Что значит Крещение для современного православного
На модерации
Отложенный
Как известно, согласно всевозможным анкетам, социологическим опросам и прочим статистическим данным, множество россиян определяют свое вероисповедание, как православное, но, к сожалению, для подавляющего большинства наших соотечественников, принадлежность к Русской Православной Церкви определяется не сознательным следованием евангельскому зову, а совокупностью культурных и национальных традиций. И вот, помноженная на хроническую безграмотность, эта т. н. «православность» и составляет основу религиозного мировоззрения того самого «большинства». Эта, не просто удручающая, а, в полном смысле слова, трагическая картина раскрывает перед православными миссионерами безграничное поле деятельности. И мы здесь находимся в ситуации, несколько, двойственной: с одной стороны нам, казалось бы, намного проще, чем коллегам из католических или протестантских миссионерских общин, ибо наши потенциальные подопечные уже считают себя православными (хотя бы – номинально), с другой стороны - роль Русской Православной Церкви, как главенствующей и, фактически, уже государственной религиозной структуры, со всем, вытекающим отсюда, негативом, делает ее (церковь) настолько неповоротливой и ленивой, что сводит «на нет» усилия одиночных православных миссионеров. Не только высшие церковные иерархи, уже по своей должности, попадающие в политический истеблишмент власти, но и обыкновенные приходские настоятели, занимающиеся, кто «скрепя сердце», а кто и с удовольствием, таким количеством, несвойственных христианскому пастырю, дел, что не удивительно, как евангельская проповедь оказывается на самом последнем месте.
Так кем же считают себя нынешние «православные», переполняющие храмы на пасхальные и рождественские праздники? Почему современный православный прихожанин может регулярно исповедоваться и причащаться, слушать, смиренно склонив голову, Евангелие на каждой воскресной литургии и одновременно громить художественные выставки, сжигать плакаты Мадонны или, в лучшем случае, тихо ненавидеть соседа из Свидетелей Иеговы? Как в одной голове может умещаться - «любите врагов ваших» (Мф.5.44) и «бей жидов – спасай Россию»? Ответы очень неоднозначны. Как сказал классик – «граница между добром и злом проходит по человеческому сердцу, а потому не так-то просто взять и выбросить часть собственного сердца». Наверное это справедливо для случаев духовной брани, действительно идущей в сердце христианина, но для наших то «православных» эта брань давно закончена, они настолько убеждены в своей правоте, что даже и священника, пытающегося их вразумить, слушать не станут, сочтя его «врагом Церкви», «еретиком», «масоном» и т. д.
А где же Евангелие? Где же Христос, который когда-то коснулся этого человека и вразумил его стать Своим последователем, т. е. - христианином?
Мне, зачастую, кажется, что Христа-то там, как раз, и не было, и «православность» эта, действительно, лишь гремучая смесь невежества с «национально-культурными традициями»…
Обыкновенный здравый смысл последовательности действий приведших того или иного человека в Церковь, указывает на то, что Церковь, как установление Божие, может считать своим членом только того, кто свободно и добровольно принимает Христов призыв и становится членом не «абстрактной» Церкви, а конкретной местной церковной общины, участвуя в Евхаристической трапезе которой, мистическим образом участвует в Евхаристии Церкви Вселенской. Вхождение же в Церковь и начинается с вхождения в конкретную общину Таинством Крещения, и вполне естественно предположить, что тот кто изъявил желание креститься, уже знает, что делает.
Крещение, по существу, является кульминацией выбора, завершением метаний и поиска смысла жизни, и приходом к мировоззрению Иисуса Христа, две тысячи лет назад освободившего человека от порабощенности греху.
