Будет ли перемирие в Сирии?

Совет Безопасности ООН 26 февраля 2016 года единогласно принял резолюцию в поддержку перемирия в Сирии, подготовленную Россией и США.
Резолюция под номером 2268 вступила в силу. В резолюции подчеркивается, что Сирия должна оставаться суверенным, независимым и целостным государством, а также, что будущее своего государства должен определять сирийский народ.
Представитель США в Совете Безопасности ООН высказалась в поддержку резолюции, предупредив, однако, что продолжение пребывания у власти президента Башара Асада заставляет боевиков продолжать борьбу в Сирии. Она потребовала от влиятельных стран оказать необходимое давление на все стороны конфликта, с целью успешной реализации соглашения.

Россия предупредила о недопустимости использования терроризма, как средства для изменения ситуации поле действий. Российский представитель заявил:
«Необходимо прекратить использовать терроризм в качестве средства, а также необходимо остановить приток боевиков и оружия через территорию Турции. Нужно уважать суверенитет Сирии. Этот процесс предоставляет конкретную роль сирийцам, которые стойко боролись за свое государство, таким как курды».

Представитель Сирии при ООН доктор Башар Джафари от имени своего государства выразил поддержку резолюции, а также надежду на то, что соглашение не будет нарушаться, прежде всего, членами самого Совета Безопасности.

Спецпосланник ООН в Сирии Стефан ди Мистура призвал стороны сирийского конфликта поддержать перемирие для того, чтобы начать политический процесс. Он сказал:
«Все еще есть надежда с помощью резолюции 2268 достичь политического решения».

ООН будет наблюдать за прекращением огня с помощью специально созданного центра.
Стороны конфликта в Сирии выразили готовность поддержать процесс перемирия. А спецпосланник ООН в Сирии выразил надежду на то, что перемирие будет стабильным.

Сирийское правительство с одной стороны и 97 вооруженных группировок с другой стороны объявили о готовности к перемирию. Однако в Сирии есть десятки, а возможно и сотни других группировок, которые пока не заняли определенной позиции, и которые ООН не включила в список террористических. И здесь кроется один из таких важных пробелов соглашения о перемирии, что спецпосланник ООН Стефан ди Мистура предпочел возложить возможную ответственность за них на авторов соглашения – Москву и Вашингтон.

«Разработан специальный механизм для случаев, когда временное перемирие будет нарушаться, и другой механизм – для случаев, когда перемирие будет стабильным. Согласно этому механизму, определяют сторону, нарушившую перемирие, по специальным каналам главных партнеров по соглашению – США и России. Вооруженный ответ на нарушение перемирия предусматривается, как крайнее средство, и наносится в соответствии с тем, насколько серьезным было нарушение», - поясняет Ди Мистура

Что касается ООН, то теоретически ее участие в этом процессе расписано довольно четко. Для наблюдения за процессом прекращения огня создан четкий и ясный механизм. Если произойдет нарушение, то вооруженный ответ находится в руках разработчиков и партнеров по соглашению, однако, как крайнее средство.
Прежде всего, это ответственность русских и американцев. Однако что касается нас, как Организации Объединенных Наций, то есть две основные группировки, признанные «террористическими», это «Ан-Носра» и ДАИШ (ИГИЛ), а также ряд мелких группировок. На них соглашение о перемирии не распространяется. Другие группировки, которые не успели объявить об участии в перемирии, или не хотят озвучивать свое имя, то они не признаны террористическими.

Если они будут придерживаться перемирия, тогда у них не будет проблем, но если они не остановят военных действий, последствия для них будут.

Высший совет по переговорам сирийской оппозиции заявил о том, что 97 вооруженных группировок будут придерживаться перемирия, объявленного на две недели, однако подчеркнул, что они дадут решительный ответ в случае, если сирийский режим и его союзники захотят воспользоваться режимом прекращения огня для нанесения ударов под предлогом борьбы с терроризмом.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров на пресс-конференции, организованной после переговоров с министром иностранных дел ОАЭ Абдулла Бин Заид аль-Нагьян и Генеральным секретарем Лиги арабских государств Набилем Аль-Араби сказал, что сегодня появился хороший шанс закрепить положительные результаты, достигнутые на пути разрешения сирийского кризиса, однако никто не может стопроцентно гарантировать успешной реализации этого соглашения.
В то время, как посол Сирии в Москве Рияд Хаддад заявил, что сирийская армия готова к началу перемирия, пресс-секретарь президента Турции Эрдогана Ибрагим Калим сказал, что у Анкары есть серьезные опасения по поводу соглашения о перемирии в Сирии из-за того, что боевые действия в Сирии не прекращаются не смотря на то, что до вступления соглашения в силу остаются считанные часы.

Глава признанного террористическим движения «Ан-Носра» Абу Мухаммед Джолани накануне принятия резолюции в СБ ООН выступил с голосовым обращением, переданным собственными средствами информации. В обращении он назвал перемирие в Сирии, о котором договорились Россия и Соединенные Штаты, «началом политического процесса, направленного на сохранение сирийского режима». Аль-Джолани призвал сирийские вооруженные группировки не поддерживать перемирия, назвав его «предательством со стороны Запада». Он сказал: «Если алевиты и шииты одержат победу в Сирии, то менее чем за десять лет вооруженная борьба распространится на Аравийский полуостров».

Не смотря на то, что соглашение о перемирии, поддержанное Советом безопасности ООН только-только вступило в силу, не прекращаются разговоры о плане «Б», якобы подготовленном американской администрацией на тот случай, если не удастся реализовать первое соглашение. Ответственный чиновник Белого дома в интервью газете «Шарк аль-аусат» поведал о том, что американский президент Барак Обама провел ряд закрытых совещаний, касавшихся альтернативных мер, в случае, если соглашение о перемирии не будет реализовано. Американский чиновник пояснил, что планом «Б» предусматриваются варианты от увеличения численности американского спецназа в Сирии, оказания помощи в подготовке вооруженных сил из числа местного населения, привлечения помощи со стороны других стран в виде поставок оружия, до создания бесполетной зоны, или зоны безопасности для беженцев с тем, чтобы не дать режиму наносить удары по гражданскому населению.

Официальные источники во Франции считают разговоры о плане «Б» неуместными, так как Вашингтон не хочет втягиваться в войну, идущую в Сирии, еще больше. Американцы все еще надеются, по словам тех же источников, на то, что президент России Владимир Путин изменит свое отношение к президенту Сирии Башару Асаду. Все помнят речь президента России в Турции, когда он сказал, что Россия не адвокат президента Асада в плане того, что Кремль будет поддерживать нынешний сирийский режим до того, пока ему не найдут замену в контексте геополитических интересов РФ.