Общество, отторгая гадость, начинает выздоравливать

На модерации Отложенный

Сопредседатель движения «Народный Собор», директор «Центра народной защиты» Олег Кассин о суде над устроителями богохульной выставки «Запретное искусство-2006». 

- Олег Юрьевич! 12 июля должен быть оглашен приговор Самодурову и Ерофееву - устроителям богохульной выставки «Запретное искусство-2006» в музее имени Сахарова. Прокурор запросил для подсудимых по 3 года колонии- поселения. «Народный Собор» - один из главных заявителей, требовавших возбуждения этого уголовного дела. Ваши впечатления о ходе судебного процесса. 

- Весной 2007 года, посетив эту выставку, я направил заявление с требованием привлечь ее организаторов к уголовной ответственности за разжигание межнациональной вражды и хулиганство. Меня поддержали общественные организации и граждане, также направившие аналогичные заявления в правоохранительные органы. В итоге, в июне 2007г. было возбуждено уголовное дело по 282 ст. УК РФ (возбуждение ненависти или вражды). 13 мая 2008г. обвинение по этой статье было предъявлено директору центра им. Сахарова Юрию Самодурову. А чуть позже – куратору выставки "Запретное искусство 2006" Андрею Ерофееву. 

- Почему Вы обратились в прокуратуру после этой выставки? 

- А как иначе должен реагировать на подобные мерзости нормальный человек? Представляете, заходите вы на выставку, проходящую под эгидой Государственной Третьяковской галереи, хотите посмотреть шедевры современного искусства. И что вы там видите? Металлическую статуэтку – композицию из трех вертикально стоящих друг на друге букв, образующих нецензурное слово, изображения гомосексуального совокупления генерала с солдатом на фоне стоящего строя солдат, сопровождающееся издевательской надписью «Слава России!». По стенам развешана какая-то мазня, которую картинами-то назвать трудно, сопровождающаяся матерщиной. Это высокое искусство, которое сейчас защищают каспаровские либералы и «знатоки» живописи? На мой взгляд, необходимо было возбудить уголовное дело еще и по статье «хулиганство», а «экспонаты» изъять как орудия преступления. К сожалению, дело возбудили только по 282 ст. – за возбуждение религиозной вражды. 
Был на этой выставке представлен и целый ряд откровенно богохульных картин и изображений: Христос с головой Микки-Мауса и другие. Об этом уже много писалось в СМИ. 

- Как себя вели сами подсудимые? 

- На протяжении всего процесса они работали на западные СМИ, пытались изобразить судебный процесс, как преследование за инакомыслие, уверяли всех, что инициировало их уголовное преследование не российское общество, а Кремль, Церковь, некие таинственные силовые структуры… Банальные злостные хулиганы и богохульники хотели выглядеть невинными овечками. 

- Было ли с их стороны хоть какое-то раскаяние? 

- Раскаяния в них я не увидел ни в начале, ни в конце судебного процесса. На протяжении этого времени Самодуров и Ерофеев вели себя вызывающе дерзко. Виновными себя они не считают. Наоборот, даже кичились совершенным, постоянно вопрошая: «А что мы такого сделали? За что нас судят?». Тот же Самодуров с гордостью рассказывал на суде, как и куда он собственноручно ставил металлическую скульптуру из трех букв, образующих нецензурное слово, с довольным видом описывал другие детали подготовки этого богохульства. 

- В СМИ проходили сообщения, что на последнем судебном заседании один из подсудимых извинился перед теми, кого обидели этой выставкой… 


- Их извинения выглядят примерно так: «Да, мы нагадили у вас перед дверью. Если кого-то этим обидели, что ж, простите, хотя мы и не понимаем, за что нам извиняться. И впредь не обещаем не совершать подобного». Повторяю, у этих людей нет ни тени раскаяния. 
Еще осенью прошлого года во время моего допроса в суде в качестве свидетеля я предложил двум этим типам извиниться за содеянное, так они оба бурно завозмущались: «Не надо вот этого! Мы себя виновными не считаем!». Они и сейчас уверяют, что ничего особенного не совершали. Короче – закоренелые, злостные, махровые провокаторы. Есть серьезные основания считать, что если эти граждане останутся на свободе, то вполне способны вновь совершить подобное. Думаю, что они до последнего не верили в возможность реального наказания. Считали, что отделаются опять штрафом и порицанием. Три года колонии-поселения, которые запросил для них прокурор, стали для них холодным душем. 

