Россиянам ничего не надо?!

На модерации Отложенный

«Мне от этой страны ничего не надо», — пишет нам человек, из отапливаемой квартиры с электричеством, водопроводом и канализацией.

«Я самодостаточен», — добавляет он, не представляющий как выращивать картошку, не сшивший себе ни одной рубашки, не строивший дома́, не умеющий охотиться, не выкопавший ни одного колодца, да и наверно в жизни не начертивший ни одного чертежа. Не владеющий боевыми искусствами, не умеющий лечить, тушить пожары и спасаться от наводнения.

«Я не в смысле, всё сам, я в смысле — сам разберусь», — разъясняет он, ещё вчера требовавший от властей «срочно разобраться с терроризмом», «ликвидировать пробки», «приструнить мракобесов», «изгнать чурок», «дать нормального тренера сборной России» и «починить наконец-то интернет». И наверняка потребующий всё это завтра.

«Да не, вы не поняли», — говорит он в самооправдание, — «мне не надо, чтобы страна обо мне заботилась. Пусть просто не мешает, пусть просто следит за честностью игры, пусть только ловит убийц и воров, гарантирует исполнение контрактов, строит дороги и содержит армию». После этого он приводит такой перечень того, что государство «просто должно делать», что длине этого перечня начинают завидовать даже социалисты. Складывается ощущение, что государство должно делать практически всё и только одно не делать: не сковывать полную свободу вот этого вот человека лично. Таким образом сразу понятно: этому человеку совершенно не нужна опека государства. Ему эта страна вообще не нужна. Он сам справится.

«Постойте. Я имею в виду, что всё необходимое я получу в процессе обмена с другими частными предпринимателями, без государства», — сообщает человек, который ездит на работу по государственным дорогам, о строительстве которых он никогда и ни с кем не договаривался. Как не договаривался о прокладке водопровода, строительстве электростанций, организации парков, да чего там — даже о вывозе мусора. У человека есть немецкий автомобиль и корейский телевизор, поэтому в глубине души он считает, будто давно уже прервал отношения с «этой быдляцкой страной» и заключил тайную сделку с Цивилизованным Миром. Его автомобиль, правда, питается российским бензином, а телевизор — российским электричеством, однако всё это так же незаметно, как в детстве момент заполнения холодильника едой. Человек при случае вызывает забесплатно пожарных, милицию и скорую помощь, отдаёт детей в бесплатные школы (ругаясь, что директор осмелился вымогать у родителей деньги — аж несколько тысяч), но это его не смущает.

«А чего такого?», — интересуется он, — «Я налоги заплатил, теперь имею право пользоваться. У меня эти деньги насильственно изъяли, вот я и вынужден компенсировать. А не изъяли бы — всё то же самое сам бы купил», — резюмирует он, чьего годового дохода хватит на отплату нескольких квадратных метров шоссе, а если брать сочинские расценки, то и сантиметров. Он ездит почему-то не по двум квадратным метрам, а по всем дорогам сразу. Он не оплачивал проводку персональной канализации ему в квартиру. Не строил персональную электростанцию. Он получает всё это только лишь потому, что много людей одновременно всё это получают. Эти люди и есть — страна. Он крайне сильно связан с этой общностью, поскольку персональное такое же он не сможет оплатить даже за миллион лет. Но при этом, вот этот вот гражданин, который достиг трудоспособного возраста в лучшем случае десять лет назад, первые пять лет работы получал чёрную зарплату, а сейчас живёт на серую, уверен, будто тринадцатью процентами с трети своего дохода за последние пару лет он компенсировал обществу все на него издержки. Более того, общество будто бы его ещё и обокрало — не изыми оно у него эти тринадцать процентов, то человек наверняка купил бы себе персональное метро без этих вонючих пассажиров и дороги без пробок.

«Да я у этой страны ничего не просил вообще», — кричит человек в ответ, — «был бы выбор, я бы вообще другую страну выбрал. У этой я беру только потому, что меня в другую не отпускают».

Человек, как легко догадаться, видит себя членом жюри на конкурсе красоты. С его точки зрения все страны, как красавицы-конкурсантки, по очереди должны из кожи вон лезть, дабы понравиться этому человеку. И тогда, так и быть, он сделает свой выбор в чью-то пользу. Он не собирается вручать приз, как это делают реальные устроители конкурсов, он даже не собирается оплачивать шикарный космический отель для стран-участниц и специальные солярии планетарных масштабов, нет, страны должны пыжиться перед ним просто за сам факт его существования. Они должны быть ему благодарны за его к ним благорасположение. Они даже за это благорасположение должны до драки конкурировать. Вот и сейчас, утверждая «мне тут ничего не надо», он подразумевает, что в другом месте он обязательно получил бы больше, а спросили бы с него меньше. Например, дали бы виллу на берегу моря, не лишая, само собой, свободы слова и не заставляя работать по двенадцать часов в день. Но раз иного выхода нет, приходится брать тут.