Конечно, мы с вами рассматриваем идеальную ситуацию, когда некий человек ощутил в своем сердце голос Христа и оказался способным ответить на него, сделав Нагорную Проповедь смыслом своей жизни. В суете же «нагромождения серых будней», зачастую, принятие Крещения есть лишь поставление еще одной галочки в рациональном реестре ценностей – «так надо», «бабушка посоветовала», «все крестятся и я тоже» и наконец – «вот покрестим ребеночка - болеть меньше будет»…
По учению Церкви, крещению человека обязательно должен предшествовать период катехизации, т. е. «научения в вере», ибо, провозгласив себя христианином, нужно немного представлять себе смысл таких понятий как – покаяние, крестная жертва, Евхаристия и многое другое. Ведь было бы вопиющим свинством, если бы человек, объявивший себя математиком и занимающий высокие должности в ученых советах, не разбирался бы даже в элементарной алгебре. Так то – пол беды, зачастую, такие горе-профессора, заседая во всевозможных комиссиях, калечат жизни, действительно, талантливых молодых ученых. А что же наше «православное большинство»? Будем справедливы – они то себя христианами и не называют, они гордо произносят – «Мы – православные!» Вот до какого абсурда можно дойти (не раз был свидетелем характерной ситуации) – человек смотрит на четырехконечное Распятие и говорит: «А это разве православный крест? Это – христианский…»
Вопреки современной практике, но сложившейся далеко не сегодня, Церковь не принимает к себе всех подряд, гонясь не то за партийным большинством, не то за членскими взносами. Когда то Крещение совершалось один раз в год, как правило – на Пасху, праздник праздников – Светлое Христово Воскресение, и, тот самый период катехизации длился год, а то и более. А само Крещение совершалось торжественно, при сборе всех членов общины, в соединении с Литургией, и, соответственно, с Причастием. Покаяние в грехах былой жизни происходило задолго до крещения, и, как правило, при всех. Но так было очень давно. С тех пор общинная, или приходская жизнь претерпела многие изменения и далеко не в лучшую сторону. Вскрывать причины подобных метаморфоз мы сейчас не будем. Наша задача, несколько, иная.
Именно в ранний период жизни Церкви появляются Символы веры. Причем, появляются, как раз в ответ на нужды Крещения. Торжественное соединение с Христом и громкое объявление смысла того, во что ты веришь, требовало появления определенной краткой формы. Сейчас Символ веры произносится священником, почти всегда – скороговоркой, как, впрочем, и все остальные тексты. Не погрешу против истины, если скажу, что в 99% случаев крещаемые о Символе веры имеют весьма отдаленное представление.
К счастью, все чаще и чаще, раздаются в Церкви голоса, призывающие вернуть Таинствам и богослужению их первоначальный смысл. А сколько безвестных священников-подвижников разбросанных по бесчисленным приходам, наедине со своей совестью, делают святое дело евангельской проповеди.
Что тут скажешь… На самом деле, при всей человеческой немощи (а любой грех есть ни что иное, как болезнь), Церковь Христова несокрушима и «врата ада не одолеют ее» (Мф.16.17). Но как в каждой Евхаристической чаше есть истинная Кровь Христова, как и во всех других совершаемых Евхаристиях по всему миру, так и в каждом христианине, в каждом члене Церкви отражается Христос.
Комментарии
Комментарий удален модератором
"Ибо Апостольская Церковь создана по благоволению Отца Господом Спасителем благодатию Святаго Духа чрез Апостолов. Людям такой уж не создать. Думающие создать такую подобятся детям, в куклы играющим. Если нет на земле истинной Апостольской Церкви, нечего и труды тратить над созданием её. Но благодарение Господу, Он не попустил вратам адовым одолеть Святую Апостольскую Церковь. Она есть и пребудет, по обетованию Его, до скончания века. И это есть наша Православная Церковь" (Св. Феофан Затворник, "Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия", М. 1881, с.8)
Справку от попа предъявить, или как лошадей по зубам определять или извините, под хвост им заглянуть???
К сожалению, до сих пор встречаются люди, которые, называя себя православными христианами, всерьез полагают, что возможно спасение, то есть вхождение в Царствие Небесное, для нехристиан. По их мнению, и те, кто не верит во Христа, если совершает хорошие дела, тоже может спастись. Подобные взгляды не новы, они были известны и ранее. Опровержению этого заблуждения еще в позапрошлом веке посвятил свое письмо святитель Игнатий (Брянчанинов).
