ВОСТОЧНЫЙ МУДРЕЦ МОЛЛА НАСРЕДДИН

На модерации Отложенный

Притчи про Моллу Насреддина

Выход из любой ситуации победителем с помощью слова

 

Молла (Ходжа) Насреддин – фольклорный персонаж мусульманского Востока и некоторых народов Средиземноморья и Балкан, герой коротких юмористических, сатирических миниатюр, анекдотов, притч, а иногда и бытовых сказок. Литературный персонаж Моллы Насреддина эклектичен и совмещает в себе синкретический образ мудреца и простака одновременно. Этот явно перенесённый из нескольких фольклорных персонажей внутренне противоречивый образ антигероя, бродяги, вольнодумца, бунтаря, глупца, юродивого, хитреца, плута и даже философа-циника, тонкого учёного-богослова и суфия высмеивает людские пороки, скупцов, ханжей, лицемеров, судей-взяточников и мулл. Часто оказываясь на грани нарушения общепринятых норм и понятий о приличии, его герой, тем не менее, неизменно находит неординарный выход из положения. Основная черта литературного героя Моллы Насреддина – выходить из любой ситуации победителем с помощью слова. Молла Насреддин (или Ходжа Насреддин или Насреддин эфенди) виртуозно владея словом, нейтрализует любое своё поражение. Частые приёмы Моллы – притворное невежество и логика абсурда.

Примеч. Слово «молла» русские произносят на свой лад как «мулла»

 

Умение учиться

 

Суфийская пословица гласит: "Невежество есть гордость, а гордость – это невежество. Человек, который говорит: меня не нужно учить тому, как учится, – горд и невежественен". В этой истории Насреддин показал идентичность этих двух состояний, которые обычный человек рассматривает как две разные вещи...

 

Притча про Моллу Насреддина

 

Для суфиев величайшим абсурдом в жизни является то, как люди стремятся к знаниям, не понимая сути познания. Суфии считают, что человек не может научиться чему-либо до тех пор, пока он не придет в состояние, в котором он способен воспринимать учение и его значение. Чтобы довести это положение до сознания ученика, который хотел знать "истину", Насреддин раз пошёл с ним к колодцу, взяв с собой большой кувшин без дна. Молла достал из колодца ведро воды и влил его в кувшин. Затем он достал другое ведро и вылил его туда же. Когда он начал выливать третье ведро, ученик не выдержал: – Молла, вода выливается. Ведь кувшин без дна. Насреддин посмотрел на него негодующе. – Я стараюсь наполнить кувшин. Для того, чтобы увидеть, когда он будет полон, я не отрываю глаз от горлышка кувшина, а не от его дна. Когда я увижу, что вода поднялась до верху, тогда кувшин будет полон. Какое отношение к этому имеет дно кувшина? Когда я заинтересуюсь дном кувшина, тогда я буду смотреть только на него. Вот почему суфии не говорят о глубоких вещах с людьми, которые не приготовились к тому, чтобы развить в себе способность учиться тому, чему может научить только Учитель, и только того, кто достаточно просвещен, чтобы сказать: – Научи меня учиться.

 

Суфийская пословица гласит: "Невежество есть гордость, а гордость – это невежество. Человек, который говорит: меня не нужно учить тому, как учиться, – горд и невежественен". В этой истории Насреддин показал идентичность этих двух состояний, которые обычный человек рассматривает как две разные вещи. В соответствии с техникой, известной как "посрамление", Насреддин играл роль невежественного человека в своей шараде с кувшином. Это известная часть суфийской техники. Его ученик обдумал этот урок, связав его с другими абсурдными действиями Моллы. Неделю спустя он пришёл к Насреддину и сказал: – Научи меня учиться.

 

Анекдоты

Возвращение

Жена моллы Насреддина была больна и ее прооперировали в больнице. Спустя несколько дней после ее выписки, один из знакомых спросил у Насреддина: – Как твоя жена? Она уже вернулась из больницы? – Нет, она все еще говорит о ней.

 

Возраст и мудрость

 

Однажды в чайхане какой-то пожилой человек начал навязчиво давать всевозможные советы Насреддину. – Почему я должен поступать так, как ты мне говоришь? — спросил Насреддин. – Потому что я тебя старше! – вскричал человек, оглаживая бороду. Тогда Насреддин заметил: – Насыщает не время, проведенное в чайхане, а количество съеденного плова!

Есть похожая азербайджанская пословица: «Ум не в возрасте, а в голове»

 

Кто прав

 

Моллу Насреддина на старости лет пригласили быть почётным мировым судьёй. Первым делом, которое ему пришлось разбирать, оказалось дело об ограблении. Насреддин выслушал потерпевшего и сказал: – Да, ты прав. Но ведь он ещё не слышал обвиняемого! Секретарь суда шепнул ему на ухо: – Вы ещё не привыкли к установленному порядку, господин судья. Поймите, так нельзя поступать. Вы теперь должны выслушать другую сторону, прежде чем принять решение. – Хорошо, – кивнул Насреддин. Другой человек, грабитель, рассказал свою историю. Насреддин выслушал и произнёс: – Ты прав. Секретарь растерялся, и снова шепнул Насреддину на ухо: – Что Вы говорите?

