Нравственность в Исламе

На модерации Отложенный

Обращаясь с призывом ко всему человечеству, пророк Мухаммад, мир ему, отчетливо сформулировал главную цель и указал ясный метод осуществления своей миссии в этом мире: “Я послан только для того, чтобы усовершенствовать достоинства морали”. (Малик)

Роль нравственности в исламе более чем важна, ибо вера, благочестие и нравственность это последовательные и взаимосвязанные элементы одной цепи, звенья которой неразрывны.

О времена, о нравы. Мы живем в беспокойное время, которое отмечено безнравственностью и духовным кризисом в обществе. Это время демонстрирует нам из ряда вон выходящие зрелища: попирание морали, погоня за деньгами, сексуальную распущенность … Жизнь – сумбурна и суматошна. Внутренние нравственные пороки, – алчность, самолюбие, обман, проявляются полностью. Мы ясно видим нравственное опустошение, ускользавшее доселе от взора людей в прошлом столетии. Только человек, лишенный мысли, может питать иллюзию, что с больным человечеством не происходит ничего дурного, что в Датском королевстве царит порядок. 21 век – век безнравственности.

Плавали, знаем… Человечество имеет богатый багаж различных философских, психологических, религиозных нравоучений. Все аспекты жизни вдоль и поперек исследованы и изучены, но человечество не достигло единства мнений, отвечая на этот вопрос. Каждый имеет свою точку зрения.

Что делать? Каждые течения, предлагающие нам модель нравственного поведения, затрагивают отдельные моменты из жизни человека. Кто то делает упор на внутренний мир человека, кто то на внешнюю сторону жизни, кто то нацелен на общественный альтруизм, кому то импонирует собственная богоизбранность и т.д. В случае с исламом, мы видим, что религия объемлет все: духовный мир, личность, общество, государство. В Исламе все это возведено на уровень поклонения, а потому прямо перекликается с его нравственными основами. Нравственность в свете первоисточников Ислама – Корана и Сунны – это и есть суть всей религии и самой жизни. Все обязательства, которые возлагаются Исламом на человека – это действия, постоянно повторяемые им для выработки в себе привычки жить с правильными нравами.

Например, обязательная пятикратная ежедневная молитва (салят), предписанная Аллахом, удерживает человека от недостойных действий и поступков. Аллах так разъясняет нам мудрость этого предписания: «…И выстаивай молитву; ведь молитва удерживает от мерзости и неодобряемого”.

(Сура 29, аят 45) Поэтому воздержание от плохих дел, в том числе очищение от злых речей и неодобряемых поступков, – это суть молитвы.

В Коране говорится о цели уплаты закят: “Возьми с имуществ их милостыню, которой ты очистишь и взрастишь их”. (Сура 9, аят 103).

Обязательное пожертвование (закят) не является обыкновенным налогом, взимаемым из карманов людей. Его цель заключается, прежде всего, в том, чтобы посеять семена сочувствия и милосердия, а также укрепить узы дружбы и отношения товарищества между различными слоями общества.

“О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он предписан тем, кто был до вас, — может быть, вы будете богобоязненны!” (Сура 2, аят 183). Пост рассматривается не только как временное воздержание от пищи. Он расценивает его как шаг к постоянному воздержанию души от запретных страстей и порицаемых порывов. Пророк сказал: “Кто не оставит лжесвидетельства и его использования, Аллаху не будет нужды, дабы он оставил еду и питье” (Аль-Бухари).

Паломничество к Мекке, обязательно для тех мусульман, которые способны совершить его, и является обязательным (фард) актом для всех последователей Ислама. Кто-то может считать это путешествие – поездкой, лишенной всякого нравственного смысла, являющейся одним из таинственных религиозных ритуалов, примеры которых можно найти во многих религиях. Это грубая ошибка, ибо Всевышний Аллах, ведя речь об этом обряде, говорит: “Хадж совершайте в месяцы, известные для вас. Тот, кто себе в обязанность вменил хадж совершать во время их, от женщин должен воздержаться, от нарушения благочестивых норм и от раздоров на все указанное время. И все хорошее, что вы (по доброй воле) совершите, знает Бог: берите в путь с собой припасы, а благочестие – есть лучшее из них, и гнева Моего страшитесь, о вы, в ком разумение живет!” (Сура 2, аят 197)

Это – лишь краткий обзор некоторых форм поклонения, которыми прославился Ислам, известных как его основополагающие столпы. Они демонстрируют нам всю прочность связи между религией и нравственностью. Все эти формы поклонения, так отличные по своей сути и внешнему проявлению, слиты воедино в той цели, которую Пророк определил в своих словах: “Я послан только для того, дабы усовершенствовать достоинства морали”.