- Зачем устраивают такие выставки? Чтобы прославиться, получить скандальную известность? 

- Не только. Они прощупывают границы народного терпения. Через таких провокаторов от искусства определенные силы пытаются зондировать общественное мнение, проводить замеры того, насколько наше общество уже морально-нравственно разложилось и готово к дальнейшему разрушению. 

- Что это за силы? 

- А вы сами посудите. Одним из главных спонсоров «Сахаровского центра», где регулярно устраивались все эти провокационные выставки, были некие неправительственные фонды США. Кто платит, тот, как известно, и заказывает музыку. 

- Защитники Самодурова и Ерофеева часто спрашивают: «А где границы дозволенного в искусстве?» 

-Да, этой демагогией подсудимые и их адвокаты пытались заниматься и во время судебного процесса. Границы дозволенного определены действующим уголовным законодательством России. На самом-то деле всевозможные самодуровы-ерофеевы эти границы прекрасно знают. Ведь никто из этой публики не пытается ёрничать, например, на тему холокоста. Знают, каковой будет мгновенная соответствующая реакция и последствия для их карьеры. А вот когда дело касается христианских святынь, здесь для них нет ничего святого и недозволенного. Наоборот, прямо просто состязаются в том, как больнее оскорбить и унизить христиан, при этом невинно улыбаются: «А что такого мы сделали?». Подобные типы чрезвычайно опасны для общества тем, что своими выходками провоцируют межрелигиозную вражду. Во время суда их адвокаты все пытались выпытать у меня, почему я – православный христианин, оскорблен также и антимусульманскими изображениями, представленными на выставке «Запретное искусство-2006». Пришлось подробно объяснять, что государство наше – многонациональное и многоконфессиональное. И нам не нужны волнения, подобные тем, что были в Дании из-за антимусульманских карикатур, не нужна дестабилизация общества. 

-Что же это за адвокаты такие? 

- О, среди них есть очень прелюбопытные типы. Например, адвокат Анна Ставицкая, известная тем, что защищает шпионов, предателей Родины, террористов. Из открытых источников выяснилось, что она после окончания вуза стажировалась в «Датском центре по правам человека», затем стала тесно сотрудничать с «Центром содействия международной защите», взаимодействующим и получающим гранты от американского «Национального фонда поддержки демократии» (НЕД), созданного и финансируемого Госдепом США. Во время судебного процесса она с упоением, взахлеб пыталась меня уличить в экстремизме, фашизме. Очевидно, дамочка подразумевала под этим мое участие в защите Верховного Совета России, расстрелянного из танков в 93-м на глазах у всего мира по приказу любимца американской демократии Ельцина. Ведь для этой либеральной публики русский патриотизм и фашизм – одно и то же. Ярлыки они различные клеить любят и умеют. Вообще, Ставицкая – эта бывшая барабанщица из рок-группы, в институте еще и логику, видимо, плохо изучала. Так, говоря о моем участии в 90-е годы в якобы экстремистской фашистской организации, она тут же сообщала вслух, что я еще при этом неоднократно участвовал в выборах в Госдуму. У нас, как известно, в политику экстремистов и фашистов не пускали – ни в 90-е, ни после. Впрочем, возможно, Ставицкая просто слишком долго жила в Америке и этих нюансов не знала. Пришлось публично объяснять ей, кого сейчас большинство населения России считает либеральными фашистами… 

- Какова была линия защиты подсудимых? 

- Сначала они попытаться представить ситуацию так, как будто мы сами распространили в интернете эти гадкие антихристианские и богохульные изображения и тем самым разожгли межнациональную вражду. Но нам удалось приобщить к материалам дела документы и материалы, опровергающие это – публикации из либеральных интернет-изданий и газет с соответствующими фотографиями, рекламировавшие эту гадкую выставку. Многие свидетели рассказывали о том, как, например, радиостанция «Эхо Москвы» зазывала в «Сахаровский центр» людей: « Приходите на выставку – там будет клёво!».

