Курдский вопрос: через тернии к созданию своего государства
Бомбы всегда несут разрушения и страдания для мирного населения, но «цивилизованный мир» начал считать количество жертв авиаударов только после того, как российская авиагруппа приступила к выполнению своей миссии. До этого никто не подсчитывал, сколько гражданского населения погибло от ударов авиации, не только в Сирии, но и во всех кампаниях западной антитеррористической стратегии в странах исламского мира. Все это является продолжением навязывания политики двойных стандартов со стороны Запада.
Настал момент садиться за переговорный стол и выставлять счета всем за проделанную работу. Ожидаем, что в Вашингтоне уже смирились с тем, что нужно договариваться с сирийским правительством и не дать возможность Владимиру Путину монополизировать этот формат. Роли уже распределены: американцы сейчас заняты внутренним предвыборным процессом, в то время как Москва очищает себе поле для следующих дипломатических маневров, сведя к нулю все активы основных региональных оппонентов по «сирийской бирже». Это стало видно по тому, как военная российская экспедиция в Сирии успешно переформатирует все военно-политическое поле, заполучив Израиль в качестве союзника, и не только союзника.
Ключевую роль в этой ситуации будут играть курды на всех уровнях, будто сирийские, иракские или даже турецкие, не говоря уж об иранском компоненте.
У курдов появился поистине исторический шанс заключать, как союзнические договоренности, так и сепаратные с основными субъектами международного права с целью, приступить немедленно к созданию своего суверенного государства. Только ленивый не говорит о том, что де-факто иракский Курдистан – это суверенное образование.
То, что курды в своем большинстве ведут успешные бои против ИГИЛ, - это огромный вклад, и даже политический взнос в копилку под названием «Великий Курдистан». Главные игроки на сирийской шахматной доске используют курдский вопрос как неоспоримый аргумент, как против самого режима Асада, так и против его антагонистов таких, как Турция и Саудовская Аравия.
Политолог Рустам Рзгоян считает, что основной проблемой курдов исторически было то, что они не были едины никогда. И отсутствие единства между курдами проявляется сегодня, как никогда. Есть различные курдские партии – Демократическая партия Курдистана, Рабочая партия Курдистана, Патриотический союз Курдистана и много других мелких партий, которые борются друг с другом. Эта борьба мешает созданию курдского государства.
Понятно, что ни одна страна в регионе не заинтересована в усилении позиций курдов, что может в обозримом будущем привести к их распаду на этнические и конфессиональные составляющие.
Если говорить о том, чего курды добились на нынешний день, нужно отметить иракский Курдистан, где де-факто – как мы отметили выше – создано независимое курдское государство. Также сегодня очень серьезно отстаивают свою позицию сирийские курды, где под покровом русских и американцев создается новое курдское образование в качестве федеративного компонента будущей светской Сирии – не суннитской и шиитской. Если говорить об иракском Курдистане, то о нем не приходится говорить, как о светском государстве. У власти находится диктаторский демократический режим – Демократическая партия Курдистана во главе с лидером Масаудом Баразани. Если рассматривать перспективы отношений России с этим лидером, то нужно отметить, что у России нет никакого политического интереса к иракским курдам.
Баразани всегда умело находил общий язык с центральной властью в Багдаде еще со времен Саддама Хусейна и успешно манипулировал национальным трендом среди самых рядовых курдов – власть держалась либо на трубе, либо на страхе.
Дело в том, что совсем недавно пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил, что основной целью Москвы является сохранение границ ближневосточных государств, недопущение их развала. Что же касается иракских курдов, то де-факто они уже независимы, но хотят оформить свои права де-юре, и обрести независимое курдское государство – за это патриоты курды во всех уголках мира работают денно и нощно.
Если рассматривать последние события, которые происходят в иракском Курдистане, то нужно отметить, что государство это будет, прежде всего, исламским. В проекте конституции иракского Курдистана нормы шариата признаны источником законодательства – об этом упоминал политолог Рустам Рзгоян.
«Есть опасения, что религиозные этнические меньшинства не будут обладать никакими правами, и прежде всего христиане и езиды. Если рассматривать езидов с точки зрения норм шариата, то езиды являются «неверными». То есть, это народ без письма, без Книги и шариат предполагает в их отношении или обращение в ислам, либо уничтожение», - рассказывает политолог Рустам Рзгоян.
Такая позиция создания исламского Курдистана на территории Ирака не отвечает не только интересам России, но и интересам всего прогрессивного человечества. Если посмотреть на то, кто такой Масауд Баразани, то нужно отметить, что, прежде всего, это ставленник Турции. Турки оказывают непосредственную финансовую и военную помощь иракским курдам. В этой связи нужно отметить еще, что около 90% экономики иракского Курдистана контролируется турецкими предприятиями и турецкими компаниями. В интервью ближневосточному агентству «Альмонитор» премьер-министр иракского Курдистана недавно заявил, что если бы не турецкая помощь, то власти иракского Курдистана не могли бы выплатить зарплаты государственным служащим. Даже любой предприимчивый араб в Украине знает, что без Турции нельзя будет провести «экономную» логистику на продовольственные рынки того же иракского Курдистана.
Практика современного протектората в отношении слабых экономик наблюдается и на уровне ЕС с некоторыми постсоветскими государствами. Ведь недавно премьер-министр Украины Арсений Яценюк обратился в Брюссель с просьбой дотировать зарплаты высокопоставленных чиновников в Украине, чтобы уменьшить фактор коррупции.
Понятно, тогда чьи поручения будет выполнять эти чиновники. Эта картина и наблюдается и в отношении Турции с иракским Курдистаном.