Очень вам советую изучить сей труд и ссылки с него: http://www.pravoslavie.ru/put/29058.htm
Таинства в Церкви перечислить невозможно. Разумеется таинственное ниспослание человеку какого-либо Дара Божия. Оно сопряжено с определённым церковным священнодействием.
Священнодействие совершается священником, а дар же Божий посылается Самим Богом (который смотрит на сердце человеческое). Бог совершает Таинство, точнее сказать Христос. Хорошо сказано в Евхаристических молитвах: "Ты еси приносяй и приносимый..." (т.е. Ты совершаешь Таинство, а не священник как таковой).
Есть 7 выделенных, особых, основных. Если попытаемся посмотреть древность, то Таинств больше.
Монашество. Это ли не Таинство? Если так, что сегодня подстригся, завтра женился.... абсурд.
Великое освящение воды на Крещении. Не Таинство? Факт. Нетленная вода, в течение десятилетий стоит и т.д. Таинства.
Итак, Таинство, где _таинственно_ посылается благодать Божия. В Церкви нет пустых священнодействий.
Да, католики у себя "узаконили" Таинства, причём низложив их до мистерии.
"Вот Игнатий Брянчанинов, да вознаградит его Господь, все время говорит об этом. Его вы теперь не понимаете. Все у него внутри насаждает мысль о смирении. Что же такое смирение? У меня к пониманию смирения был такой переход. Однажды мне пришла мысль, совершенно отчетливая и ясная: а что такое все наши дела, все наши молитвы, наше все? Надо взывать, как мытарь: "Боже, милостив буди мне, грешнику!" Сердце вот тут-то у меня и поняло, поняло, что самое существенное – это милость Божия. Это было понятно не умом, а сердцем. И вот с этих пор я стал обращать в себе эту мысль, жить этой мыслью, молиться этой мыслью, чтобы Господь не отнял, а развил ее." - Иегумен Никон (Воробьёв).
Советую изучить, если ещё не изучали: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikon_v/repentance1/contents.html
Вообще в аскетической традиции началом всех зол и началом самообольщения единогласно признается принятая ложная мысль, доверие всем помыслам и ощущениям, рождающимся в нашем испорченном естестве. Святитель Игнатий разъясняет это, опираясь на антропологию: «Ум наш имеет способность мышления и способность воображения; посредством первой он усваивает понятия о предметах, посредством второй усваивает себе образы предметов. Диавол, основываясь на первой способности, старается сообщить нам греховные помыслы, а основываясь на второй способности, старается запечатлеть соблазнительными изображениями» (Слово о смерти, Т. 3. М., 1997. С. 58–59)"
Написаное и процитированное мною выше по причине того, что вы написали:
"Наверняка и в РПЦ есть много настоящих христиан и среди прихожан, и среди духовенства. Но так же их много и в других конфессиях... "
Нет, в других конфессиях нет ни одного. Поэтому и была приведена цитата из Деян. 4:10–11
На счёт Брянчанинова и вообще рекомендовал бы вам статью: http://www.pravoslavie.ru/put/32921.htm Валерия Духанина, преподавателя Николо-Угрешской духовной семинарии.
Крест наложен на Россию в результате насильственного насаждения христианства. В результате вся Россия утыкана крестами, как на кладбище. Это ритуальное умерщвление нашего народа. Кто насаждал нам христианство с его покорностью и толерантностью, тот и правит сейчас нами. В результате Россия превратилась в "Страну рабов, страну господ и им преданный народ". Нас грабят, уничтожают, насилуют, а мы все надеемся на бога, на чиновников, на попов и т.д.
Крест - символ Вечной Жизни. Это спасение через жертву Христа, страдание, вера, искупление. Y -образный крест изображает руки Христа, олицетворяющие также милость и суд.