Сегодня «Российская газета» опубликовала заметку о намерении депутата Владимира Груздева вывести из под уголовной ответственности получение и дачу взяток до определенного размера. Коллега Груздева по партии «Единая Россия» Михаил Гришанков об этой идее услышал впервые, но нашел ее разумной.
Предложение Владимира Груздева об ограничении минимального размера взятки, начиная с которого за нее следует уголовная ответственность, было для меня неожиданным. Но мне понятна его логика.
Действительно, нашу статистику по борьбе с коррупцией сегодня пытаются раздувать за счет копеечных дел. Как сейчас это делается: гаишник вместе с сотрудником из следственного комитета при прокуратуре или из службы собственной безопасности МВД останавливает водителя, морочит ему голову всякими дополнительными вопросами, и тот, следуя уже укоренившейся традиции общения с сотрудниками ГИБДД, кладет рублей 200 в права, и в ответ получает статью уголовного кодекса. Хотя это действие, и правда, криминальное, назвать все это борьбой с коррупцией сложно. Поэтому предложение Владимира Груздева имеет под собой основания: если оно будет реализовано, оно выбьет основу из-под нынешней «палочной системы», когда отчитываются сторублевыми взятками.
В то же время рекомендации ГРЕКО не подразумевают разницы между малыми и большими суммами, любая взятка в их понимании – это уголовное преступление.
Поэтому как альтернативу предложению Груздева можно было бы рассмотреть так же градацию с разным уровнем уголовной ответственности для разного размера взяток.
И все же надо отдавать себе отчет в том, что тяжесть ответственности мало влияет на уровень коррупции. Чаще всего – это системные управленческие проблемы. При нынешней структуре ГИБДД коррупция неизбежна – вводи тут хоть административную ответственность, хоть уголовную. Должен измениться сам формат общения ГИБДД с водителями, должна быть радикальная реформа – это же серьезнейшая проблема, касающаяся десятков миллионов людей. То же самое касается и других распространенных бытовых поводов для взяток: поликлиник и образовательных учреждений, – тут тоже дело не в тяжести наказания. Те услуги, которые по факту являются платными, должны быть и формально платными, и при этом прозрачными и конкурентными. А там, где из-за больших очередей платят за то, чтобы попасть врачу или записаться в детсад, тут надо менять организацию работы, это – управленческая проблема.
Это не значит, что тяжелой ответственности за взяточничество быть не должно, наоборот, рекомендации ГРЕКО предписывают вводить конфискацию имущества по коррупционным преступлениям. И это правильно. Но в тех случаях, когда речь идет о взятке в пару тысяч рублей, решения лежат в организационной плоскости, а не в области уголовного законодательства.
Комментарии
Прекрасное доказательство того, что в Думе сидят воры, если им в голову приходят подобные идеи.