Однако он заблуждается. Страны должны быть ему благодарны и они ему благодарны за прямо противоположное: за то, что он их не выбрал. За то, что он в них, слава богу, не живёт. За то, что он живёт тут у нас, а не там у них. Вот за это они незримо жмут ему руку.

Каждая страна рада, что она для него не Эта.

Крайне занимательно читать людей, которые для себя сразу же открыли главный тезис текста: следует в обязательном порядке хвалить текущую власть. Разумеется, вопрос «а не попытаться ли что-то исправить в стране, в оном исправлении собственноручно поучаствовав?» у означенных граждан даже не возникает. Всё ровно в пресловутом ключе: либо «мне от страны ничего не надо», либо «я обязан восхищаться тем, что дают». Мыль «страна — это территория и люди её населеящие, в том числе я», по-видимому, за гранью понимания. Как и мысль «мне нужна моя страна, поскольку без неё я буду жить как дикарь и крайне недолго».

Некоторые, — один на тысячу, — из описанных тут граждан таки воплощают свои чаяния в жизнь и уезжают туда, где раздаётся куда как более сладкий сахар. Напоследок они говорят: «спасибо, от этой страны я уже получил, что мог». Но практически никто не скажет «тут я сделал, всё что мог». При этом, на тему «"сделал" — это не только выкопал канаву, но и "создал справедливое государство"» следует, по ходу, писать минимум десятитомник. Иначе куча народу вообще не поймёт, про что это тут.

Кто желает конкретных рецептов? Их есть у меня!

Собирай единомышленников. Создавай партию. Не можешь создать — к готовой присоединяйся. Хоть так. Само собой, я по нынешним законам не могу рекомендовать тебе какие-либо непарламентские методы борьбы.

Но ты начни с парламентских, а по ходу сам разберёшься.

Организуй профсоюз. Хотя бы неформальный. Хотя бы на том уровне, что коллеги не дают начальству друг друга топтать.

Решай задачи — тренируй сообразительность. Оно не самоценно, но оно — как физкультура. Без этого никак.

Много читай. И не Коэльо с Марининой, а литературу, из которой можно почерпнуть полезные знания и верные моральные установки. Если не знаешь, которые верные, думай на эту тему. Спрашивай. Анализируй.

Если твой основной труд интеллектуальный — овладевай ещё и физическим. Если физический — овладевай интеллектуальным. Разбирайся в сопредельных твоей профессии областях. Не останавливайся на этом — расширяй сферу знаний и умений. Без этого ты даже в своей специальности разбираться не будешь. И уж точно не будешь адекватно понимать происходящее.

Ознакомься с физикой, если ещё не знаком. Она даёт знание о природе вещей. Вдумчиво изучи логику — она не только необходима при рассуждениях, но и когда её знаешь, действительно гораздо проще думать. Постарайся понять современные подходы к программированию — это очень помогает планировать действия.

Постоянно занимайся делом. Основных направлений дел четыре: производительный труд, саморазвитие, политика и творчество. Все четыре важны. Что-то менять гораздо легче, имея навыки во всех четырёх. А навыки будут только при постоянных тренировках.

Не воруй. Не бери взяток. Не давай взяток. Не покрывай воров. Не ищи себе оправдания: «все так делают», «сейчас иначе нельзя».

Не бойся сразиться за правду. Не бойся вступиться за товарища. Причём, не только физически. Не спускай подлости. Сначала будет тяжело, но начни тренировку с простого: сначала вступай в сражение, хотя бы когда тебе почти наверняка ничего не грозит. Постепенно повышай планку. Не уклоняйся от конфликтов по принципиальным вопросам. И не выплёскивай злобу по пустякам — она у тебя потому и копится, что ты принципиальные вопросы на тормозах спускаешь.

Записывай мысли. Минимум несколько раз в неделю. Сначала будет получаться бред. Потом натренируешься. Это даст тебе возможность не только письменно распространять свои убеждения, но и лучше их формулировать для себя.

Учись говорить уверенно и твёрдо. В критический момент это позволит тебе повести людей за собой.

