Российские судостроители обвинили минобороны в противоправных действиях по приобретению французских вертолетоносцев
Руководство судостроительного завода «Янтарь» подало в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) жалобу на минобороны, которое лоббирует интересы Франции в ходе сделки по закупке вертолётоносцев «Мистраль». В частности, в заявлении директора «Янтаря» Игоря Орлова, выдержки из которого 9 июля опубликовала газета «Коммерсант», говорится о том, что министерство обороны, приняв решение обзавестись вертолетоносцами, сразу же исключило из списка возможных исполнителей заказа российских корабелов, хотя они могут спроектировать и построить подобный «Мистралю» корабль. Хуже того, французский вариант принят без проведения какого-либо тендера, даже без хотя бы формальной разработки и публикации условий конкурса.
Как уже сообщала «СП», 1 марта на пресс-конференции в Париже президенты России и Франции Дмитрий Медведев и Николя Саркози заявили о начале эксклюзивных переговоров о поставках в РФ вертолетоносцев «Мистраль». Окончательное решение об этом было принято Россией в апреле 2010 года. Сообщалось, что сделка может быть завершена до конца года, и всего планируется приобрести четыре таких корабля. Якобы уже даже решено, что один из них будет построен на верфи Сен Назер на западе Франции, а остальные – на российских судостроительных заводах в кооперации с французскими партнёрами.
Нужно сказать, что официально минобороны от конкурса никогда не отказывалось, но проводить его явно не собиралось. Например, весной этого года главком ВМФ России Владимир Высоцкий заявил о готовящемся тендере на покупку вертолетоносца. Правда, в числе возможных его участников были названы Франция, Испания и Нидерланды. Россию даже не упомянули. Но никакого тендера не было, решение принималось чисто политически, на уровне Медведев — Саркози.
Справедливости ради нужно сказать, что минобороны хотя в открытую и не заявляло о противодействии политическому решению в данной сфере, но некоторое время пыталось саботировать «французское увлечение» Дмитрия Медведева. Весной из недр минобороны вышла информация о закупке вместо «Мистраля» испанского вертолетоносца «Хуан Карлос».
- Но на самом деле ни тот, ни другой российскому флоту совершенно не нужны, - считает эксперт информационно-аналитического центра «Оружие XXI века» капитан второго ранга Александр Сурпин. – Если Франция располагает многочисленными заморскими территориями, разбросанными от Океании до Карибского бассейна, для поддержания «мира и порядка» в которых как раз и требуются корабли типа «Мистраль», то перед Россией такие задачи не стоят. Зачем же нам тратить деньги на то, что не нужно? Только если для дружбы с Саркози? Дорогая дружба.
От некоторых экспертов можно услышать мнение, что корабли типа «Мистраль» могут потребоваться нам через 10 или 20 лет, когда настанет время интенсивного освоения ресурсов морского дна в отдаленных от берегов России районах Мирового океана. Для этого, мол, мы и приобретаем эту технику, чтобы заполучить технологии, а затем строить такую же самостоятельно.
Однако, по мнению капитана второго ранга Сурпина, такой подход к развитию флота будет иметь печальные последствия для отечественной судостроительной промышленности. Вместо того, чтобы возрождать собственное кораблестроение, будем в условиях кризиса поддерживать французское или испанское? Париж вовсе не жаждет делиться передовыми военными технологиями с Москвой. В интервью газете La Tribune высокопоставленный французский чиновник сказал, что «передача таких технологий может быть относительно ограниченной». Кроме всего прочего, эти корабли просто не нужны нашему ВМФ даже в качестве охранников океанских месторождений будущего. Тут понадобятся корабли совсем другой идеологии.
«СП» уже сообщала, что группа испанских, голландских и немецких конструкторов предложила концепцию «корабля контроля моря» будущего, получившего условное название Valkyrie («Валькирия»). Он представляет собой авианесущий корабль, «крыло» которого состоит из 24 летательных аппаратов: истребителей укороченного взлета и вертикальной посадки, противолодочных, штурмовых и десантных вертолетов. Если продолжать лоббировать интересы французских судостроителей, то и в этой области мы отстанем и будем все больше продавать энергоносителей, чтобы закупать чужую технику и оружие. Руководитель завода «Янтарь», несомненно, прав: нужно срочно сворачивать «французское увлечение» Медведева и переориентироваться на российские проекты.
Та часть генералитета минобороны, которая лоббирует французов, оправдывает свою позицию тем, что, мол, российские корабелы не в состоянии спроектировать и построить корабли типа «Мистраль».
«Между тем корабль, подобный Mistral (полное водоизмещение 21,3 тыс. тонн, длина 199 м, ширина 32 м), способны проектировать и строить ОАО «Невское ПКБ», ОАО «Адмиралтейские верфи», ОАО «Севмаш» (все три входят в ОСК), а также Балтийский завод (подконтролен Межпромбанку)», - отмечает в своем заявлении в ФАС директор «Янтаря» и добавляет: «Отстранение российских верфей от конкурса является нарушением ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», а проведение торгов «с созданием преимущественных условий Mistral» нарушает ст. 17 этого закона». Директор «Янтаря» также указывает на нарушение ст. 6 ФЗ «О гособоронзаказе», поскольку «технические решения, реализованные при проектировании Mistral, не соответствуют требованиям российского ГОСТа».
Аналогичную жалобу на минобороны подало в ФАС и руководство завода «Адмиралтейские верфи», который входит в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК). Глава совета директоров ОСК вице-премьер Игорь Сечин категорически против покупки Mistral. Возможно, процесс, инициированный руководством «Янтаря», даст положительный результат. Во всяком случае, вице-премьер Сергей Иванов заявил, что в правительстве создается комиссия по покупке Mistral, которую возглавит Игорь Сечин. Некоторые эксперты этот факт назвали «первой аппаратной победой» ОСК. Теперь корпорация готовит юридический удар по антироссийской сделке.
А пока «Янтарь» работает на чужого дядю. В конце июня здесь спущен на воду ракетный фрегат проекта 11356 для ВМС Индии. Ему дано имя «Таркаш» («Колчан»). «Таркаш» – пятый фрегат проекта 11356. Он предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок, противокорабельной и противолодочной обороны, защиты от атак средств воздушного нападения. Длина корабля составляет 125 метров, ширина – 15 метров, водоизмещение – 4 тысячи тонн, дальность автономного плавания – 5 тысяч морских миль, экипаж – 220 человек. Четвёртый фрегат этого проекта «Тэг» («Сабля») был спущен на воду на заводе «Янтарь» 27 ноября 2009 года. Нужно подчеркнуть, что проект фрегата разработан Северным проектно-конструкторским бюро, входящим в ОАО «Объединённая судостроительная корпорация». Жаль только, что для российского ВМФ такие корабли практически не выпускаются.
Ранее «Янтарь» являлся одним из важных поставщиков кораблей для Военно-морского флота СССР и России. С 1945 года на нём построены 153 боевых корабля и более 500 судов различного назначения. В числе прочих на «Янтаре» был построен известный сторожевой корабль «Неустрашимый».
В постсоветское время завод, к сожалению, был переключен на зарубежные заказы. Новая Россия построила здесь лишь один корабль - БПК «Ярослав Мудрый» (пр. 11540). Но корабелы хотят работать на оборонную мощь своей страны. И пытаются добиться этого. Странно, что минобороны мешает им в этом.
Комментарии