Пакостный процесс
На модерации
Отложенный
Суд по 282-й ст. УК над организаторами выставки «Запретное искусство» Ю. С. Самодуровым и А. В. Ерофеевым прискорбен своей тупиковостью. Что возможный обвинительный, что возможный оправдательный приговор – оба хуже.
Обвинительный приговор – а прокурор уже затребовал три года лишения свободы – в смысле последствий неприятен совсем не тем, что, как угрожает знатный куратор М. А. Гельман, реакция на него «будет очень жесткой со стороны всего культурного сообщества как в России, так и за рубежом. На следующую Бьеннале в Россию просто никто не приедет. Международная художественная жизнь Москвы прекратится. Никто просто не захочет к нам приезжать». Качество той художественной жизни, которую курируют Гельман и его коллеги, таково, что «он пугает, а мне не страшно». Соберись эти натужно бездарные (впрочем, с серьезным замахом на монопольное говорение от имени искусства вообще – с надлежаще монопольным потреблением бюджетов) не в Москве, а в той же Венеции, где они регулярно радуют публику своими инсталляциями, – боюсь, что многие наперед готовы мужественно перенести эту утрату. С вами хорошо, без вас тоже неплохо.
Обвинительный вердикт был бы, конечно, неприятен самим помещением двоих престарелых мужчин в места лишения свободы за то, что они сильно заигрались и у них не хватило ни ума, ни сердца на простейшее «Извините, не очень удачно вышло. Больше не будем». Что разом сняло бы все вопросы и гарантировало бы оправдание, но, правда, было бы ужасным ударом для коллег по жанру и для жанра вообще. Ведь смысл последнего заключается именно в том, что современный художник в своих опытах по определению не может заиграться. Напротив, чем круче и садче – тем лучше. Как сообщает нам критик-единомышленник: «У Андрея Ерофеева очень ясная картина мира. С его точки зрения, задача художника – искать и прощупывать болевые точки общества и нарушать табу. Государство же обязано терпеть искусство, потому что именно этим последнее воспитывает общество». Неизвестно, правда, согласился бы куратор современного искусства с утверждением, что тыкать ему, А. В. Ерофееву, пальцем в глаз (несомненная болевая точка) есть важная художественная задача, а государство обязано попускать такое обращение с человеком, поскольку это его, А. В. Ерофеева, воспитывает.
С другой стороны, нет уже, наверное, надобности в 257-й раз опровергать все одни и те же жалкие слова про снятие табу, художественную провокацию etc. Не надо потому, что жалкие слова основаны на принципе, исповедуемом разве что испорченными детьми да приверженцами воровского закона: «Давай прощупаем у них болевую точку! – А вдруг они у нас прощупают? – А у нас-то за что?»
Параллельно с процессом ерофеевско-самодуровским, что проходит в тоталитарной России, сейчас назревает процесс плуцеро-сарновский в демократической Бельгии в связи с художественной акцией, выразившейся в учинении погрома в продовольственном магазине фламандского города Лейвена. «Арт-группа «Война» делает протестное искусство и является значимым явлением в современном акционизме. Ее активист Алексей Плуцер-Сарно – журналист и филолог с мировым именем, автор множества книг и сотен статей.
Сам факт возбуждения уголовного дела против Алексея и Яны Плуцер-Сарно, членов группы «Война», которая занимается протестным искусством и преследуется властями также и в России, неприемлем... Акция «Революция в супермаркете!» – это не уголовное преступление. Мы против уголовного преследования участников художественных проектов».
Сочетание горделивого «Все отрицал – законы, совесть, веру» с последующим жалобным блеянием, наверное, является достаточным основанием, чтобы жалкие слова не слушать. Здесь простая дилемма. Либо хоть в какой-то мере сообразуйтесь с положительным правом и общественными приличиями и тогда хоть до посинения рисуйте черные квадраты, либо – не обессудьте. Наглое глумление над людьми – в чем суть вашего искусства – есть дело довольно-таки дьявольское, глумливая усмешка известно какому ангелу свойственна, и вряд ли стоит обижаться, когда люди в ответ на ваше подражание вашему отцу проявляют сильное недовольство.
Иное дело, что сама ст. 282 плохо годится для утверждения того очень важного принципа, что глумление есть дело дьявольское и предаваться ему не следует. Не годится, потому что статья, так, как она сформулирована законодателем, является всеподметающей. Дайте мне бл. Августина – я и его сейчас по этой статье проведу. При такой универсальности Ерофеев – Самодуров с Плуцером-Сарно завтра же и будут объявлены блаженными Августинами, взыскующими Града Божьего и за то от тоталитаризма умученными. Сдавать целевой аудитории эту козырную карту совершенно не следует, тем более что их отец как великий искусник был бы весьма рад глумливо поиграть еще и с мученическими венчиками.
