарий, в котором говорится: «Надеюсь, что все разрешиться здраво. Ибо надпись сия, отнюдь не «экстремистская». Без Святого Православия, нам и правда - смерть! Более того, считаю, что Русская Православная Символика должна быть везде. Это куда полезнее ныне в России, нежели чем пропаганда всего заморского и низменного, охватившая и «всех и вся»!»
«Я поддерживаю такие начинания всегда, а то создается впечатление, что за русское Православие и его символику некому постоять», - продолжил владыка, выказывая свое отношение к «опальному» девизу.
Можно было бы со спокойной душой присоединиться к словам епископа Питирима, выразившего надежду на здравое разрешение, но что-то подсказывает – просто так все не разрешится. На сайте «Русская народная линия» есть одно сообщение, в числе прочих…
Можете считать это курьезом, можете идиотизмом, но можете посчитать это прямым вызовом. Цитата: «В начале 2010 года вступило в силу решение Ленинского районного суда города Кирова о признании Васнецова Виктора Михайловича, русского, 1848 г.р., художником-экстремистом. Посмертно. Основание - выводы экспертизы по его картине «Встреча Олега с кудесником», изготовленной мастером по заказу неустановленным следственными органами лица в городе Москва в 1899 году».
Дело в том, что разбирали не картину как таковую, а брошюру некоего писателя-язычника Алексея Добровольского, он же «Доброслав» под названием «Волхвы». Дело не в брошюре, признали и признали, туда ей и дорога, может быть. Но для оформления обложки использовали вышеупомянутую картину Васнецова.
А теперь, как обычно заливисто говорит на своих концертах неистощимый оптимист Задорнов, задержите дыхание. Читаем экспертов:
«К невербальным манипулятивным воздействиям относится оформление обложки «Волхвы», на которой изображен старец, указывающий отряду воинов направление действия. Старец одет в простую одежду: длинную рубаху, лапти, он только вышел из леса. В описании старца читается образ язычника. Указующий жест руки старца в отношении воинов свидетельствует о его повелевании, обладании определенной властью над ними. Исходя из положения о том, что обложка книги выражает ее ключевую идею, можно сделать вывод о стремлении автора к повелеванию, власти над другими людьми, направленности на борьбу». Конечно, такого рода экспертов еще поискать, но кто поручится, что они не окажутся вроде тех, кто во Владимире признал обычную православную брошюру экстремистской литературой?
Комментарии
а то как то получиться не правильно - они начали и к ним не применяется
И мнение моё заключено в Вашей фразе "Это борьба, сынок!"
Очнитесь люди, это действительно борьба. И борьба смертельная. Неважно что пока с шутками и прибаутками и под хохоток толпы.
Казни то настоящие.
Хотя, можно предположить, реакция самих защитников этой символики и лозунгов могла бы быть иной, если бы нашлось что-то "экстремистское" не православного характера. Просто интересно, нет ли здесь двойных стандартов. А то как-то неспроста встречается название "воинствующий атеизм".
И еще меня повеселило утверждение автора, что КРЕСТ - это символ ЖИЗНИ. Мил человек, крест - это орудие казни человека, а никак не символ жизни. У вас запущенная стадия правословнутости
Материал посвящён защите религии от обвинений в экстремизме, но каков к ней эпиграф!!?..
«Атеист – это животное, больной, надо лечить», Юрий Вяземский, телеведущий.
Этот Доброслав - явный и старый фашист с приставкой нео. Вы просто не владеете информацией,хотя она давно и вполне доступна.
Задорнов прав. Я могу доказать, что не только одному Михаилу, но всем российнам можно и нужно помочь "сделать вывод о стремлении автора (т.е. некоего "лесного гуру" Доброслава и тем, кто идет с ним и стоит за ним - А. П.) к повелеванию, власти над другими людьми, направленности на борьбу»
На одном сайте (http://forum.theosophy.ru/forums.php) подвизался некоторое время назад некто "Сфинкс".(точнее "Sfinks-90"). Я, Александр Пкул, да и не только я один, не раз обвиняли сего господина якобы 18-ти лет от роду в проведении им неофашистских идей в жизнь. - под видом идей неоязыческих..
Возможно, в свое время я найду время и адаптирую свой собственный многолетний опыт борьбы с неотеософами, неофашистами и неоязычниками и под формат "Гайдпарка". Пока же могу кратко заверить, заявить, что неофашисты и иже с ними не пройдут ни при каких условиях. No pasaran!
Александр Пкул
Праздник плоти,
Шум в господнем храме.
Собрался народ скаженный,
К вавилонской маме…
Сатана сидит на троне,
Смотрит на поклоны,
Попик в рясу обрядился,
В господа влюблённый.
Над жратвою и над паствой,
Носится с кадилом,
Прославляя праздник тела,
Чтоб им пусто было!
Воет паства волчьим воем:
«Аллилуя, боже!
То, что дал ты нам сегодня,
Дай и завтра ж тоже!
Дай нам крема заварного,
Буженины, сала,
Водки дай нам, самогонки
И деньжат не мало!
Ну, а мы тебе за это,
Господи, клянёмся,
Что телами и умами,
В прах земной вернёмся!»
Паства, пасха, праздник тела.
Поп с крестом пархает
И господнею молитвой,
Бесов созывает!
Не спасёт вас – ни кадило,
Ни молитва ваша.
Псиной гадостной воняет,
Ваш господь-папаша!