"Back in the U.S.S.R."

На модерации Отложенный

Битва Титанов Закончена. "Джентльмены, я пас, у меня кончились патроны", вот примерно та фраза, которую сегодня говорят центральные банкиры всех развитых стран своим правительствам. То, что тщательно скрывали, больше скрывать не возможно. Можно очень долго пытаться играть против "невидимой руки рынка" и поддерживать высочайший оптимизм у своих народов, но если этот оптимизм не поддержан реальными рыночными действиями, а не просто печатанием денег, то в конце-концов наступает крах.

Ну так, чисто визуально, как только у штата Нью-Йорк начались проблемы с бюджетом, на парковках перед мега-магазинами наконец стало возможно запарковаться прямо у главного входа. Русские продуктовые магазины, которые славились своими очередями, на мой взгляд опустели.

Месяц назад забирали дочюру из Гарварда, по дороге заехали в какой-то городишко в Коннектикуте. Пройдясь по местному молу – стандартный наборчик мега-маркетов (Macy’s, Marshalls и прочая дребедень) очень удивились выбору товаров и тут же отоварились на полторы штуки баксов, причём это заняло у нас ОДИН ЧАС. Для сравнения, для того чтобы отовариться на сто долларов в Нью-Йорке моей жене требуется как минимум три часа.

Попробую разъяснить ситуацию, поскольку многие врядли поймут о чём речь.

 

Представьте себе, что впереди летний сезон и вам нужно обновить гардеробчик. Вы идёте в магазин и начинаете выбирать подходящие вам вещи. Так вот, в Нью-Йорке, для того чтобы найти подходящие вещи, вам нужно потратить уйму времени, потому что их просто нет. Магазины полны всякими разноцветными товарами и коробками, а вещей, которые бы хотелось купить – НЕТ. Складывается впечатление, что продают то, что раньше выбрасывали, или остатки со складов, последний завоз на которые состоялся в 2007 году.

 

Заехав на какой-то стандартный Shopping Mall в штате Коннектикут, мы потратили всего час на покупку хороших, качественных и главное – дешевых вещей. Фактически я и жена даже не раздумывали, а просто складывали в тележку всё, что висело на вешалках, когда же тележка заполнилась мы поехали к кассе. Кассир сделал удивлённые глаза, спросив жену, не пытаюсь ли я (её муж) таким образом извиниться за впустую потраченные семейные годы, на что жена ответила, что мы так поступаем каждый год – полностью меняя гардероб.

Вся эта история напомнила нам поездки по сёлам Молдавии в середине восьмидесятых годов, когда магазины в Одессе были пусты, а прилавки сельских магазинов в Молдавии были завалены импортом из Италии, Чехословакии, Польши и Румынии, а молодые молдаванки, между тем, этого не ценили и вместо того чтобы ходить доить коров в итальянских сапожках на высоких каблуках, делали это в обычных отечественных кедах и босоножках.

Не многие американцы знают, что бюджеты штатов сейчас находятся в глубоком минусе. Еще меньше американцев знают, что от состояния бюджетов отдельных штатов полностью зависит вся экономическая жизнь Америки. Последние четыре недели, каждый понедельник приходя на работу, открыв мою электронную почту, я, впрочем как и все остальные "работники", получаю сообщение от комиссара о том, что если законодательное собрание штата не примет очередную поправку к бюджету, то завтра на работу можно не приходить. Причём в каждом таком письме стоит несколько фамилий людей( в том числе и моя) которые должны прийти на работу при любых обстоятельствах. Мол бюджет-бюджетом, а кто-то работать должен... Обычно в этот список входит вахтёр и администраторы серверов. Я ни тот и не другой... Я оплачиваюсь за счёт федерального правительства, которое в отличии от правительства штата МОЖЕТ ПЕЧАТАТЬ ДЕНЬГИ.

Что интересно, каждый вторник всё равно все приходят на работу, потому что сенат штата, в героической борьбе, всё таки успевает принять некий аварийный extension… Вот уж не могу подобрать правильного слова по русски – пролонгирование что ли? И то всё равно не по русски...

Английский словарь всё более расширяется за счёт того, что приходиться находить правильные определения до этого не известным явлениям. Вроде всё понятно – годовой бюджет... А тут бюджет не принят, а работать нужно – вот и принимают каждую неделю аварийный extension к прошлогоднему бюджету.