Найди себе как минимум одно творческое хобби — стихосложение, игра на гитаре, рисование, хоть что-то. Все эти вещи украшают душу человека. Но это только в том случае, если он делает всё остальное из перечисленного.

Работай честно. Помни, что ты работаешь не за деньги, а на благо общества. А деньги тебе даются как твоя доля этого блага. Сейчас в стране многое не в порядке и деньги дают не всем, кто того заслуживает. Однако зависящие от тебя в этом не виноваты. Это не они забрали причитающиеся тебе деньги. Их забрали те, от кого зависишь ты. А зависимые от тебя только лишь молчали. Если твоя работа напрямую связана с благополучием более слабых — делай на совесть. Если врач: лечи. Если учитель: учи. Это то, что ты в первую очередь должен делать для исправления ситуации. Если по профессии ты перекладыватель бумажек, то тут сложнее. Не потакай желанию твоего хозяина кого-то обжулить. Не обманывай по его приказу. Ищи созидательное зерно в твоём труде и развивай его.

В своём деле ищи способы упростить и улучшить процесс. Найденные способы — внедряй. Рассказывай всему обществу, как и что можно упростить и улучшить. Если можешь, ищи способы и вне своей профессии.

Будь моралистом. Пропагандируй свои моральные взгляды. Многие вещи хреновы не потому что «так всегда», а потому что многие просто не в курсе, что тут хорошо, а что плохо. Мораль не принимай на веру, даже собственную: до самых нюансов разбирайся, почему хорошо — это вот так, а не вот эдак. В морали на самом деле очень и очень много логики.

Стремись быть вежливым и приятным в общении. По умолчанию всех встречных считай положительными. Но не спускай неуважения к себе и особенно к другим. Каждая хамская выходка, каждая невежливость должны получить негативную реакцию. Особенно если они были адресованы кому-то беззащитному рядом с тобой. Только так есть шанс добиться их неповторения. Не лезь драться по пустякам — себе дороже, но не молчи. Тебе хамят — хами в ответ. Многие думают, так не интеллигентно, но хама интеллигентность только раззадоривает. Получив отпор, хам уже подумает, хамить ли пришедшему следом за тобой. А беззащитный по крайней мере почувствует поддержку. А промолчишь в ответ на зло — зло рано или поздно восторжествует. Однако по умолчанию будь вежлив. Будь приветлив. Будь приятен в общении.

Не жди, что всё поменяется за полсекунды и не разочаровывайся, если всё сразу не получилось, как ты хотел, и в мгновение ока не поменялось. Радикальные перемены требуют длительной подготовки. И то, что ты хочешь сиюминутно исправить сегодня, начинать исправлять следовало ещё лет десять назад. Сегодня с большой вероятностью именно вот это вот в частном его проявлении исправить не получится. Но если начать сегодня, то удастся исправить то, что будет через десять лет. А если не начать, то ты и через десять лет будешь выть от бессилия: «я ничего не могу поделать».

Помни, что даже при всем этом результата можно не достичь. Но нужно всё сделать, чтобы его достигли твои последователи.

Воспитывай и обучай детей. Причём, не только своих. Если есть знания, если есть то, чему ты можешь учить (а это всегда есть, если только ты не работаешь менеджером по рекламе или ещё каким торгашом) — иди в ближайшую школу и предлагай забесплатно вести кружок по теме.

Суди всех по одним и тем же лекалам. Не давай никому никаких особых прав по нюансам рождения. Не лишай никого прав на этом основании. Исключения — только для тех, кто физически не может соответствовать (например, больные синдромом Дауна). Никогда не записывай себя в число исключений. Помни: твоё единственное отличие от окружающих в том, что у них у всех поровну прав и обязанностей, а у тебя обязанностей больше. И это не их право так считать, а твоё собственное для себя решение. Зачастую там, где ты можешь простить другого, не стоит прощать себя. Не сиди при этом и не терзайся муками совести — исправляй недостатки.

Помни, что один ты не сдвинешь гору. Готовь из окружающих себе помощников. Старайся всеми силами развивать не только себя, но и их — не только детей, взрослых тоже.

Если ты хочешь что-то изменить, то вот он рецепт.

Кажется, будто тут очень много всего. Кажется, тут идеализация — так невозможно. Возможно, скажу я тебе. Трудно поначалу, долго тренироваться, но потом для тебя всё это будет само собой разумеющимся. У тебя не будет сомнений, что ты можешь так, напротив, ты будешь уверен, что не можешь иначе. Когда нас будет много, настанет светлое будущее.