Шпионский карнавал

На модерации Отложенный

Глупее было бы только обменять Сутягина на новый IPhone 4G для Медведева
 
Осужденного за государственную измену Игоря Сутягина могут обменять на одного из россиян, задержанных в Америке по подозрению в шпионаже.

В развивающийся по странному сценарию сюжет о раскрытии в США «русской шпионской сети» добавилось сообщение о возможном обмене 11 незадачливых разведчиков на Игоря Сутягина, осужденного за госизмену в форме шпионажа в пользу США в 2004 году, и других арестованных или осужденных по той же статье.

Все это вызывает в памяти громкие легендарные случаи обмена шпионами между СССР и США времен холодной войны, а также 20-ю серию «бондианы» «Умри, но не сейчас», где Бонда обменивают на туманном мосту между Северной и Южной Кореей на северокорейского диверсанта. По идее, это должно придавать некоторую серьезность и пафосность происходящему: противостояние России и Запада – это реальность; на войне как на войне; короче, все, как в старые добрые 70-е годы. Сам факт раскрытия шпионской сети должен напоминать о славном сверхдержавном прошлом.

Однако эта бледная тень громких шпионских обменов – не более, чем аттракцион из прошлого. Он так же соотносится с претензиями на особую роль в международных делах, как и «Волга» ГАЗ-21 в гараже Путина со «Стратегией-2020». Милый сувенир из прошлого, не более. Кстати, именно фильм «Мертвый сезон», со знаменитой сценой обмена агентами, вдохновил Путина стать разведчиком.

Сам по себе обмен – совершенно абсурдный. Он свидетельствует не о ностальгии по противостояниям времен «холодной войны», а об уровне управления в стратегических для России сферах: внешняя разведка (откуда у нас национальный лидер?) и инновации.

Кто такие 11 «русских шпионов», пойманные ФБР? Судя по некоторым публикациям, единственное, что они сделали, – это попались. Никакой пользы они не принесли, никаких особых секретов выведать не сумели.

Думаю, что лучшее для них название – неудачники и дилетанты. Является ли это провалом СВР? Уверен, что да. Александр Проханов в одной своей статье привел следующую байку: когда президент привел в СВР Михаила Фрадкова и представил коллективу, один полковник с задних рядов выкрикнул: «Спасибо, товарищ президент!» – «Не понял, за что мне спасибо?» – «Спасибо, что прислали к нам Фрадкова. А ведь могли и Нарусову». К Проханову можно относиться совершенно по-разному, но отношение к компетенции СВР он выразил довольно точно.

Кто такой Игорь Сутягин? Ученый, который осужден за шпионаж. Процесс, напомню, был очень спорным. Сутягин не имел доступа к гостайне, всю информацию брал из открытых источников; есть все основания полагать, что там не было самого состава преступления. Судя по некоторым публикациям, если бы аналогичный процесс был при другой судебной системе, Сутягин был бы сразу оправдан. В российских же условиях ученый Сутягин получил 15 лет. После того, как в деле шпионов всплыло дело Сутягина, сразу вспомнились призывы Кремля к модернизации. По моему глубокому убеждению, инновации – это экспорт и импорт, свободный обмен информацией, технологиями, капиталами, людьми. Первое, что надо сделать для развития инноваций, – перестать сажать ученых. Второе – навести порядок на почте и на таможне. Третье – уже строить «инноград» в Сколково, не раньше.

В итоге, обсуждение идеи обмена шпионами по мотивам фильма «Мертвый сезон» превращается в обмен мало на что сгодившихся неудачников на российского ученого, факт осуждения которого стал одним из символов невозможности осуществить модернизацию в России.

Это какой-то непонятный карнавал; «цирк уехал, а клоунов забыли». При чем тут горе-шпионы и Сутягин? Зачем их менять друг на друга? Я бы с большей вероятностью поверил, что Сутягина обменяли на новый IPhone 4G для Медведева. А несостоявшиеся Абели и Штирлицы – это так, дополнительные приложения.