Родина и Отечество
На модерации
Отложенный
Андрей Мясников, философ
Недавно некий анонимный автор Алекс (новый посетитель моего сайта) обвинил меня в том, что я люблю только свою малую родину, т.е. Сурский край – Пензенскую область, и не люблю великую Родину – всю Россию (http://sofia-pnz.ru/?p=764). Из этого он сделал вывод, что я и многие другие подобные мне граждане, являются потенциальными предателями, и ждут распада страны или её захвата внешними врагами.
Обвинения могут показаться очень серьёзными, но так как они анонимные и не логичные, то буду считать их шуточными.
При этом меня захватил вопрос: почему же россияне никак не могут договориться по поводу патриотизма? Больше двухсот лет идут споры и пока не прекращаются.
Что же такое патриотизм? Это понятие настолько «замусолено» в последние годы, что потеряло своё определённое значение, ведь его нещадно эксплуатируют политики, политтехнологи, различные СМИ для решения своих коммерческих задач.
Попробую ответить за этот вопрос по-своему. Патриотизм происходит от слова «pater» — отец, и предполагает любовь к своему отечеству.
Как философ, я различаю понятия «родина» и «отечество», хотя многим россиянам они кажутся тождественными (http://sofia-pnz.ru/?p=584). Под «отечеством» я понимаю систему власти, государство, в котором родился и живу. А «родина» − это место моего рождения, взросления, это мои родители, родственники, мой род, родные места, природа, к которым я испытываю особую привязанность, некую внутреннюю, иррациональную симпатию.
Человек любит свою родину без всякого принуждения, без какого-либо «формирования», а вот, что касается «отечества», то здесь могут быть проблемы, ведь не всякая власть и система управления могут нравиться человеку, и чаще всего они несовершенны и требуют улучшения. Можно ли заставить человека любить своё государство, высшее начальство?
Пожалуй, что нет. Конечно, видимость можно создать, что часто и делается, но это лишь имитация любви, в основном за большие зарплаты и бонусы.
Для формирования такой искусственной любви к государственной власти часто используется такой приём: подменить понятие «отечество» на «родину», или соединить их в одно, как бы неразделимое целое с акцентом на родину-род-народ-природу-родную мать-родную землю, чтобы усилить именно иррациональное чувство привязанности, естественной любви ко всему близкому, дорогому, своему, и перенести это чувство на государство.
Обычно это происходит в тех случаях, когда растёт недовольство государственной властью, и когда требуется мобилизация народных ресурсов для решения больших государственных проектов. Типичным примером такого решения был лозунг времён Великой Отечественной войны − «За Родину! За Сталина!», и конечно, известный плакат − «Родина-мать зовёт!». Для защиты советско-большевистской власти потребовалось обращение к иррациональным образам родины, чтобы ослабить возможное рациональное недовольство советской властью, и актуализировать естественное чувство защиты своих близких, родных, родной земли от внешних врагов-оккупантов.
Итак, любовь к родине − это не патриотизм, который можно формировать, воспитывать. Патриотизм − это преданность отечеству, государственному строю и порядку. Эту преданность можно воспитывать, формировать с раннего детства.
Любовь к родине − это «местничковость», как говорят современные имперские анонимы, − это естественная привязанность ко всему родному, близкому, что знакомо тебе с детства. Такая любовь всегда будет местной, локальной, региональной, и её невозможно раздуть до бескрайних просторов. Эта любовь не может быть воинственной и агрессивной, она просто есть у большинства нормальных людей.
Поэтому родина всегда малая. А отечество может быть разным.
Комментарии