Если вначале судебного процесса подсудимые старались вести себя чинно, важно, то уже в самом конце просто начали откровенно хамить. Даже те, кто пришел их поддержать, увидев такое и вникнув в суть процесса, опускали головы от стыда за тех, кого намеревались защищать. Распоясавшиеся подсудимые постоянно обзывали заявителей и, в первую очередь, «Народный Собор» фашистами, православными мракобесами, маргиналами. Под конец эти балаганщики, сорвавшись на истерику, договорились даже до того, что стали меня и других инициаторов возбуждения против них уголовного дела называть уголовниками, сидевшими в тюрьме, - т.е. откровенно лгать и клеветать, превращая суд в балаган.

Представить нас малообразованными маргиналами, ничего не разбирающимися в современном искусстве людьми – это была еще одна линия защиты. Помогали им в этом и либеральные СМИ. Одна газетенка даже написала, что у меня и высшего-то образования нет, оказывается. Хотя достаточно зайти в интернет и убедиться в обратном. Более 20-ти лет назад я окончил судебно-прокурорский факультет одного из лучших вузов СССР. Моими преподавателями были многие светила советской юриспруденции. 
И подсудимые, и их адвокаты каждому свидетелю задавали огромное количество всевозможных вопросов, стараясь сбить их с толку, запутать в показаниях. Использовали вопросы, содержащие логические ловушки. То есть, как бы ты не ответил на первый вопрос, на следующих попадаешь в такую ловушку и даешь нужный защите ответ. Допрашивая меня, они пытались утверждать, что я на выставке не был, и все мои показания ложные. Но успеха в этом не добились. 

- В ожидании приговора, подсудимые и их защита пишут письма в ООН, Президенту РФ с просьбой вмешаться и остановить процесс… 


- Вначале Самодуров и Ерофеев вели себя, подобно Остапу Бендеру, когда того с Кисой Воробьяниновым выносили на берег с теплохода после продемонстрированной картины сеятеля: «Да, я так вижу! Давайте дискутировать!». Сейчас, поняв, что шутки закончились, и предстоит отвечать по закону, они проявляют активность. Но никто из серьезных людей их защищать не собирается. Выставку осудила не только Русская Православная Церковь, но и российские мусульмане, и еврейские организации, которые тоже посчитали ее провокационной.
Даже многие крупные либеральные правозащитники, разобравшись, предпочли не вмешиваться и заявили о своем несогласии с устроителями «Запретного искусства-2006». 

- Самодуров и Ерофеев написали даже письмо Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу… 

- Да, подискутировать и с ним хотят, видно. Одного суда им мало… Нет, ну это ж какую надо иметь наглость – писать письма человеку, в отношении которого они выкинули такую гадость? Кто забыл, напомню. В центре современного искусства «Винзавод» пару лет назад группа либералов устроила пресс-конференцию в защиту Самодурова и Ерофеева. Я с товарищами тоже пришел туда посмотреть на происходящее. Вся эта кампания: Самодуров, Ерофеев, расстрига Глеб Якунин, Сергей Ковалев, Лев Пономарев и другие преспокойно на протяжении нескольких часов давали интервью на фоне фотографий различных общественных деятелей и представителей РПЦ, под которыми были сделаны оскорбительные, нецензурные надписи. Была там фотография и нынешнего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (он тогда еще был Митрополитом Смоленским и Калинградским). Мы направляли по этому поводу заявление в прокуратуру. Никто из участников «винзаводского шоу» тогда не извинился за произошедшее. И вот сейчас эта наглая публика жалуется Патриарху! 

- Сейчас высказываются мнения, чтобы не наказывать строго Ерофеева и Самодурова, ограничиться, например, лишь штрафом. 