Оба не могут быть правы! – И ты прав, – ответил Насреддин.

 

Смелость не всегда к месту

 

Когда цирк переезжал из одного города в другой, из клетки вырвался лев и скрылся в джунглях. Тогда директор цирка собрал всех сильных мужчин и сказал: – Перед тем, как вы отправитесь в ночь, в джунгли, искать льва, я налью вам по стаканчику. Для смелости. Все двадцать мужчин хорошенько "подзарядились". Ночь была холодна и опасна, но Молла Насреддин отказался. – Я буду пить только воду, – сказал он. – Но тебе понадобится смелость! – попробовал убедить его директор. – В такие моменты, – пояснил Насреддин, – мне смелость не нужна. И так небезопасно: ночь, ни зги не видно, и этот лев... тут смелость может только навредить. Лучше уж я буду труслив и осторожен.

 

Какое суждение правильное?

 

Как-то раз Молла Насреддин попросил жену: – Принеси немного сыра. Он укрепляет желудок и возбуждает аппетит. – У нас дома нет сыра, – ответила жена. - Вот и хорошо, сыр расстраивает желудок и расслабляет дёсны, – сказал Молла. Жена с удивлением спросила: – Какое же из этих двух противоположных суждений правильное? – Если в доме есть сыр, то первое, если нет – второе, – ответил Молла Насреддин.

 

Как Насреддин на верёвке крупу сушил

 

Сосед пришел к Насреддину и попросил одолжить верёвку. – Рад бы дать, да не могу. Она мне сейчас самому нужна, – ответил Насреддин. – Да, зачем? – А я на ней крупу сушу. – Как это? Такого быть не может! – Очень даже может. Сушить крупу на верёвке совсем не трудно, особенно если не хочется эту верёвку одалживать.

 

И еще восточные, но не китайские, две притчи

 

Притча о том, на что следует тратить время

Оставляй время и для безделья тоже

 

Один мудрец взял пустой кувшин и наполнил ее доверху небольшими камнями. Собрал своих учеников и задал им первый вопрос: «Скажите, уважаемые, полон ли мой кувшин?» На что те ответили: «Да, полон». Тогда мудрец взял полную банку с горохом и высыпал содержимое в кувшин с камнями. Горох занял свободное место между камнями. Задал мудрец второй вопрос: «Полон ли теперь мой кувшин?» Ученики вновь подтвердили, что полон. Тут мудрец взял коробку с песком и его тоже высыпал в кувшин. Песок просочился сквозь горох и камни и занял все свободное место и все закрыл. Еще раз спросил мудрец своих учеников, полон ли кувшин и снова услышал утвердительный ответ. Тогда достал мудрый человек кружку, полную воды и вылил ее в банку до последней капли. Засмеялись ученики, видя все это. Сказал мудрец: «Я хотел, чтобы Вы осознали, что кувшин — → это наша жизнь. Камни — самая главная составляющая жизни каждого: дети, семья, друзья, здоровье. Горох — это вещи, которые иметь приятно, но это не самое важное: дом, работа, машина, ценности и пр. Песок символизирует → мелочи, которых полно в жизни любого человека. Если сначала кувшин наполнить песком, не останется места для гороха и тем более камней. Так же и в жизни: если тратить время на пустяки, не останется времени на самое главное. Уделяйте сперва время своим родным и близким, себе и друзьям, а заняться уборкой, ремонтом, всегда найдется время. Следует сначала тратить время на камни, все остальное — песок. Мудрец уже собирался уходить, когда один из учеников задал вопрос: «А для чего же нужна была вода?» Учитель с улыбкой ответил: «Я добавил в кувшин воды, чтобы Вам показать, что как бы ни была занята жизнь, всегда найдется место для безделья».

 

Как превращать проблемы в возможности

Научись у осла

 

Одна притча рассказывает о старом осле, провалившемся в старый колодец. Осел жалобно кричал, моля о помощи, а фермер – владелец и осла, и колодца – думал, что ему делать с этой проблемой. Наконец фермер решил, что раз и осел, и колодец уже старые, то проще их похоронить вместе, чем вытаскивать осла из колодца. Фермер позвал соседей помочь ему засыпать колодец вместе с ослом. Когда комья земли посыпались на осла, тот, почуяв недоброе начал было кричать еще громче, но вскоре притих. Удивленный фермер решил посмотреть, что там внизу происходит и был изумлен увиденным: осел стряхивал с себя упавшие на него комки и становился поверх сброшенной земли. Таким образом, пока соседи продолжали забрасывать землей колодец и осла, последний поднимался все выше и выше к поверхности, пока наконец не достиг края колодца, перепрыгнул через него и убежал. У этого казалось бы осла любой человек может поучиться тому, как превращать проблемы в возможности. В жизни много людей, пытающихся забрасывать других грязью. Всякий раз в такое ситуации, вспомни про нашего изобретательного осла: нужно не тащить эту грязь на себе, а становиться поверх нее, поднимаясь таким образом все выше и выше. Так ты никогда не останешься погребенным на дне колодца, а будешь под ударами судьбы только крепнуть и расти.