Интегрализм. Конец либерализма. Цивилизационный подход к истории и будущему человечества
На модерации
Отложенный
Цивилизационный подход к истории и будущему человечества
Теория цивилизаций входит в состав ядра постиндустриальной парадигмы обществоведения, которая утвердится в итоге развертывающейся в XXI веке великой научной революции, формирующейся сейчас новой картины вечно меняющегося мира. Цивилизационный подход к истории и будущему человечества как главная составная часть интегрализма идет на смену либеральному и марксистскому формационным подходам, которые преобладали в период расцвета и заката индустриальной цивилизации (XIX–XX вв.) и при всем кажущемся антагонизме имели общие корни и черты как составные части индустриальной научной парадигмы.
В чем главные отличия этих подходов? Вопервых, и либерализм, и марксизм исходят из примата экономики в структуре и динамике общества — собственности и рынка, Нomo оeconomicus (либерализм), производительных сил, произ-
39
водственных отношений как базиса (марксизм). Цивилизационный подход утверждает первенство духовной сферы — науки, культуры, образования, этики, религии, приоритет системы цивилизационных ценностей, которые определяют мотивацию человеческой деятельности во всех ее ипостасях. Именно на этом принципе строятся «пирамида» цивилизации, логика взаимодействия и динамики всех ее «этажей» и «квартир».
Вовторых, и либерализм, и марксизм берут за основу линейнопрогрессивную траекторию развития общества, прямое восхождение его от ступени к ступени. Несмотря на то что все научные школы либерализма и марксизма уделяют внимание изучению циклов и кризисов, делают они это лишь для того, чтобы доказать, что отступления от прямого развития являются исключениями.
Теория цивилизаций, напротив, делает упор на признании цикличногенетических закономерностей динамики общества ее фундаментальными основами, неизбежно присущими ему в прошлом, настоящем и будущем. Эти закономерности считаются не отклонениями от нормы, а самой нормой. Поэтому исследование циклов и кризисов во всех сферах общества и на всех стадиях его динамики представляет собой краеугольный камень теории цивилизаций.
Втретьих, следствием приведенных выше двух отличий является разный подход формационных и цивилизационной теорий к периодизации истории человечества.
Либерализм выделяет предысторию, дорыночную стадию развития; собственно историю, когда происходило становление и распространение капиталистической рыночной экономики и буржуазной демократии; конец истории, когда эти системы восторжествовали во всем мире. Дальше двигаться некуда и незачем. Марксистский исторический материализм основан на теории сменяющих друг друга общественноэкономических формаций: первобытнообщинной, длившейся миллионы лет, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической, которая начинается с социализма и утвердится навсегда. Это тоже конец истории, только под иным, чем у либерализма, соусом.
Интегрализм основывается на том, что цивилизационный этап в развитии человечества (начало его истории) начался с неолитической революции; что ритм исторического процесса находит выражение в периодической смене исторических суперциклов, мировых цивилизаций, поколений локальных цивилизаций, социокультурного строя; что в основе этой цикличной ритмики
40
лежат закономерности социогенетики — наследственности, изменчивости и отбора.
Наконец, вчетвертых, три указанных течения социальноэкономической мысли имеют принципиально отличные представления о будущем общества. И либерализм, и марксизм представляют будущее как полную реализацию и окончательное торжество исповедуемых ими идеалов — либо капиталистической рыночной экономики и буржуазной демократии, либо унифицированного, преодолевшего все социальные различия, однообразного коммунистического общества, в котором «богатства польются полным потоком», будет реализован принцип «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям» и каждая кухарка будет управлять обществом.
Напротив, сторонники интегрализма уверены, что циклы и кризисы, периодическая смена исторических суперциклов, мировых цивилизаций и поколений локальных цивилизаций сохранятся столько, сколько будет существовать человеческое общество. Точно так же будут возникать и новые вызовы времени, и необходимость давать на них адекватные ответы, сохранится цивилизационное разнообразие. Успокоиться человечеству не суждено и в будущем: риски модифицируются, но не исчезнут, и людям придется напрягать все силы, чтобы их минимизировать.
Комментарии
т.е. неэкономической мотивации...
ведь тут речь не о совке, а о том, что Запад и Восток будут искать новые модели интеграциональной цивилизации...
т.е. не только правую или левую, но и любые другие...