Сложности начинаются тогда, когда пытаешься всё упростить
На модерации
Отложенный
Минувшей зимой совершенно неожиданно для себя я стал активным стигларсеноманом. Втянулся в его трилогию о Лизбет Саландер и Микаэле Блумквисте вопреки скепсису приятелей, втолковывавших мне все недостатки сего многотысячестарничного детектива.
Однако причина внезапной и не свойственной моему возрасту болезни, именуемой фанатизмом, весьма просты: трилогия про «девушку с татуировкой дракона» – это не столько политический детектив, сколько анализ чудной для нас во всех отношениях общественной системы.
Швеция. Социалистическое королевство. Страна, которая живёт по правильным законам. Чиновники в этой стране пользуются правильными инструкциями. Граждане этой страны толерантны, они понимают и сознательно поддерживают правильную политическую систему.
А между тем, вся эта правильность не в состоянии уберечь страну от кризиса, вызванного тем, что группа высокопоставленных силовиков, полагающих, что общество слишком уж распустилось, и распущенность эта тянет его к гибели, затеяла антиконституционный заговор, имевший своей целью корректировку господствующих социалистичности и всеобщей терпимости. Эти господа решили, что только они знают «как должно быть» и имеют право реализовать это «как должно» с помощью доступных им профессиональных технологий.
Государство, даже такое правильное государство, в очередной раз продемонстрировало собственную неэффективность, не сумев обеспечить достойной защиты интересов своих граждан.
В этом смысле романы Ларсена – своего рода предупреждение. Прежде всего, народам, живущим совсем не в такой правильной стране, народам, которым заморочили голову описанием прелестей Китая, чьи власти достаточно широко используют смертные казни как воспитательные меры для ещё оставшегося в живых населения; Сингапура, в котором человек может попасть за решётку из-за кинутой мимо урны бумаженции.
И все эти меры преподносятся чуть ли не как технологии, без которых светлого будущего добиться невозможно. Преподносятся вне контекста политической истории тех стран, их повседневной культуры и традиций…
Пока осторги переполняют СМИ – Б-г бы с ними. Но когда один из руководителей государства с явной целью промониторить общественное мнение объявляет: «Что надо делать с коррупцией? Вешать надо!», тут же, правда, оговариваясь: «Но это не наш метод» – становится не по себе.
Не потому, что с коррупционерами не следует бороться, а потому, что отчётливо понимаешь, что власти твоей страны в полном тупике. Они не умеют управлять страной, переселившейся из казарм по удалённым друг от друга хуторкам и квартиркам, превратившимся в надёжные крепости, защищённые от остального мира решётками, стальными дверями, бойцовыми собаками и прочими разрешёнными к употреблению видами вооружений.
Власти нравится управлять страной, но разум её мечется между желанием делать это единолично (или узким кругом, на худой конец) и пониманием необходимости модернизации отсталой во всех отношениях державы.
Премьер своим выступлением на Северном Кавказе предложил тему для диалога. Считайте, что народ на предложение откликнулся.
Комментарии