Оппоненты сразу возразят, дескать, если Анкара неофициально поддерживает ИГ, то, как объяснить тот очевидный факт, что иракские курды практически остановили экспансию террористов на север – или это тот же «договорняк», как это бывает в некоторых постсоветских республиках при патронаже Кремля?
Это говорит о том, что роль турок в иракском Курдистане велика. Следует отметить и то, что с подачи и по приглашению Масауда Баразани и иракских курдов Турция вторглась на территорию Ирака в город Баши. Если рассматривать этот город, то он издревле населен езидами и вместе с другими спорными городами на территории провинции Аль-Нейнава, населенными христианами и езидами, никогда не подчинялись Ирбилю. Они всегда подчинялись Багдаду, и в административные границы курдской автономии они не входили. Поэтому, после того, как турки ввели туда свои войска, Багдад, имея на то основания, поднял бунт и призвал мировое сообщество надавить на Турцию с тем, чтобы она вывела оттуда свои войска.
Движение сирийских курдов, прежде всего светское, и отвечает интересам многих сил в регионе. Тем ни менее, и среди сирийских курдов нет единства.
Характерным критерием является то, что с курдами можно договориться на прагматичной основе, вот почему Дамаску почти всегда удавалось находить свою «пятую» колонну. Курдов легко мотивировать и даже ангажировать, все зависит от того насколько приложенные средства оправдают поставленные целы – вопрос в цене – политической цене!
Посему курдов очень трудно объединить в силу исторических издержек – долгое время они находились под влиянием разных протекторатов, хотя при османской империи имели все шансы создать свое независимое государство, но это было не выгодно как Антанте, так и Кемалю. Как бы там не было костяк курдов – это суннитское ядро. Ведь, если мусульмане захотят возродить настоящий Халифат, что является альтернативой соглашению Сайкс-Пико, то лучше курдов в качестве ударных сил не найти. Вот почему англосаксы позаботились расколоть курдов на всех уровнях, включая и конфессиональную составляющую. Стоит вспомнить, что человек, который отразил нашествие крестоносцев на Ближнем Востоке, был курдом – Саллах Аддин аль-Июби.
Возвращаясь в нашу современную историю, следует отметить, что буквально в октябре 2015 года возникли разногласия между силами народной самообороны и сопредседателем партии Демократический союз Салехом Муслимом. Причиной разногласий стала как раз помощь американцев. Дело в том, что ранее Салех Муслим заявил, что курдские силы получили около 50 тонн вооружений от американцев, и что сирийские курды будут углублять отношения с американцами. Пресс-секретарь Халиль выступил против этого, и заявил, что Салех Муслим не имеет права выступать от имени всех сирийских курдов, что он представляет только свою партию. Парадокс в том, что эта партия является вооруженным крылом партии «Демократический союз». Все это говорит о том, что по поводу американцев среди сирийских курдов имеются разногласия. Данная партия занимает более нейтральную позицию, а Демократический союз выступает за поддержку сирийских курдов американцами. Если рассматривать курдское движение поэтапно, то следует отметить, что сирийские курды ведут более нейтральную политику по отношению ко всем региональным и мировым игрокам.
Что же касается иракских курдов, то нельзя не заметить, что они входят в суннитский блок, вместе с Саудовской Аравией, Катаром, Иорданией, Турцией и так далее. Основная цель, которую преследует суннитский блок, это расчленение существующих границ на Ближнем Востоке. Против этого выступает шиитский блок в составе Ирана, Сирии, Хезбаллы. Шиитский блок, так или иначе, пользуется поддержкой России. Вот в этом простом анализе и зарыта «курская проблематика». Здесь мы привели анализ вышеупомянутого политолога Рустама Рзгояна
Если говорить о роли Рабочей партии Курдистана в истории освободительного движения курдов, то роль эта неоценима. Именно члены Рабочей партии Курдистана изменили сознание масс на Ближнем Востоке. Дело в том, что раньше на территории Турции преобладали религиозные курды, которые поддерживали режим в Анкаре во всем. С появлением Рабочей партии все эти стереотипы и религиозные догмы были «аннулированы». Члены Рабочей партии Курдистана провели большую просветительскую работу, в результате которой курды начали отстаивать свои права, начали защищать права христиан и езидов на территории Турции. РПК выступает за защиту прав курдов и в этом направлении она многого добилась. Что же касается всех турецких курдов, то некоторая их часть поддерживает РПК, но большая часть поддерживает правящий режим Анкары, который вооружился религией (*) и исламизировал всех граждан страны. Вооружившись исламом, турки решили нивелировать курдский вопрос у себя в стране, и это им отчасти удалось. Во время недавних выборов за Партию «Справедливость и Развитие» проголосовало большое количество курдов. По словам некоторых специалистов, в Турции проживает около 20-30 млн. курдов.
Возникает вопрос: если там проживает столько курдов, то почему за курдского кандидата Салахаддина Димерташа голосует в среднем 3-4 млн., от силы 5 млн. человек? Где остальные 15-25 млн.? Соответственно, логика такова, что все они поддерживают режим Эрдогана, либо же цифра 20-30 миллионов преувеличена.
_______
Для освещения этого вопроса мы с удовольствием побеседуем с авторитетным представителем «Великого Курдистана». Посему, мы ждем от читателей предложить такую кандидатуру, написав письмо в нашу редакцию. На эту тему мы скоро организуем тематический круглый стол (следите за анонсами на нашем портале).
Комментарии
Ведь нужна для общего мира не та или иная религия, но скорее определённая форма общественно экономических взаимоотношений.
Будь ты езид или муслим или крестьянин главное - не будь рабовладельцем и не продавай себя и других людей за деньги.