Кто мы ? Что делать ? Кто виноват ? № 2
На модерации
Отложенный
Cтатья великого российского писателя и мыслителя Александра Солженицына, открывшая в прошлом номере «АиФ» новый интеллектуальный проект «Какой быть России?», попала в самую точку — тема народного самоуправления волнует умы как властей, так и простых россиян. По мнению Александра Исаевича, пока сам народ русский «не научится брать в свои руки и деятельно обеспечивать близкие, жизненные наши нужды, не видать нам благоденствия ни при каких золотовалютных запасах». С позицией Солженицына в рамках дискуссионного клуба «АиФ» соглашаются или спорят наши авторы.
«И слышно завывание волков…»
В Кремле, похоже, осознали, что кризис регионального развития достиг своего пика и стал тормозом для движения вперёд.
ОБ ЭТОМ уже давно бьёт в колокола министр регионального развития Дмитрий Козак. На днях на форуме «Россия» он признал полный крах проводимой до сих пор региональной политики, основанной на централизации. При коммунистах да и в последующие десятилетия в отношениях Москвы и регионов преобладал холуйский подход: чем откровеннее местные князьки облизывали кремлёвских небожителей, тем слаще и обильнее были ответные гостинцы. Новый подход предлагает иную формулу: большую самостоятельность и лучшее финансирование из Центра получат те, кто меньше зависит от столицы.
Не в этой жизни
ВОПИЮЩИЕ диспропорции в развитии регионов уже давно ни для кого не секрет. В то время как Москва, Санкт-Петербург и несколько других крупных городов тонут в нефтяных деньгах, строят небоскрёбы и упиваются гламуром, сотни средних и малых городов, не говоря уже о селе, пребывают в стагнации. В этих забытых Богом «неперспективных» городах и весях жизнь не просто остановилась. Она откатилась в глубокое средневековье. Нашумевшая недавно история с уходом под землю группы верующих -далеко не случайность. Она по-своему символична: люди глубинки утратили веру, что в «этой жизни», на этой земле им что-то светит. Отсюда и пугающий Церковь расцвет сектантства, рост самых грубых суеверий и полный уход от политики. Глубинная Россия пустеет и зарастает бурьяном. Отток населения стал настоящей бедой. В ближайшее время с карты Среднего Урала исчезнут названия ещё более 100 посёлков и деревень.
Как при царе Горохе
ПРИЗЫВЫ к бизнесменам идти со своими деньгами в депрессивные регионы остаются без ответа. Но можно ли их винить в отсутствии патриотизма? Регионы и при коммунистах не отличались хорошей инфраструктурой: дорогами, связью, электро- и газоснабжением. А за 90-е годы прошедшего века рассыпалось и то малое, что было. По подсчётам профессора Московского энергетического института Бориса Кудрина, большая часть территории России живёт без электричества. «Это хорошо видно из космоса», — говорит он. Половина сельских электросетей, строившихся при коммунистах по принципу минимальных затрат, пришла или приходит в негодность.
Ещё хуже обстоят дела с дорогами. По данным Министерства экономического развития, для того чтобы привести в порядок 500 000 российских дорог, находящихся в состоянии распада, понадобится 300 лет. Вопль о главной российской беде раздаётся уже несколько лет. Но что-то крайне редко мы видим репортажи о вводе в строй новых дорог, мостов, тоннелей. На тысячах российских переправ действуют дедовские паромы. А кое-где люди могут общаться друг с другом только после ледостава. А ведь, по подсчётам экспертов ООН, в России в регионах с крайне низким уровнем развития инфраструктуры проживает 70% населения.
Только народ вывезет Россию в будущее.
В Германии проводится педагогический эксперимент: особо трудных подростков вместо тюрьмы направляют на перевоспитание в сибирскую глухомань. На днях немецкие газеты рассказали о чудесном преображении одного такого хулигана. Из уютного Гиссена его отправили в сибирское село Седельниково в 378 километрах от Омска.
«Одетый в русскую телогрейку, в обледенелых очках, Флориан (так зовут подростка) теперь мало похож на парня, который избивал мать, учителей, сверстников. Он стал добрее и хорошо ладит с русскими ребятами». «Ему даже дрова приходится рубить самому, а после снегопадов расчищать лопатой дорогу к дощатому сортиру, из которого по ночам видны холодные звёзды и слышно завывание волков».
Когда-то в Седельниково жило 36 тыс. человек. Но после закрытия лесопилок жители разъехались кто куда. «Остались одни старики, чудом передвигающиеся по сугробам в традиционных валенках и тулупах», — живописуют немецкие репортёры.
Метод перевоспитания Сибирью назвали «Дорога жизни». Немецкая пресса в восторге. Между тем за этой педагогической новинкой просматривается драматизм судеб (русских судеб), мимо которых прошли, фактически не затронув их, и горбачёвская перестройка, и ельцинские реформы, и экономический подъём 2000-х годов.