Оправдывать кураторов, однако, хотелось бы еще менее, поскольку эффект будет очевиден: «Теперь – можно!» В смысле: можно все, никакое самое омерзительное глумление теперь не наказуемо и отныне возводится в ранг парадной добродетели. Как-то бы не хотелось.
Между тем выход из антиномии есть, и даже не очень сложный. Нежелательность уголовной кары для глумливых кураторов, так полюбивших больно тыкать людей в их болевые точки, никак не упраздняет права суда на оценочное суждение. В дореформенном русском праве существовала формула объявления кого-либо «заведомым ябедником» (что, например, исключало возможность последующего принятия от него судебных исков – мера, весьма уместная и для некоторых нынешних чиновников). Соответственно, оптимальным решением суда было бы вынесение Ерофееву и Самодурову общественного порицания в форме объявления их заведомыми пакостниками. Это, очевидно, исключало бы возможность их дальнейшего кормления за счет казны, если же какое частное лицо пожелает сотрудничать с заведомым пакостником, ему в том не будет препятствий. «Auf ihre eigene Gefahr», как говорят наши соседи немцы. Тот, кто, выполняя волю отца своего, настаивает на своем праве глумиться, это право сохранит, а звание ошельмованного пакостника – современного художника оно только украсит.
Если же недовольные приговором кураторы станут оспаривать решение суда, вчиняя в высшие инстанции иск на тему «Нет, мы не пакостники» – Бога ради. На это зрелище будет занимательно посмотреть.
Комментарии
Никто не может затронуть его чувства самоуважения, оскорбить чувства совести чем-либо, а значит и подавать в гражданский суд на тех кто к вере вообще не имеет никакого отношения, безумно. Даже противославно.
Бог поругаем не бывает. А как можно оскорбить чувства верующего. Да никак! Не пересекаются у них дороги к Богу.
Могу сразу сказать, что громить чужие выставки, даже если они затрагивают имя Бога, для православного большой грех.
Самодуров живёт своим миром и его мир с миром Иисуса Христа никак не пересекается.
То, что делает Самодуров и его друзья, не должно быть проблемой православной, это проблемы самих художников.
У них свой ответ перед Богом.
Но "православные" учинившие беспредел на чужой территории, да ещё пытаться подав в суд, ещё выиграть его, православием даже не назовёшь.
Из Бога сделали языческого идола и защищают его по язычески.
По язычески думают, что Бог нуждается в их защите. Безумие ещё большее, чем то, которое сотворили художники и начальник выставки.
Бога не надо защищать.
Единственное решение, это отсидеть православному, за Самодурова
Комментарий удален модератором
Утрирую конечно. Ислам традиция сложившаяся - и эти люди действительно живут в мире, в котором есть Аллах и райские кущи. Так жили их деды, так жили их отцы. И они в этом мире родились, живут и умрут. И реакции их понятны.
Но вот когда первые лица ПЦ (совсем недавно состоявшие на жаловании у КГБ и соответственно КПСС) такие чудеса творят и вчерашние спортсменки-активистки-комсомолки обоих полов на пенсии им вторят -
это уже не смешно. Это симптом социального психоза. Людям уже всёравно кого наказать, посадить, расстрелять. А вопрос "за что" уже лет 100 как смысл потерял.
Вот корень всех проблем.
Вам зрелищ подавай!
Мир развратного Рима.
Хлеба и зрелищ.
Самодуровы служат Сатане и провоцируют тех, кто говорит, что они православные.
Так не становитесь Самодурами. Не идите на провокацию Дьявола, который ставит Вас, православных, перед выбором, соблазняя свободой действий и ответ на его предложение: - Если не Вы, то кто защитит Бога!?, Вас заключают в кавычки условности делая из Вас таких же как и они сами. Вы теперь "Православные", потому, что поступали не по Вере и исполнению Заповедей, а как язычники собственными силами, не полагаясь на Господа и свою веру в Него.
Веры в Вас нет.
Была бы Вера, не занимались бы этой ерундой.
Вы потеряли Сам Смысл Православия.
По форме Вы даже не замечаете, что такие же как и Самодуровы.
Только "православные самодуровы"
Самодуровы продукты своего времени.
Времена такие последние. Им должно быть.
Но, Вам то не вера, а зрелища нужны.
Безумцы, в мире безумных.