Резюме собственно такое – Америка наконец подошла к самой тяжелой фазе своего кризиса, когда начальники поняли, что нужно сокращать бюджеты и приводить их в соответствие с поступающими налогами. Официально считается, что правительства таких штатов как Нью-Йорк или Нью-Джерси только стоят перед бюджетным кризисом, на самом деле они уже по факту давно в нём.

Происходят реальные, хотя и неофициальные сокращения, а про задержки выплат за произведённые работы не знает только тот, кто с никогда не сталкивался с финансовой машиной локальных правительств... Что примечательно, где этот "Мудис" со своим рейтингом? Всё Испанию прорабатывает с Грецией?

Неофициальные сокращения бюджетов уже давно идут – например усиленно внедряется так называемая реформа образования, когда частным и государственным школам урезается финансирование за то, что они не выполнили какие-то нормативы (которые могли быть вообще приняты задним числом). Сознательно затягивается процесс лицензирования у многих категорий работников, ориентирующихся на бюджетные деньги.

К примеру моя жена уже второй год не может сдать простейший экзамен на постоянную лицензию учителя, хотя до этого без труда сдала пять очень сложных экзаменов. Считается лучшим учителем в школе, а самым главным её достижением можно считать подготовку нашей дочери к поступлению в Гарвард.

Система просто перестала давать лицензии новым учителям и социальным работникам, потому что предполагается только в этом году сократить триста тысяч работников этих категорий в США (в следующем году еще пол миллиона). В учебных классах будет по сто двадцать человек.

Самое смешное во всей этой истории, что жена может работать без лицензии пока она ежемесячно сдаёт экзамен. Оплата за экзамен – 120 долларов. Плати, знай, что ты никогда не сдашь, и работай. Мы тебе разрешаем работать поскольку ежемесячно ты согласна отдавать нам обратно 120 долларов из твоей зарплаты типа в оплату за экзамен.

Из восьмидесяти учителей школы, где работает моя жена, только пятеро имеют постоянную лицензию – они её получили до 2000 года. Остальным приходиться перманентно находиться в состоянии пересдачи экзамена. Кстати, в любом случае, учительская жизнь в США недолга. Редко кто работает более десяти лет и редко кто уходит сам, в основном учителя увольняют за какое-то ЧэПэ. Учитель, как и все мы – просто расходный материал для системы.

Я, когда устроился работать в СССР на свою первую работу, был поражён, что из моей зарплаты государство вычитает налоги. У меня никак в голове не сходилось зачем это делается.

Никакого экономического смысла в вычитании налогов из зарплаты в СССР не было. Всё было государственным. Единственный смысл в налогообложении был в том, что государство платило "бездетным" меньше – так называемый налог на бездетность. Я, в свои семнадцать лет, сразу стал платить налог на бездетность. Пожалуй налог на бездетность был единственным экономически оправданным налогом в СССР. В любом другом случае, поскольку государство было замкнутым хозяйственным механизмом со сто процентной государственной собственностью, смысл в высчитывании налогов с зарплаты просто отпадал.

Тоже самая история происходит сейчас в США – налоги платят только те, кто напрямую завязан на государственные траты. Частный сектор уничтожен.

Совокупные официальные траты всех государственных уровней (федеральный, штат и локальный) составляет на сегодняшний день 46% от ВВП. Остальное это типа траты потребителей.

Совокупные налоги, которые поступают в бюджеты всех уровней – 28%.

Из этих двадцати восьми процентов примерно две трети возникают в следствии прямых государственных трат – к примеру я получил зарплату в своей гос. конторе и заплатил налоги. Сократив моё рабочее место в целях сбалансирования бюджета, то есть приведении расходов в прямое соответствие с доходами, государство одновременно теряет налоги, которые я ему плачу. Себя я взял как пример. На самом деле я, человек проживший в Америке одиннадцать лет, еще никогда не видел человека, который бы не был своей зарплатой или доходами не обязан родному правительству.

Так что любое сокращение бюджетов это сокращение той экономики, которая выстроилась в США за последние тридцать лет. Месяца через два-три они поймут что сокращают сами себя и процесс может закончиться только тогда, когда они полностью себя сократят, а потом начнется слово на букву Гэ.

Сокращения бюджетов хороши, когда бюджеты отдельно — экономика отдельно. Когда же бюджет это и есть экономика, то сокращение ведет к "Im back in U.S.S.R."

Первые признаки бюджетной чехарды я ожидаю уже первого июля, когда штат Нью-Йорк объявит об огромных сокращениях социальной сферы. Не зря ведь китайцы решили вдруг ни с того, ни с сего, отпустить юань в свободное плаванье. Чувствую галстук есть мне не придется.