Чиновники продолжают петь кремлёвскому начальству об успехах, о громаде Стабилизационного фонда, об «острове стабильности». Столичные социологи утверждают, что уровень бедности снизился с 40 до 17–20%. Беда только в том, что социологи эти и носа не кажут в такие дебри, как Седельниково. А вот сотрудники Уральского центра рабочего движения утверждают, что в Свердловской области (далеко не самой глухой) 70% семей едва сводят концы с концами.
Словом, кому-то и из сортира небо видится в алмазах, а кому-то из всех щелей дует в зад…
Юрий ТРОШИН, глава сельского поселения деревни Шуя Прионежского района Республики Карелия: Люди думают, что власть только ворует
— АЛЕКСАНДР Исаевич, конечно, прав, когда говорит о необходимости местного самоуправления. Но тут, как говорится, есть одно «но». Как начался беспредел в 90-х, так он, по сути, и продолжается. Смотрите, сейчас принимают много законов. Получается, что нас этими законами просто обложили. К примеру, приняли закон о местном самоуправлении. Разграничили полномочия между властями региона, района и сельской администрацией. Люди по привычке идут к районной власти с жалобами, их отсылают к нам, а у нас нет денег, чтобы эту проблему решить. Пример — в посёлке ужасающая дорога. Люди недовольны. В Шуе много тех, у кого есть автомобили, они платят налог и говорят: раз вы — власть, так сделайте же дорогу! А как мы её починим? Весь налог наверх уходит. И получается, что спрашивают с нас, а все деньги где-то там, в региональном или федеральном бюджете оседают. Вот и крутимся, как карась на сковородке. Отправляемся на поклон к спонсорам. Некоторые помогают. Сейчас за счёт спонсоров в клубе проводку сделали, сараи совсем уж неимущим ставим, праздники проводим — День пожилого человека, ещё что-то. Но это максимум того, что мы можем.
А предложить народу всем миром скинуться и что-то сделать, да хотя бы скамейки новые поставить… Трудно это. У нас в уставе есть специальная строка, что, дескать, можно провести собрание жителей и организовать сбор средств на конкретную проблему. Только я этого не делал, и никто, думаю, делать не станет. Потому что сколько ты ни дёргайся, а народ уверен — большую часть собранного воруют сами собирающие. Власть ворует, это уже стало аксиомой. И если власть, да хоть я, начнёт на что-то деньги собирать, значит, она эти деньги украсть собирается. Не верят люди никому. Но и сами инициативу не очень-то проявляют. Привыкли все — дай им то, дай сё.
Так что как ни крутите, а требуется не только отдавать на места больше полномочий, но и подкреплять их финансами. Тогда мы хоть что-то сделать реально сможем. А если сможем — хоть помаленьку, по чуть-чуть жизнь улучшать, то и люди нам поверят.
И будет в селе не разделение на «мы, народ» и «они, власть», а совместное «мы, село».
Сергей ХОРОШАВИН
Александр БУШКОВ, писатель (Красноярск): Путь в Европу — через жёсткий Центр
— Я БЫ не стал так категорично говорить о пользе местного самоуправления. Дело в том, что ещё Екатерина II в одном из документов писала о том, что централизованная власть в России обусловлена геополитическим фактором: «Российская империя есть столь обширна, что кроме самодержавного государя всякая другая форма правления вредна ей, ибо все прочие медлительнее в исполнениях».
Безусловно, какая-то демократия, какое-то расширение властных полномочий на местах нам не повредят. Но по всей своей истории, по своим просторам, по своему характеру -особенно теперь, когда мы из очень непростых времён выкарабкиваемся, — страна наша должна быть несколько жестковато управляема из Центра. Потому что в сегодняшних наших конкретных условиях, если максимально расширять самоуправление на местах, мы опять получим Россию образца 1995 года или какую-нибудь Баварскую республику. Вообще, широкое самоуправление могут себе позволить маленькие уютные благополучные страны -Швейцария, Монако.
Так что нам, наоборот, нужна централизация. Не жёсткая, но достаточно сильная и последовательная.
К тому же иногда именно центральная власть и может увидеть и вытащить на белый свет те проблемы, о которых власти на местах элементарно боятся говорить, не желая выносить сор из избы. Вспомните пример с той же Калмыкией, которая несколько лет назад начала очень активно самоуправляться… И досамоуправлялась до тех результатов, которые мы сейчас наблюдаем.
А чтобы не возникало конфликтных ситуаций между интересами Центра и местных властей, нужно очень чётко проработать законы взаимодействия властей разных уровней. У нас такие законы существуют. Надо их ещё немножко подчистить, чтобы было совершенно ясно и точно прописано, что может и чего не может делать Центр, что может и даже обязана делать местная власть, какой процент налогов она обязана отчислять в общую казну, а сколько может оставить себе. Cочетание достаточно жёсткого Центра с чётким исполнением законов на местах позволит России оставаться мощнейшим государством Европы.
Владимир ГРЕЧУХИН, председатель Общественного собрания г. Мышкина Ярославской обл.: Москва не знает свой народ!
— Я СЧИТАЮ, что идея Александра Исае-вича Солженицына стопроцентно верна!
