Особенности любви и ненависти на отечественном ТВ

На модерации Отложенный

Любит - не любит. Плюнет - поцелует... Это я не о стародавнем девичьем обычае гадать на ромашке, а о нашем ТВ, которое если уж кого любит, так и зацеловывает до полусмерти. А если, не дай Господь, невзлюбит, то заплюет-замучает, как Пол Пот Кампучию (цитата из политической частушки второй половины прошлого столетия).

Я, конечно, не столь наивна, чтобы предполагать в наших телеканалах самостийность душевных порывов в отношении тех или иных персонажей политического истеблишмента. Более реалистична такая последовательность действий: ежели "наверху" кого-то привечают, ТВ со своими объятиями-поцелуями тут как тут. А если оттуда же приходят явственные сигналы нелюбви, то ТВ с азартом дворовых пацанов начинает плевать в попавшего под раздачу и целиться ему из рогатки прямо в глаз.

Как это бывает в реальности, ТВ продемонстрировало на минувшей неделе. Сразу два президента сопредельных держав стали героями телевизионных портретов. Один из них, запечатлевший президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, написан "Первым каналом" в манере парадных портретов художника Шилова. Второй же, создавший образ президента Белоруссии Александра Лукашенко, исполнен НТВ в манере политического памфлета а-ля Кукрыниксы и их знаменитой картины "Конец", гротескно отразившей бесславный конец Третьего рейха и его бесноватого фюрера.

Казахстанский лидер, отмечающий 70-летие, в специальном юбилейном фильме "Нурсултан. Большая игра президента" предстает мудрым и прозорливым отцом нации, а также любящим сыном, мужем и отцом большого семейства, члены которого превозносят до небес необычайные человеческие качества Нурсултана Абишевича - доброту, отзывчивость, душевность. И просто слезы умиления наворачиваются на глаза, когда друзья юности юбиляра рассказывают, каким он парнем был, есть и остается по сей день: "Настоящий джигит. Настоящий мужчина. Когда я вижу, как он выступает перед народом, гляжу на его грациозную походку, я получаю большой заряд энергии".

Фильм снят с эпическим размахом - бескрайние степи, заснеженные горные вершины, бурные реки, цветущие сады, стада сайгаков, табуны лошадей, стаи гусей-лебедей, призванные символизировать могучую силу казахстанской природы, чередуются с демонстрацией творений разума и рук человеческих, главное из которых - новая столица Казахстана Астана, эта родившаяся, по выражению поэтически настроенного автора фильма, "из ничего, из степной пыли связь Запада и Востока".

По силе авторской любви к герою произведение может сравниться разве что с фильмом Никиты Михалкова "55" - с той лишь разницей, что михалковское творение окрашено глубоко личным отношением к своему герою, подкрепленным настоящей мужской дружбой, а молодой автор фильма "Нурсултан" Александр Замыслов любуется героем как бы со стороны, почтительно склонившись и преисполняясь от эпизода к эпизоду все большим пиететом и даже восторгом.

Нет сомнений: Нурсултан Абишевич - великий человек, к тому же верный стратегический партнер России, а фактически брат, потому от самого что ни на есть "Первого канала" получает заслуженные почет и уважение.

Герой другого фильма и другой президент - Александр Лукашенко - тоже до поры до времени был и партнером, и братом, и главным союзником. Иногда он, впрочем, совершал разные экстравагантные поступки, и тогда ТВ над ним беззлобно подтрунивало. Но тут случился "славянский базар" по поводу газа (не путать с одноименным музыкальным фестивалем, который аккурат сейчас открывается в Витебске) - и прощай, любовь и дружба.

Фильм "Крестный Батька", выданный НТВ в эфир воскресным вечером без объявления в программе, живописует подлинного монстра, по указке которого в стране похищают, убивают и сажают в тюрьмы его политических противников, жестоко разгоняют митинги оппозиции, затыкают рот независимым журналистам и дают карт-бланш силовикам, превратившим страну в "бездумную, щелкающую каблуками государственную машину". И все это творится у нас под боком! Вот ведь дичь и жуть какая - не приведи Господи!

Мало того. Им, "крестным Батькой", движет "патологическое стремление во что бы то ни стало остаться у власти". Он сравнивал себя со Сталиным и восхищался Гитлером: он держит в черном теле своих подчиненных и не терпит, когда с ним спорят. При этом он довел белорусскую экономику до состояния технического дефолта, хотя Россия за 15 лет "союзничества" вкачала в Белоруссию 52 миллиарда долларов, что Лукашенко воспринимал как само собой разумеющееся и отплатил нам за нашу доброту черной неблагодарностью - не пожелал признать независимость Южной Осетии и Абхазии, "устроив неприличный торг". А потом этот волк, сколько его ни кормили, сбросил овечью шкуру и вовсе стал посматривать в сторону леса, то есть Европы - в надежде на новые кредиты и инвестиции. Прошлись и по моральному облику бывшего "брата": в незаконном сожительстве с личной докторшей он прижил сына, которого теперь выводит под телекамеры и, кажется, намечает в преемники, несмотря на его малый пока что возраст. Словом, маски сброшены, ваша карта бита, развод - и девичья фамилия.

Самое любопытное, что многие факты, поданные в фирменной энтэвэшной манере (вали до кучи) и озвученные страшным голосом, которым на канале сопровождают все разоблачения - хоть Ходорковского, хоть Саакашвили, хоть Чикатило, - давно и хорошо известны.

Так уж устроено наше ТВ: любить - так любить, стрелять - так стрелять. Иного не дано! Но и веры ему немного. Уши политического заказа, торчащие из подобных фильмов и программ, способны насторожить даже самых доверчивых зрителей. И уж совсем утопичны надежды, что фильм "Крестный Батька" может как-то повлиять на волеизъявление белорусских граждан. Во-первых, там его и не видели, а во-вторых, по нынешним временам комично звучит само слово "волеизъявление".