В каком же веке наступил "последний день" Помпеи?

На модерации Отложенный


Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1830-1833 гг. Художник нарисовал почти всех персонажей - как это и положено для античности – полуголыми, завернутыми лишь в одни «простыни». Сами жители Помпеи изображали себя иначе, но их художества открылись миру, в основном, уже после смерти Брюллова.

Считается, что последний день Помпеи наступил в I веке. Однако эта датировка была осуществлена в самом начале становления исторической науки и является, по всей видимости, ошибочной. Ошибка же составляет, ни много, ни мало, полтора тысячелетия. О том, что это именно так, говорят артефакты, раскопанные в этом несчастном городе. Судите сами.

Римский город Помпеи погиб во время мощного извержения Везувия, произошедшего в 79 году. Весь город оказался похороненным под многометровым слоем кусков вулканического выброса и пепла. Большинству жителей удалось спастись, покинув Помпеи при приближении опасности. После того как она миновала, многие из них вернулись, но только лишь для того, чтобы попытаться откопать свои вещи, а затем уйти.

Некоторое время после катастрофы жители окрестных мест приходили сюда за мрамором и травертином, которыми были отделаны здания Помпеи, чтобы использовать этот материал для новых построек. Но, в конце концов, мертвый город оказался полностью заброшен. Дело дошло до того, что в средние века уже никто не знал, где это место находится.

Прошло полторы тысячи лет после гибели города, прежде чем на его останки наткнулся архитектор, проводивший работы по строительству водного канала. Однако это находка осталась без должного внимания. И лишь в 1748 году, после того как один крестьянин при рытье колодца обнаружил статуи и металлические предметы, неаполитанский король Карл III распорядился начать раскопки.

В первую очередь искателей интересовали драгоценности, поэтому работы проводились варварски, без бережного отношения к культурным памятникам. Иногда осмотренные части города засыпались обратно как ненужные. Никакой системности в работе не было, часто раскопки прекращались совсем. Так продолжалось более ста лет, вплоть до 1860 года, с которого наконец-то началось научное изучение Помпеи. Именно с этого времени идет отсчет систематического и планомерного исследования, со всеми необходимыми описаниями и регистрацией находок.

Сегодня мы можем со всем этим ознакомиться и, рассматривая экспонаты, с удивлением обнаружить, что многие из них говорят о своем явном средневековом происхождении.


Останки архитектурных сооружений в Помпеи. Основной материал – кирпич и бетон. Так начали строить только в конце средних веков, которыми следует датировать и всю остальную так называемую римскую античность.


Стеклянная ваза, найденная в Помпеи.

Среди найденных предметов, очень много сделанных из стекла. Но стекловаренное дело появилось только в эпоху Возрождения. Да и то в его конце. Именно тогда люди научились получать в печи температуру около 1200°, необходимую для производства стекла. Поэтому всякие ссылки на то, что стеклоделие якобы существовало еще в античные времена, просто несерьезны. Да и первый научный труд по стекольному делу вышел лишь в начале XVII века.

Более того, археологи, исследовав разные осколки, утверждают, что в Помпеи были дома с застекленными окнами. Но оконное стекло появилось еще позже, чем различные стеклянные сосуды, так как плоский стеклянный лист технологически сложнее сделать. Впервые стекла вставил в окна своего дворца Людовик XIV в середине XVII века. Оконное стекло тогда, конечно, было не такое, как в наше время, и представляло собой небольшие прямоугольники, вставленные в мелкопереплетенную раму.

На фресках и мозаиках Помпеи изображены люди, одетые в средневековые одежды. Они пользуются домашней мебелью, которую начали делать только в средние века, и бытовыми предметами, появившимися тогда же.

Мозаичное полотно из Помпеи. На мужчинах одеты плотно облегающие рубашки с рукавами и такие же штаны. Рукава видны и в деянии женщины. Это одежда никакая не античная, а типично средневековая.

На следующей иллюстрации изображены женщины, но их одеяние не так интересно – таких картинок в Помпеи много. Обратите внимание на убранство кушетки - насколько сложна его ткань, а также на изящество столика. Эти вещи – результат технологий, достигнутых в позднем Средневековье. Тогда они и вошли в обиход.


Фрагмент мозаичного изображения из Помпеи. Налицо средневековая одежда и мебель.

Среди вещей, найденных при раскопках, числятся различные сложные металлические инструменты, в том числе и медицинские, например, гинекологические. Помимо технологического момента, свидетельствующего, что эти предметы появились в средневековье, это еще и вопрос гуманизма. А это прямо указывает на то, что на дворе у помпейцев стояло Возрождение или, возможно, еще более позднее время. Об этом могут поведать и изображения натюрмортов, которые получили самостоятельное значение в изобразительном искусстве лишь в XVII веке.