- Да, да. И еще пальчиком погрозить… Это, как правило, люди, плохо информированные о реальном положении дел вокруг данной выставки. Это гражданский процесс. Отвечать подсудимые должны по гражданским законам. Святые отцы учили, как поступать с раскаявшимися грешниками. Здесь важно учитывать, когда они раскаялись – до совершения преступления (передумали и не совершили его), либо после. Если после, то по-христиански их, конечно, можно простить, но это не отменяет для них ответственности по светским, мирским законам за содеянное зло. А в данном случае, как я уже говорил, и никакого раскаяния-то нет. Раз эти люди пошли до конца, решили проверить нашу правоохранительную систему на прочность – пусть отвечают по всей строгости закона, без жалобного блеяния и взывания к православному гуманизму. Назвались груздем – полезайте в кузов! У Самодурова уже есть судимость за организацию подобного богохульства. Он не угомонился. Соответственно, повторное наказание должно быть более строгое. Здесь – как с больным заразным человеком. Чтобы он не распространял инфекцию и не заражал других – требуется его изоляция от общества и лечение. Ерофеев тоже не раз был замешан в скандальных выставках. Колония-поселение для них – это гуманная мера, всего лишь ссылка. Если они твердо встанут на путь исправления, то смогут рассчитывать на досрочное освобождение. 

- Действующего законодательства достаточно, чтобы пресекать участившиеся случаи нарушения общественного порядка? 

- На мой взгляд, требуется ужесточение уголовного законодательства за преступления, связанные с нарушением общественной нравственности и морали. А то различные провокаторы от «искусства» совсем обнаглели – во время концертов снимают штаны и демонстрируют голый зад, устраивают публичные «пефомансы» с нецензурными надписями, прилюдно совокупляются прямо на сценах театров, а наше правосудие в большинстве случаев на подобное смотрит сквозь пальцы. Дошло до того, что матерщина без всяких купюр постоянно проскальзывает на российских теле и киноэкранах. Недавно после очередного подобного случая я направил руководству одного из центральных телеканалов письмо (общественное предостережение со ссылкой на закон) о недопустимости демонстрации без купюр фильмов, содержащих ненормативную лексику. Вроде подействовало. Больше такого не допускают. 
Или вот вышло недавно продолжение известного фильма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2». Не вдаваясь в дискуссию о его художественном достоинстве, скажу одно – там тоже матерщина откровенная. И это тоже пойдет на центральном ТВ без купюр? Впрочем, стоит ли удивляться подобному? Ведь до недавнего времени Министерство культуры РФ легально выдавало прокатные удостоверения на фильмы с ненормативной лексикой, и только в результате общественного воздействия удалось прекратить это безобразие. Не удивительно и то, что нынешний министр культуры Авдеев, в ведомстве которого все это происходило, сейчас пытается защищать Самодурова и Ерофеева и считает, что наказание для них за богохульство и нецензурщину должно быть мягким… 
Раньше наши классики киноискусства снимали великолепные фильмы про войну, которые миллионы зрителей смотрели с удовольствием. Фильмы жесткие, реалистичные, но без мата и пошлости. Мы десятилетиями задавали некий стандарт, были эталоном, законодателями в этой области. А сейчас слепо копируем низкопробные стандартные голливудские шаблоны. В том же «Утомленные солнцем-2» у Михалкова есть такая «натуральная» сцена (злые языки говорят, что, по-видимому, навеяна она одним зарубежным фильмом) - умирающий после боя, тяжелораненый окровавленный молодой советский воин просит девушку показать ему её груди. Он эти женские груди никогда, мол, не видел. Та сжалилась, и солдат умер счастливым. Но если уж Михалкову так хочется показать натурализм, то врезал бы себе хорошенько для эксперимента веслом по собственной ноге и проверил, может ли возникнуть у него самого после этого какой-нибудь эротический интерес, или нет… 

- Вернемся к суду. Гельман заявил, что повторит выставку «Запретное искусство 2006» у себя на «Винзаводе» в случае обвинительного приговора для ее устроителей … 

- Это шантаж. Мы немедленно побываем на такой выставке и направим соответствующее заявление в правоохранительные органы. В этом центре «Винзавод» во время выставки «Яблоки падают одновременно в разных садах» на огромных телеэкранах демонстрировалась порнография. По этому факту Народный Собор» обращался в прокуратуру. Был отказ в возбуждении уголовного дела, затем его отмена и новый отказ. Сейчас мы подготовили новое обращение, так как считаем, что в данном случае имеет место факт банального сокрытия преступления со стороны сотрудников правоохранительных органов. Выходка Гельмана, если она состоится на «Винзаводе», будет способствовать тому, что это гнездо разврата будет, наконец, хорошо протрясено правоохранителями и, возможно, полностью закрыто. Вообще, печально, что такую скандальную личность, как Гельман, недавно «Единая Россия» назначила курировать культурные проекты в регионах. Представляете, какую он культуру народу понесет, защитник матюгов и богохульства? Его назначение – серьезная ошибка единороссов, которую им стоит срочно исправить. 

