Торговать в России иностранцам стало невыгодно

На модерации Отложенный

Торговать в России продуктами иностранцам стало невыгодно. К такому выводу пришла компания «A.T. Kearney» по итогам 2009 года. Она составила рейтинге 30 самых перспективных для розничной торговли стран, и в нем Россия опустилась со второго аж на 10-е место, пишет газета «КоммерсантЪ».

Ах ты, беда какая! Как, почему? Отечественные торговцы уверены, что инвесторов отпугнул принятый в конце прошлого года закон «О торговле».

Иностранные инвесторы, подобно пугливым сернам, опасаются теперь начинать бизнес в России. Еще бы – продовольственную розницу здесь регулирует государство, хоть и слабо, но все же. А инвестор этого ох как не любит, ему чем меньше регулирования, тем лучше. Ибо кто такой инвестор? Это господин, желающий купить на грош пятаков. Да где же теперь их купишь, если тут такое дело?

Пятерка лидеров рейтинга, сообщает источник, в минувшем году полностью поменялась. Самой привлекательной для ритейлеров страной признан Китай, занимавший в 2008 году только третье место. Вторым номером стал Кувейт, раньше вообще не входивший в список. Замыкают первую пятерку Индия, Саудовская Аравия и Бразилия.

Ну, так и шли бы туда, болезные, со своими едами, набитыми консервантами до остекленения. Они, правда, теперь и у наших производителей нашпигованы той же дрянью, но все же не так, малость поменьше.

Консалтинговая компания «A.T. Kearney» составляет рейтинг 30 развивающихся и наиболее перспективных для ритейлеров стран ежегодно на основе индекса роста мировой розничной торговли (Global Retail Development Index, GRDI). GRDI учитывает страновой риск (совокупный показатель по экономическим, политическим и социальным рискам), насыщенность и темпы роста («привлекательность для инвестирования») местного рынка, а также возможность отсрочить выход на него (чем она меньше, тем выше индекс).

Россия все меньше нравится иностранным ритейлерам: местные сети укрепились, покупательская способность населения не растет, существуют барьеры для входа на рынок, то есть, болезненный для торговцев закон «О торговле», объясняет директор российского отделения «A.T. Kearney» Иван Котов. «Кроме того, большой проблемой, как это ни банально, является инфраструктура, например отсутствие хороших дорог»,— добавляет он.

Дороги-то тут при чем? Неужели у них настолько хорошие продукты, что их требуется возить только по хорошим дорогам? Или же дело в другом – от тряски на дорогах приостановившиеся было химические реакции в продуктах могут продолжиться и привести к нежелательным последствиям?

Тем не менее, опрошенных источником иностранцев выводы «A.T. Kearney» не испугали. «В долгосрочной перспективе Россия — это рынок, где мы хотим вести розничные операции. Мы продолжим оценивать наиболее подходящий способ выхода на ваш рынок»,— заявил Кевин Гарднер, директор по международным корпоративным отношениям американской сети «Walmart». По мнению руководителя по внешним коммуникациям французской «Auchan» в России Марии Курносовой: «2009 год был тяжелым для ритейла из-за последствий мирового кризиса, но «Auchan» видит большие перспективы в российских регионах».

Вот такие они ребята, эти инвесторы – видят перспективы до последней денежки в карманах покупателей, и ничем их не проймешь. Что им какие-то там рейтинги! Может, еще один закон о торговле нужен?

Но не все из них отличаются столь завидной стойкостью. В прошлом году бизнес в России прекратили сразу два зарубежных ритейлера — французская «Carrefour» и турецкая «Ramstore». «Carrefour» откровенно объясняла свое решение отсутствием на рынке «перспектив органического роста и возможностей для поглощений, что не позволяет компании стать лидером рынка в кратко- и среднесрочной перспективе».

Руководитель «X5 Retail Group» (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») Лев Хасис согласен, что с 2009 года начал формироваться «серьезный негативный информационный фон вокруг розничной торговли, который и повлиял на ее инвестиционную привлекательность». Владелец сети «Магнит» Сергей Галицкий уверен, что «провал» России связан с принятым в декабре законом «О торговле». «Это абсолютно антирыночный закон, который дестабилизировал розницу»,— заключил он.

Странно. А ведь раньше ритейлоры говорили, что этот закон им нипочем и они как работали, так и будут работать. Теперь же оказывается, что он «дестабилизировал розницу».

Но, судя по полкам в магазинах, никаких особых изменений не произошло. Что лежало там раньше, то и продолжает лежать, а что стояло, то продолжает стоять. И даже кое-что прибавилось.

В чем же состоит дестабилизация? А-а, понял, в падении «инвестиционной привлекательности»! То есть, теперь не получается извлекать ту же прибыль, которая была раньше. Вот и славно, трам-пам-пам.