Владимир Путин: «Кто-то считает, что Южная Осетия оккупирована, а кто-то - что освобождена»

На модерации Отложенный

В понедельник вечером Владимир Путин приехал в Музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве. Там премьеру - а его сопровождали лидер партии «За справедливую Грузию» Зураб Ногаидели и председатель Союза грузин России Михаил Хубутия - показали шесть лучших проектов памятника, который будет сооружен здесь взамен того, что был взорван грузинскими властями в Кутаиси 19 декабря 2009-го. Кстати, всего на конкурс представлено 25 работ.

8 - 10-метровая скульптура «В борьбе против фашизма мы были вместе» будет не точной копией разрушенного мемориала, а его символом. К отливке памятника (после того как конкурсная комиссия окончательно определится с проектом) собираются приступить уже в июле, чтобы успеть установить его на Поклонной к годовщине сноса мемориала в Кутаиси.

- Все проекты хороши, все талантливы и все соответствуют теме, - так отозвался Путин о шести вариантах будущего памятника.

Но все же особое внимание он обратил на макет: водружение Знамени Победы над рейхстагом.

- Есть ли сегодня памятник Михаилу Егорову и Мелитону Кантария (а именно они 2 мая 1945-го подняли Знамя над рейхстагом. - А. Г.)? - поинтересовался Путин.

- Такого памятника нет, - ответили сотрудники музея.

Путин покачал головой.

Грузинские журналисты, находившиеся в музее, попросили премьера прокомментировать последнее высказывание госсекретаря США Хиллари Клинтон. (В понедельник она заявила в Тбилиси, что США твердо поддерживают суверенитет и территориальную целостность Грузии и ожидают «прекращения оккупации».)

Премьеру показали шесть лучших проектов, которые уже отобрала конкурсная комиссия
Премьеру показали шесть лучших проектов, которые уже отобрала конкурсная комиссия


- Она планирует говорить об этом с Россией, - специально сделали акцент грузинские коллеги.

- Как вы думаете, собирается ли Россия деоккупировать нашу территорию?

- Вы долго ждали, чтобы задать этот вопрос, - начал Путин, - поэтому я не буду от него уклоняться. Кто-то считает, что она  (территория Южной Осетии. - А. Г.) оккупирована, кто-то считает, что она освобождена. Это предмет диалога между народами - между грузинским и югоосетинским народами. Нужно вести этот диалог, не ссылаясь на третьи стороны. Мы эту войну не начинали, и ответственность за ее последствия несут те, кто начал эту войну. Они должны набраться мужества, должны найти пути к сердцу людей, которых они ранили. Нужно договариваться, а как договариваться, на каких принципах - это дело двух договаривающихся сторон...

Грузинские журналисты, похоже, были удовлетворены тем, что премьер не стал уклоняться от их острого вопроса, и благодарно закивали, но Путин решил развить тему...

- ...Россия, так же как и другие участники международного сообщества, может выступить здесь только гарантом. Я знаю, что в Грузии есть много сил, которые хотели бы нормализации и грузино-российских отношений, хотели бы выстроить совместное будущее с осетинским народом. Нужно двигаться по этому пути, но не нужно искать решения на стороне. Америка - это Америка, Россия - это Россия, Грузия - это Грузия, Осетия - это Осетия. Не нужно ни на кого ссылаться, ждать какой-то манны небесной...

А чтобы эти слова стали более доходчивыми, премьер специально для грузинских журналистов процитировал строки из «Интернационала»:

- «Никто не даст нам избавленья - ни бог, ни царь и не герой...»

После чего, не уходя далеко от темы «Интернационала», добавил уже от себя:

- ...Нужно все делать своими руками...

А закончил так:

- ...Уже что-то сделали, нужно делать шаг в правильном направлении.