- Накануне окончания судебного процесса по делу Ерофеева и Самодурова в притворе храма святой Татианы при МГУ была организована выставка «Двоесловие/Диалог». Как Вы восприняли эту выставку? 

- Как удар в спину тем православным гражданам, которые встали на защиту Матери-Церкви, добиваясь привлечения богохульников из «Сахаровского центра» к ответственности. Что бы там официально не говорили устроители этой сомнительной выставки, но у нас была своя информация из противоположного лагеря. Защитники Самодурова-Ерофеева очень рассчитывали на это мероприятие, как на последний аргумент для суда в свою пользу. Вот, дескать, нормальные православные идут с ними на диалог, а какие-то маргиналы инициируют уголовное преследование «гениев». Им очень важно было, чтобы именно «Народный Собор» первым поднял шум по этому поводу. Тогда вся либеральная свора бросилась бы на нас с новой силой, обвиняя в некомпетентности, отсутствии культуры, малограмотности, маргинализме и т.д. Но этот вариант у них не прошел. Наши друзья провели переговоры со многими авторитетными деятелями культуры, известными православными священнослужителями, которые дали свою негативную оценку этому сомнительному мероприятию. 
От себя скажу по этому вопросу следующее. Я был на выставке «Двоесловие/Диалог». Странное, смешанное чувство осталось после ее посещения. Явного криминала, как это в случае с «Запретным искусством -2006» там, конечно, не было. Пройди такая выставка где-нибудь на «Винзаводе» - никто бы её и не заметил. Но здесь – случай особый. Выставка была открыта в храме. Первое, что я увидел, поднявшись по ступеням внутрь храма на второй этаж – это довольно сомнительная композиция – макет православного храма стоящий на куче яблок. Причем, яблоки были настоящие. Каждый может истолковать это по-своему. Например, как запретный плод… К тому же, здесь же, в полутора метрах стояла коробка, полная гнилых яблок, вынутых из-под яблочного фундамента макета храма. Этот запах гнили распространялся по всей выставке. Получается, что Церковь стоит на непрочном подгнивающем основании, что ли? Далее – рогожа с надписью «Спасайся, кто может!» с объяснениями автора о ее смысле. Но, вывешенная в храме, эта надпись, когда на нее смотришь издалека, не видя мизерной пояснительной бирки где-то на полу, тоже приобретает двоякий смысл. «Спасайся, кто может» - другими словами - «Разбегайся!», «Шухер!». Заходит человек православный в храм, а там такое висит! Зачем верующих смущать-то? Да и «Черная Троица» и другие подобные экспонаты… По моему глубокому убеждению, таковым не место в храме. Так ведь можно дойти и до дискотек в храмах во время службы (что уже давно есть на Западе). В общем, не надо превращать наши храмы в шапито. Считаю организацию данной выставки в храме, как минимум, серьезной ошибкой и просчетом. 

- Что бы Вы посоветовали тем художникам-защитникам Самодурова и Ерофеева, кто считает, что в результате возможного обвинительного приговора их права будут нарушены и свобода творчества существенно ограничится? 

- А что значит «их права ущемлены»? В ст.17 п.3 Конституции РФ записано, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В данном случае – православного и, вообще, духовно-нравственного большинства. Если это кому-то не нравится – может уехать на Запад, туда, где законы более либеральные. А здесь у нас общество довольно консервативное, и его духовно-нравственные ценности, традиции охраняются действующим уголовным законодательством. 
В заключение хочу сказать, что в результате пресечения в последнее время целого ряда провокаций, подобных выставке в «Сахаровском центре», количество подобных гадостей по стране значительно сократилась. И, что особенно важно, общество стало более активно реагировать на проявления разного рода безнравственности, прекратило покорно и безропотно сносить издевательства и плевки со стороны богохульников и хулиганов, мирясь с развращением, разрушением и разложением нравственности и морали. То есть, иммунная система общественного организма понемногу вновь начинает функционировать. Это значит, что постепенно начинается процесс нравственного выздоровления российского общества.