Настенная фреска в Помпеи. Классический натюрморт, нарисованный якобы за полторы тысячи лет до появления этого жанра искусства в европейской культуре.


Еще один натюрморт, да к тому же со стеклянной вазой.

В Помпеи можно встретить изображение ананаса. Но ананас – это американское растение, и попасть в Европу могло только после плавания Колумба. Объяснить, как и где художник мог видеть этот фрукт, в рамках традиционной хронологии совершенно невозможно.



Вверху фреска из Помпеи, ниже – картина Рафаэля «Три грации», написанная в 1504-1505 гг. Налицо идентичность сюжетов и композиций. Как же Рафаэль мог заимствовать этот образ, если фреску откопают только через два века после его смерти?



И еще несколько фотографий, свидетельствующих о наличии в Помпеи культуры, появившейся не ранее эпохи Возрождения.








Фреска, конечно, интересна не сценой, а наличием кровати, которой до относительно позднего времени просто не существовало.

Феномен Помпеи – это уникальный случай, сохранивший для современных исследователей античные культурные памятники в таком количестве и разнообразии. Особенно это касается светской настенной живописи, которая нигде в мире почти больше не сохранилась. Однако, знакомясь с этим настоящим античным наследием, мы видим, что оно, на самом деле, является средневековым. И никуда оно не пропало: точно такие же произведения искусства можно в достатке обнаружить во Флоренции или Риме, а также в любых крупных музеях мира, где они считаются памятниками Позднего Средневековья.

 

PS: Из комментариев

Где-то читал, что кроме ананаса на мозаичных полах Помпеи обнаружились изображения кукурузы, растения также американского происхождения

Помпеи засыпало в 16-17 вв. Есть даже карты 16 века, на которых обозначен город Помпеи.

Значит все-таки 1631.

Скорее всего. Но нужно только разобраться, насколько достоверны датировки извержений этого времени.

Вот тут отчет русского путешественника, побывавшего в Помпеях.
Интересно, кстати, как работники музея охраняли от не в меру любопытных посетителей отдельные "экспонаты".   А. Чурилов НЕПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕЙ

Не помню уже, приведен ли перевод текста второй надписи на латыни; на всякий случай привожу его.

"Эта дорога от Неаполя до Реггио, в прошлом печально известная из-за грабежей [набегов] и трудностей проезда по обожженным камням горы Везувий, была освобождена от засад, выровнена, выправлена и расширена, на деньги Провинции.
Перафан де Рибейра герцог Алкала вице – король в году 1563.

спустя 68 лет в 17 календы января (16 декабря 1631 года)
в царствовании Филиппа IV.
Дым, пламя, рев, колебания, пепел, извержение ужасно дикого
в то время Везувия очевидно вызвало страх ни у одного, а у массы людей.
Раскаленный жар из отверстия огненной пещеры, неистово громко ревущий, пробил путь через сдерживающую поверхность к выходу, двинулся к Геллеспонту, яростно разрушил вершину горы, чудовищно внезапно широко открыв зев горы, на следующий день хвост пепла тащился все заполняя подобно морю, враждебному морю.
Река серы, горящего битума, зловонных квасцовых камней, различных деформированных металлических руд, смесь воды и огня, сметающая лавина, дым, пепел, гибельные сточные воды разгрузили хребет горы.

Помпеи, Геркуланум, Октавианум, частично Ретина и Портичи, леса и виллы, и дома в одно мгновение разбросало, сожгло, разрушило, (потоком) неся все это перед собой, как добычу в безумном опустошающем триумфе. Исчезли фактически также мраморные памятники, глубоко похоронены, вопрошающий монумент Вице-короля действительно был разрушен.
Еммануель Фонсека и Зуника. Как память о размерах людского бедствия, также и о принятых мерах по освобождению от каменного дождя и спасению полностью каждого из наших соплеменников.
Год Спасения 1635. Префект дороги Антонио Суарес Мессиа."

Вот здесь: Игорь Шумах (США) Порох и кислота
http://artifact.org.ru/kalibrovka-teorii/shumah-i-poroh-i-kislota.html
автор показывает, что чистое прозрачное стекло должно было появиться в тесной связи с иными изобретениями и открытиями Глаубера - около 1625-1627 гг.

Если Шумах не ошибся, Помпеи завалило существенно после 1631 года - судя по качеству стеклянной вазы.