Кризис шпионского жанра. Американцы смеются над российской разведкой

На модерации Отложенный

Скандал с «российскими шпионами в США» можно считать исчерпанным. Представитель госдепа США Марк Тонер выразил удовлетворение решением проблемы: «Мы считаем, что все разрешилось успешно и прагматично. И мы хотели бы сосредоточиться на нашей с Россией повестке дня и продолжении «перезагрузки».

Стали известны новые детали, объясняющие, почему эта пародия на шпионаж, в другое время способная надолго испортить двусторонние отношения, закончилась быстро и к обоюдному удовлетворению. Оказывается, что американские власти начали обсуждать варианты того, как поступить с агентами-неудачниками, задолго до их ареста. Первые заседания в аппарате Белого Дома с участием представителей ФБР, минюста и ЦРУ прошли еще в феврале. Понадобилось еще несколько недель и совещаний, чтобы прийти к согласию, как действовать. В начале июня было принято решение — брать.

Президенту США Бараку Обаме 11 июня было доложено о существе дела с изложением обвинений российским нелегалам и прогнозами возможных последствий для отношений между Вашингтоном и Москвой. Тогда же в ряду других была озвучена идея обмена. Выбор времени ареста был оставлен на усмотрение ФБР. То, что он случился 27 июня, сразу после визита в США президента Дмитрия Медведева, минюст объяснил «случайным совпадением». Оно связано с тем, что на вечер этого дня одной из подозреваемых (возможно, это была Анна Чапман, в девичестве Кущенко) был взят билет на трансатлантический авиарейс из Нью-Йорка.

Заранее, главным образом с участием директора ЦРУ Леона Панетты, был подготовлен список кандидатов на обмен отбывающих наказание в российских тюрьмах по обвинению в шпионаже и сотрудничестве с иностранными спецслужбами. В считанные часы директор ЦРУ связался со своим российским контрагентом Михаилом Фрадковым, и в течение нескольких дней были достигнуты все договоренности, включая взаимные обещания обойтись без разоблачений и высылок сотрудников спецслужб, работающих в посольствах. В пятницу 9 июля в удаленном углу аэропорта в Вене припарковались рядом два самолета — один из Москвы, другой из Нью-Йорка, и обмен состоялся.

Последний раз что-то подобное по массовости обмена шпионами между Востоком и Западом случилось в 1985 году. Тогда шпионивший в США поляк Мариан Захарский прошел через берлинский мост Глинике в составе группы из четырех человек, которую обменяли на другую группу из 23 человек, сидевших за шпионаж в тюрьмах тогдашней ГДР и Польши.

В те времена, как вспоминают сотрудники спецслужб, такого рода события отличались высоким драматизмом и пропагандистским накалом. Переговоры занимали месяцы и годы. Речь шла о людях, реально нанесших ущерб стране, против которой они действовали, ставших обладателями важных секретов. Достаточно вспомнить получение советской разведкой документации, касающейся разработок атомной бомбы. Были и другие, не столь известные успехи. Например, во время войны СССР сумел «позаимствовать» описание и чертежи радиоэлектронных устройств из американской радиолаборатории Эмерсона. Как считают, их использование на советских ракетах помогло, в частности, сбить 1 мая 1960 года американский самолет-разведчик, пилотируемый Гэри Пауэрсом.

До начала второй мировой войны работавшие на СССР сотрудники среднего управленческого звена госдепа США Элджер Хисс и Уиттакер Чамберс переправили в Москву чертежи нового американского танка с невиданными прежде подвеской и амортизационной системой, сконструированными Уолтером Кристи. Эти новшества были использованы в СССР при разработке и производстве знаменитого Т-34.

Группа Натана Сильвермастера, действовавшая в минфине США, в годы войны добыла для Москвы пресс-формы, заготовленные американцами для печатания новых германских оккупационных марок. Как пишут исследователи Джеролд и Леона Шектер, советские власти от души попользовались этими прессами, отпечатав не поддающиеся оценке суммы. Ими они расплачивались за американские поставки.

Однако никогда, даже в периоды активной погони за секретами, в США не раскрывали столько советских нелегалов одномоментно. Харви Клер и Джон Эрл Хейнс в своей книге «Шпионы: взлет и падение КГБ в Америке» указывают, что в конце 1950-х годов был случай, когда за шпионаж в США были арестованы сразу пять советских нелегалов. Речь идет о братьях Джеке и Роберте Соболевичюсах (взявших в США фамилии Собл и Соблен), Мире Собл (жене Джека), Джейкобе Албаме и Марке Зборовском. Но они не жили под вымышленными именами и занимались не секретами американского государства, а внедрением в троцкистское движение и поддержанием контактов с Компартией США.

«На самом деле, — считают эти историки, — самый большой вред во время «холодной войны» причинили стране коренные американцы. Они решались на предательство либо по идеологическим соображениям, либо ради денег, либо из-за извращенной психики». Таких людей в США были десятки. В группе Перло — восемь человек, в группах Сильвермастера и Уэра — по 12 человек, в группе супругов Розенбергов (считается, что они помогли Москве добраться до ядерных секретов)  — более полутора десятков… Со стороны СССР с ними взаимодействовали представители спецслужб, обладавшие легальной дипломатической крышей. Число же нелегалов в прямом смысле слова вроде полковника Рудольфа Абеля измерялось единицами. «И понятно почему, — говорит бывший генерал КГБ Олег Калугин, живущий ныне в Вашингтоне. — Это штучная, долгая, кропотливая работа, требующая высочайшего профессионализма, неимоверных усилий и немалых затрат».

Попытка же возродить подзабытые методы прежних времен и поставить производство нелегалов в США на поток вызывает недоумение и у других бывших советских разведчиков, обосновавшихся в Америке, а также у представителей спецслужб США. Один из собеседников «ВН», пожелавший остаться неизвестным, заметил: «В Москве как будто задались целью доказать правоту слов Гегеля, что история повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса. По-иному эту киношную активность пресловутой «десятки» в чужой стране назвать невозможно. Кризис жанра, как говорили сатирики. Хотя ущерб от этого провала реальный и долгоиграющий: российская разведка выставлена на посмешище, а в файлах ФБР теперь оказались имена агентов спецслужб, действовавших под легальной крышей и контактировавших с «десяткой».

Бывший цэрэушник Роберт Бэйер в журнале «Тайм» не скупится на ядовитые замечания: «О чем думали русские, тратя десятки миллионов долларов, которые должна стоить такая шпионская организация? Готовились к новой «холодной войне»? А вице-президент США Джозеф Байден, выступая на днях в американском телешоу, тоже шутливо прокомментировал высылку рыжеволосой Анны Чапман, чьи фотографии заполнили нью-йоркские таблоиды. Намекая на ее женские чары, он произнес: «Позвольте мне прояснить ситуацию: это была не моя идея — отправить ее обратно».