Пьянство в русской свободе

На модерации Отложенный

Мне кажется что проблему русской свободы и русского устройства жизни невозможно решить не обратившись к феномену пьянства и алкогольной зависимости. Причем обратится нужно именно в философском плане. Попробую пояснить подробнее:

Основным вопросом мучающим патриотическое движение (и не только) является феномен "безмолвия народа". Почему дубина народного гнева не обрушивается на жалкую кучку нуворишей сосущих народную кровь? Притом что сущность правящего класса известна  подавляющему большинству населения. Кого не спросишь - оккупационный режим, деградация страны, сырьевая игла... Даже сам правящий режим давно не скрывает своей компрадорской сущности. Народ имеют как хотят - а он безмолвствует. Почему? С. Кара-мурза помнится написал статью где объяснил этот феномен тотальной заморенностью. Банальным голодом и нехваткой энергии для активных действий.

Подход конечно интересный, но он не выдерживает прямой эмпирической проверки - голодные есть, но не большинство. Видимо поэтому данная теория не получила широкого распространения.

Гораздо более популярной является теория о манипуляции с помощью телевизора. Согласно ей, народ обманут (как минимум, как максимум зомбирован) средствами массовой информации, которые в руках правящего класса. Против этой теории могу сказать следующее:

1. Эффективность телепропаганды независимо не оценивалась. Патриоты в этом вопросе рассуждают от противного - "Раз народ не восстает - значит обманут телевизором, значит обман очень эффективен". Данный способ рассуждения для меня сомнителен. К тому же те кто продвигает через телевизор не политику а товары, не склонны настолько превозносить эффективность телевизионной рекламы.

2. Политически активное население не склонно повторять телевизионную точку зрения. Считается моветоном. Даже те кто лоялен власти ищут подтверждение в газетах или интернете.

3. СМИ последние 7 лет идеологически поддерживают пассивную лояльность власти. Активная лояльность сейчас власти не нужна - мешает сосать баблос. К нашистам телевизор относится подозрительно, в ЕР никого вступать не зовет... Фактически телевизор старается замолчать событие а не дискредитировать его (то есть подвергнуть идеологической обработке). Идеологическое поле сейчас полностью (ну... почти полностью) свободно от власти.

Таким образом, "голодная" и "телевизионная" версия вызывают у меня сомнение, а других объяснений "молчания народа" коллективный патриотический разум нам не приготовил.

В итоге кризис. Многократное исполнение "Вставай страна огромная..." лишается смысла и превращает патриотическую риторику в фарс. И не в "конструктиве" дело а в том, что на основные вопросы нет ответов.

Обратимся к политической реальности. Что мы имеем? Страна медленно/быстро деградирует. Практически все слои общества это прекрасно понимают. При этом для предотвращения деградации или нечего не делается, или делается слишком мало. Помимо прочего, существует тяга к деградации, ее провоцированию. Ситуация такова, что мобилизация общества практически невозможна. Паралич воли. В некотором роде, аналогом такой ситуации является случай человека страдающего алкогольной или наркотической зависимостью. Аналогия конечно не полная, но может быть использована в качестве рабочей гипотезы.

Алкоголик/наркоман сталкивается с внутренней саморазрушительной тенденцией. Он вполне осознает опасность "теоретически" и "в перспективе" но сам для лечения практически ничего не делает. Более того у него существует тяга к саморазрушению. Паралич воли. В короткой перспективе, тяга к спиртному/наркотикам определяет его поведение, часто бессознательно.

В политическом плане особенностью данной ситуации является наличие в стране саморазрушительных тенденций которые действуют против воли. Основной вывод, который мы должны извлечь из этой аналогии в том, что в определенных условиях человек и общество могут вредить себе совершенно самостоятельно. Это существенно противоречит актуальным политическим теориям где общество и человек действуют всегда во благо себе. Действия во вред себе, есть результат заблуждения или принуждения. В рассматриваемом нами случае патология сложнее и требует внимательного политического рассмотрения.

Поэтому, рассмотрение феномена пьянства, алкогольной/наркотической зависимости должно стать для наших оппозиционных философов/политологов приоритетной задачей. На мой взгляд, тут зарыт философский камень общественного переустройства России.

Опять же пользуясь рабочей аналогией могу заметить, что кровавая баня, революционный катарсис могут помочь при неврозах, и наверное, при истериях, однако алкоголизм подобными методами не лечится. Лечение длительное и требует определенного конструктива.