Я историк, изучал много документов из прошлого нашей страны. И мне наиболее совершенной формой местного самоуправления кажутся земства. Земства на двух уровнях — волостном и уездном. Уездные земства нравились людям. Именно земства сделали провинциальную Россию цивилизованной — от дорог до больниц, школ и библиотек (систему которых так активно сейчас разваливают в стране) построили они.
Сегодня от чиновников приходится часто слышать упрёки в инертности народа. Мол, не желают люди ничего делать для себя же. Возражу на это: мне кажется, что столичные власти просто не знают свой народ, особенно ту его часть, что живёт в провинции. Да, действительно, 90% страны — это население. Но есть и народ — активная, думающая часть его. Может, их всего 5%, может, 10%. Но эта активная часть решала практически все вопросы и вела за собой всех остальных. Эти деятельные, думающие группы есть практически в каждом районе. И делают они очень много. Одна беда: при нынешнем подходе и законодательстве они, как в забор, упираются лбом в законы, не имея материальной возможности на деле, а не на бумаге улучшить жизнь своей земли, — ведь все деньги у нас уходят наверх, в столицу.
Неправы и те, кто опасается, что при усилении местного самоуправления каждая область начнёт тянуть одеяло на себя. Живущие на местах лучше видят проблемы и знают, как их решить. Лучше умеют считать и знают цену и копейке, и рублю. И расхищать местную казну никто не станет — наоборот, будет более рачительное, хозяйское к этим деньгам отношение. Мы ничего никуда не потащим. Мы будем просто обустраивать свою землю!
Вячеслав ГЛАЗЫЧЕВ, председатель комиссии Общественной палаты РФ по региональному развитию: Кто нас пугает анархией
— НЕДАВНО, участвуя в заседании совета крупного уральского села, я мог в который раз убедиться в том, насколько здраво наши люди умеют и обсуждать, и решать вопросы местной жизни…
Но у самой идеи местного самоуправления по-прежнему мощные противники. Это около 3000 глав «муниципальных» районов, которые хотят спаять властные полномочия прежних административных районов с возможностями распоряжения землёй и недвижимостью — без какого-либо контроля со стороны разобщённого населения.
Это большинство глав регионов, которым удобно удерживать районных начальников на коротком поводке дотаций.
Это — почти поголовно — чины федеральных министерств, которые настолько убеждены в том, что тотальное огосударствление всех сторон жизни есть единственное средство удержать страну от сползания в анархию, что они даже не склонны эту тему обсуждать… Президент или 1-й вице-премьер произносят прекрасные слова о том, что местное самоуправление — фундамент гражданского общества, но чиновники видят в этом, равно как в соответствующей статье Конституции, всего лишь риторическую фигуру для общения с Европой.
ОТ РЕДАКЦИИ
Проблема, затронутая А. Солженицыным, вызвала реакцию и во властных структурах — в минувшую пятницу прошло заседание Совета при Президенте РФ по местному самоуправлению. Активно обсуждают высказанные Александром Исаевичем идеи и творческая интеллигенция, и читатели — в редакцию в эти дни пришли сотни откликов на публикацию. «АиФ» и дальше будет следить за этой темой.
С ИНТЕРНЕТ-САЙТА «АиФ»
«Люди сами разберутся…»
Е. В.: Центральная власть должна только позаботиться, чтобы выборы были честными, а люди сами разберутся, кого поставить у руля. Каждый житель России должен чувствовать себя ГРАЖДАНИНОМ, способным что-то решать в СВОЕЙ стране, а не быть бесправной единицей непонятно какого общества.
Rivares: Выдающийся, умудрённый жизнью человек предлагает РЕАЛЬНОЕ дело, которое, да, трудно, но необходимо продвигать, внедрять. А коль не послушают и сейчас мудрые и толковые советы, значит, так и будут всю жизнь с протянутой рукой — дай! Одновременно проклиная «Маскву» и власть.
СанЧай: О каком самоуправлении можно говорить в колониально-казарменном государстве? У народа нет никаких реальных рычагов воздействия на власть. И это правильно, потому что иначе нужно было бы соблюдать законы, нагло и быстро обогащаться за счёт рабского труда народа было бы сложно. Нация рабов и господ, взаимно ненавидящих друг друга, — вот и вся нынешняя Россия.
Veuve Clicquot: Никто почему-то не хочет учитывать, что Россия слишком большая для самоуправления. Конкурентоспособность областей различна из-за природных факторов и степени удалённости от транспортных узлов, экономического профиля региона и т. д. Местные органы власти должны подстраиваться под эту специфику. И это, как ни странно, удобнее осуществлять при централизованном управлении. Так легче распределять ресурсы и поддерживать более слабые экономически области. Иначе полстраны просто опустеет.
Т. Госс: Нельзя ни с того ни с сего объявить, что, мол, с завтрашнего дня начинается новая жизнь и объявляется местное самоуправление. К этому надо планомерно идти, подготавливая весь народ к участию в жизни своего города, посёлка, региона и страны. На это должно быть направлено образование и воспитание народа.
Комментарии